Возникновение и развитие сельскохозяйственного страхования на Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

В последнее время человеческая цивилизация столкнулась с проблемой глобальных климатических катаклизмов. Различные регионы страдают от ураганов, наводнений, заморозков или засухи; при этом, зачастую, данные природные явления для тех или иных регионов не являются привычными. Помимо непосредственной угрозы жизни и благополучию населения пострадавших регионов, данные природные катаклизмы несут скрытую, но более глобальную угрозу – опасности подвергается урожай, выращиваемый на огромных территориях, что зачастую может привести к голоду целые страны, и целые отрасли экономики к разорению.
Климатические неурядицы, хотя и в несколько более «смягченном» виде, имеют место и в Украине. Уже никого не удивляет мороз в Крыму или засуха в Полесье; а апрельские снегопады или январские оттепели уже стали чуть ли не нормой. Спрогнозировать подобные явления на несколько лет вперед практически невозможно; еще сложнее оценить, как в итоге то или иное погодное явление скажется на урожае. Все это позволяет говорить о том, что сельское хозяйство практически на всей территории Украины ведется в зоне рискованного_земледелия.

Файлы: 1 файл

straxovanie.docx

— 29.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему «Возникновение и развитие сельскохозяйственного страхования в Украине»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2012

Введение

    В последнее время человеческая цивилизация столкнулась с проблемой глобальных климатических катаклизмов. Различные регионы страдают от ураганов, наводнений, заморозков или засухи; при этом, зачастую, данные природные явления для тех или иных регионов не являются привычными. Помимо непосредственной угрозы жизни и благополучию населения пострадавших регионов, данные природные катаклизмы несут скрытую, но более глобальную угрозу – опасности подвергается урожай, выращиваемый на огромных территориях, что зачастую может привести к голоду целые страны, и целые отрасли экономики к разорению.

Климатические неурядицы, хотя и в  несколько более «смягченном» виде, имеют место и в Украине. Уже  никого не удивляет мороз в Крыму  или засуха в Полесье; а апрельские снегопады или январские оттепели уже стали чуть ли не нормой. Спрогнозировать  подобные явления на несколько лет  вперед практически невозможно; еще  сложнее оценить, как в итоге  то или иное погодное явление скажется на урожае. Все это позволяет говорить о том, что сельское хозяйство  практически на всей территории Украины ведется в зоне рискованного_земледелия. 
С другой стороны, аграрии планируют хозяйственную деятельность – берут кредиты, приобретают в лизинг технику... Источник погашения взятых на себя обязательств один – выращенный и проданный урожай. При этом, неблагоприятный с точки зрения урожая год ставит аграрное предприятие на грань банкротства. А если стихия нанесла удар целому региону страны?   Социально-экономические последствия этого крайне тяжелы. Десятки аграрных фирм разоряются. Без работы, а значит – без средств к существованию оказываются десятки тысяч крестьян (при том, что найти другую работу в сельской местности невозможно). Без сырья, а значит – снова-таки, без работы – остаются перерабатывающие предприятия региона, вынужденные сокращать производство или завозить сырье из других регионов, удорожая производство и делая свою продукцию менее конкурентной.

    В итоге, при самом неблагоприятном развитии ситуации, под угрозой оказывается продовольственная безопасность государства. Оставшись без запланированного урожая, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, государство вынуждено закупать продовольствие за рубежом, по более высоким ценам, чем у внутреннего производителя, что стимулирует инфляцию, ослабляет национальную валюту и, в свою очередь, ставит под угрозу стабильность бюджетной политики государства.

 

Возникновение и  развитие сельскохозяйственного страхования  в Украине

    На современном этапе развития сельского хозяйства Украины, когда в основном завершен переход к частной форме хозяйствования, на первый план выходят задачи развития инфраструктуры аграрного рынка. Важным элементом этой инфраструктуры должна стать система финансово-кредитного обеспечения, в частности, система  страхования сельскохозяйственного производства.  

    Страхование рисков сельскохозяйственного производства везде в мире является важным элементом системы финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных производителей. Первая и главная цель страхования сельскохозяйственных рисков - это частично или полностью компенсировать фермеру потерю урожая, которая возможна из-за неблагоприятных естественных явлений, таких как засуха, град, ураган и т.п.. Второй целью страхования является улучшения финансового положения сельскохозяйственного производителя с точки зрения его кредитоспособности.  Кредитные организации всех типов - банки, кредитные союзы, частные лица - отдают предпочтение тому сельскохозяйственному производителю, который имеет гарантию сохранения определенного уровня своего дохода при наступлении стихийных бедствий и потере урожая. 

    Современное состояние развития страховых услуг в Украине пока что не разрешает эффективно выполнять функции уменьшения рисков и улучшение доступа к кредитным ресурсам: количество компаний, которые предоставляют страховые услуги сельскохозяйственным производителям, является незначительным, информация об условиях и порядке страхования - неполной и труднодоступной, перечень рисков, от которых страхуют присутствующие на рынке страховые компании, часто не содержит именно тех рисков, которые большее всего беспокоят сельскохозяйственных производителей. Таким образом, перед правительством и участниками рынка возникает задача активизации усилий по созданию условий для развития страхования в аграрном секторе.

    Как способ стимулирования развития страхования сельскохозяйственного производства в Украине был избран путь внедрения обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений государственными сельскохозяйственными предприятиями, а также страхования урожая зерновых культур и сахарной свеклы сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности. Чтобы сделать такое страхование менее обременительным для сельхозпроизводителей, было решено, что обязательное страхование будет осуществляться лишь при условии государственной поддержки, которая будет предоставляться в форме частичного возмещения страховых премий. Тем не менее, поскольку государственным бюджетом Украины на 2002 год, средства на программу поддержки обязательного страхования не были предусмотрены, де-факто обязательное страхование урожая упомянутых сельскохозяйственных культур в Украине не осуществляется. 

    Что касается добровольного страхования, его развитие происходит крайне медленно. По мнению страховых компаний, которые работают в Украине, страхование сельскохозяйственного производства является более рискованным и более затратным видом страхования, чем другие виды страхования. Повышенная рискованность страхования урожая заключается в том, что в случае наступления страхового случая, скажем, стихийного бедствия, потери могут наблюдаться не только у отдельных страхователей, а на целых территориях, следовательно, число обращений за возмещением может быть достаточно большим и отрицательно отображаться на финансовом состоянии страховой компании. 

   Мониторинг соблюдения предприятиями условий страхования, в частности, соблюдение ими агротехнологий, требует специальной подготовки персонала и дополнительных затрат на посещение сельскохозяйственного предприятия. Учитывая изложенные факторы, страховые тарифы, которые сложились сегодня в Украине, страховые компании считают заниженными.  

 С другой стороны, эти тарифы являются высокими для сельскохозяйственных производителей. Сельскохозяйственные производители еще не получают достаточных прибылей, для того, чтобы страхование не отображалось отрицательно на их финансовом состоянии. Во-вторых, они еще не осознают преимуществ страхования как способа минимизации рисков своего производства. Значительная часть производителей не доверяет страховым компаниям, считая, что, в случае наступления страхового случая, их шансы получить страховое возмещение являются незначительными. Как результат, страхование урожая сельскохозяйственных культур осуществляется сегодня, главным образом, в форме страхования залога с целью получения кредита.

    Учитывая тот факт, что механизм принятия рисков на страхование достаточно сложен, а сами риски для отдельной компании могут быть значительными сельскохозяйственное страхование целесообразно проводить путем создания специализированного страхового пула, который бы возглавляла авторитетная компания с развитой сетью представительств по регионам Украины, способная обеспечить надежное перестрахование крупных рисков за рубежом. На сегодняшний день в Украине существует с/х страховой пул, который возглавляет «АСКА». За сезон весна – лето 2005 года данный пул собрал страховых платежей на сумму 550 тысяч грн.; основной объем платежей был привлечен в Донецкой (392 тыс. грн.) и Херсонской (79 тыс. грн.) областях. Для информации: на 2005 год государственным бюджетом Украины предусмотрены компенсационные выплаты аграриям на с/х страхование 54 млн. грн.

    На сегодняшний день «АСКА» предлагает следующие страховые продукты для предприятий аграрного сектора экономики:

  •     страхование от града и огня: в рамках данной программы страхуется урожай озимых и яровых сельскохозяйственных культур только на случай града и огня,
  • комплексное, или мультирисковое страхование урожая сельхозкультур: по этой программе осуществляется страхование урожая озимых и яровых культур не только на случай града и огня, но также и на случай действия других рисков,
  • страхование озимых посевов: осуществляется страхование посевов только озимых культур от неблагоприятных погодных явлений,
  • страхование сельскохозяйственных культур на базе индекса урожайности: урожай озимых и яровых сельскохозяйственных культур страхуется с использованием индекса урожайности,
  • страхование сельскохозяйственных культур на период полного аграрного цикла: в рамках данной программы осуществляется страхование посевов и урожая озимой пшеницы на полный производственный цикл.

    Страхование производится от таких рисков, как: “Заморозок”, “Вымерзание”, “Гололедица”, “Град”, “Удар молнии”, “Землетрясение”, “Лавина”, “Земельный оползень”, “Земельный или земельно – водный сель”, “Пожар”, “Буря, ураган, буран”, “Ливень, наводнение, паводок”, “Засуха”, “Обезвоживание на землях, подлежащих принудительному орошению или заводнению”, “Эпитофитотионное размножение вредителей растений, а также болезней, ставших следствием наступления какого-либо из рисков”, “Противоправные действия лиц, выражающиеся в кражах, хулиганских действиях относительно растительных насаждений; разрушении покрытий (несущих конструкций) парников, теплиц, оранжерей”.

    Страховая сумма определяется в размере стоимости будущего урожая, подлежащей_согласованию_со_страхователем. 
Страхование осуществляется от всех или отдельно выбранных рисков: града и вторичных болезней растений в результате воздействия на них града; весенних и осенних заморозков; засухи; бури и урагана; ливня, наводнения, паводка, избыточных осадков (препятствующих уборке урожая); огня. 
    Страховой тариф определяется в зависимости от климатической зоны, в которой расположено хозяйство страхователя, и соотношения между суммой обязательств по кредитному договору и стоимостью ожидаемого урожая, которое_колеблется_от_0,25_до_0,5. 
   

    На данном этапе формирования и развития страхового рынка наиболее актуальными являются  следующие проблемы:

1. Низкий уровень страховой культуры  сельскохозяйственных предприятий.  Для многих с/х компаний страхование  не является осознанной необходимостью. Примечателен тот факт, что объем  страховых платежей, привлеченных  по с/х страхованию, практически  в 100 раз меньше суммы дотаций,  выделенных аграриям на компенсационные  выплаты. 
2. Отсутствие качественного доступа к информационным ресурсам. Не секрет, что уровень информационного обеспечения сельских регионов нашей страны остается крайне низким – это касается как печатных изданий, так и интернета. Кроме того, в отдаленные хозяйства не всегда есть возможность оперативно приехать страховому представителю. 
3. Недостаточное понимание органами местного самоуправления важности и необходимости страхования. Зачастую желание страховщиков популяризировать идею страхования воспринимается как стремление страховой компании «сделать бизнес», либо чиновник боится обвинений в лоббировании интересов страховой компании. 
4. Консервативные подходы  со стороны менеджеров с/х предприятий к вопросам стратегического планирования деятельности своих предприятий на фоне неэффективного использования оборотных средств. Имеется в виду ситуация, когда экономия на агротехнике выращивания культур, а также на страховании приводит к необходимости пересева озимых посевов, дополнительным затратам на удобрения, нарушениям севооборота и т.п.

С 1 июля 2012 года вступил в силу Закон Украины №4391-VI «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» (на основе проекта закона №5063). Закон регулирует отношения в сфере страхования сельскохозяйственной продукции, которое осуществляется с государственной поддержкой, с целью защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и направлен на обеспечение стабильности производства в сельском хозяйстве.

В частности, в законе сказано, что  основными принципами страхования  сельскохозяйственной продукции с  государственной поддержкой являются:

- поддержание стабильности финансового  положения и кредитоспособности  сельскохозяйственных товаропроизводителей  в случае гибели (уничтожения,  утраты), повреждения застрахованного  имущества вследствие неблагоприятных  природно-климатических условий  или других неблагоприятных событий,  определенных в стандартных договорах  страхования;

- обязательность заключения договора  страхования сельхозпродукции с  государственной поддержкой как  условие при предоставлении сельхозпроизводителям  отдельных видов господдержки  и дотаций, определенных Кабинетом  министров Украины;

- равный доступ к государственной  поддержке сельскохозяйственных  товаропроизводителей независимо  от их организационно-правовой  формы;

- обеспечение возмещения ущерба, причиненного страхователям вследствие  наступления страховых событий,  в размере, порядке и на условиях, установленных настоящим законом;

- выполнения обязательств Украины  в сфере международной торговли.

В соответствии с законом, предметом  договора страхования сельскохозяйственной продукции с государственной  поддержкой являются имущественные  интересы страхователя, связанные с  его страховыми рисками относительно выращенной, откормленной, выловленной, собранной, изготовленной первичной (без вторичной обработки и  переработки) сельскохозяйственной продукции (товаров), указанной в группах 1B24 УКТ ВЭД по Закону Украины "О  Таможенном тарифе Украины", а именно относительно: урожая сельскохозяйственных культур; урожая многолетних насаждений; сельскохозяйственных животных, птицы, кролей, пушных зверей, пчелиных семей, рыбы и других водных живых ресурсов и животноводческой продукции.

Право страховать сельскохозяйственную продукцию имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, которые осуществляют свою деятельность на территории Украины  и отвечают определенным Кабинетом  министров Украины критериям (кроме  нерезидентов).

Информация о работе Возникновение и развитие сельскохозяйственного страхования на Украине