Страховые резервы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

целью работы стало рассмотрение значения страховых резервов для страховых компаний, как основного источника формирования инвестиционного портфеля.
Задачи курсовой работы:
1) изучить основы формирования страховых резервов страховых компаний, как основного источника инвестиционного портфеля;
2) исследовать проблемы формирования страховых резервов в практике страховых компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля;
3) рассмотреть перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив.

Содержание работы

Введение 3

1 Основы формирования страховых резервов страховых компаний, как

основного источника инвестиционного портфеля 5

1.1 Страховые резервы, их содержание и действующая структура 5

1.2 Страховые резервы: виды и методы расчета 15

2 Проблемы формирования страховых резервов в практике страховых

компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля 26

2.1 Роль страховых резервов в развитии российского рынка 26

2.2 Инвестирование и размещения страховых резервов в России:

особенности управления 35

3 Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных

инициатив 42

Заключение 51

Библиографический список 53

Приложение А Состав страховых резервов 55

Приложение Б Сборы и выплаты СГ «СОГАЗ» в I полугодии 2010г. 56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

     Ряд законодательных инициатив в  сфере обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний связан с деятельностью  еще одного, не менее значимого, страхового регулятора – Федеральной службы страхового надзора (ФССН). Инструментами для контроля финансовой устойчивости страховых организаций ФССН, на сегодняшний день, являются бухгалтерская отчетность (годовая и промежуточная), статистическая ежеквартальная отчетность, проведение проверок и отправка официальных запросов. В качестве дополнительного инструментария контроля выступает система оценки рисков страховых организаций.

     В соответствии с проектом ФЗ № 391338-5 в среднесрочной перспективе  планируется введение практики мониторинга  финансового состояния страховщиков на основе систематизированного перечня финансовых показателей, утверждаемого по согласованию с органом страхового регулирования. Данная мера наделяет ФССН инструментом выбора форм и методов контроля за страховщиками, включая составление классификационных групп страховщиков в зависимости от факторов риска и применение мер пруденциального надзора.

     Одним из направлений новых инициатив  Минфина РФ и ФССН является, в  частности, отмена права страховщика  выдавать банковские гарантии, разработка органом страхового регулирования требований к методике расчета страховых тарифов и критериев оценки обоснованности страховых тарифов, а также существенное увеличение объемов раскрываемой страховщиками отчетности.

     В целом, все эти законодательные  новеллы дадут надзорным органам  достаточно комплексный и системный инструментарий по контролю над финансовой устойчивостью страховых компаний. При этом особенно позитивным для развития отрасли могло бы стать законодательное установление необходимости предоставления в надзорные органы и публикации в СМИ информации о деятельности страховых компаний в разрезе, утвержденном Минфином РФ. Подобное требование позволит обеспечить большую транспарентность страхового рынка, поскольку не секрет, что, например, существующие сейчас нормы по раскрытию бухгалтерской отчетности и публикации годовых отчетов – в конечном итоге, ни о чем не говорят потребителям страховых услуг, а именно информационная открытость является одним из залогов построения цивилизованного рынка страховых услуг.

     Кроме того, в рамках деятельности планируемого к формированию подразделения ФССН по контролю за финансовым оздоровлением страховщиков в число новых функций и полномочий страхового надзора войдет принятие решений о назначении временной администрации и о приостановлении и ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации – соответствующие изменения введены Федеральным законом от 22.04.2010 г. № 65-ФЗ, 27.07.2010 г. данный закон вступил в силу. Новый отдел будет входить в Управление надзора и контроля ФССН, и в настоящее время уже утверждено новое штатное расписание, в соответствии с которым осуществляется набор штатов.

     Можно сказать, что инициатива по наделению  надзора правом назначения временной  администрации страховых организаций  очень опасна. С одной стороны, она может помочь обеспечить большую степень стабильности страховой системы, а с другой – внести определенное беспокойство в ряды страховщиков, поскольку перечень оснований, в соответствии с которыми может быть принято решение о назначении временной администрации, довольно широк, и с учетом реалий посткризисного рынка, подобную меру можно применить практически ко всем операторам отрасли.

     К числу новых инициатив в контексте  обсуждаемого вопроса можно также  отнести создание межведомственной рабочей группы по мониторингу состояния финансового рынка, которая была сформирована 29 сентября 2010г. Советом при Президенте РФ по развитию финансового рынка. Задачей рабочей группы является помощь отраслевым регуляторам оперативно обмениваться информацией и получать данные о возникновении рисков в разных сегментах финансового рынка, а также мониторинг и оценка комплексного состояния системообразующих компаний финансового рынка, в том числе, страховщиков.

     Значимой  для отрасли также станет инициатива Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по созданию реестра страховых агентов, поскольку, по сути своей, идея о формировании такого реестра действительно неплохая. Но ее реализация требует должной степени проработки. Необходимость повышения уровня квалификации агентов назрела уже достаточно давно, и она очевидна, но монополизация процесса их обучения и сертификации в рамках введения реестра – это не тот путь, который будет способствовать развитию страхового рынка. Тем не менее, если данная законодательная новелла будет в большей степени направлена на систематизацию и формирование определенной идеологии страхового рынка, то она будет более перспективной с точки зрения своей эффективности [24]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     заключение 
 

     Таким образом, страховые резервы – это учетная категория, определяющая необходимый объем страхового фонда для выполнения обязательств страховщика по договорам страхования.

     Инвестирование  страховых резервов – размещение средств страховых компаний, предназначенных для осуществления страховых выплат на принципах прибыльности, возвратности, ликвидности и диверсификации.

     Инвестирование  страховых резервов существенно отличается от других видов инвестиционной деятельности. Это связано как с рисковой природой страхования, так и с тем фактом, что страховые фонды являются лишь временно свободными средствами, которые в любое время могут быть востребованы для выполнения страховых обязательств. Поэтому в инвестиционной практике страховых организаций были выработаны собственные принципы размещения средств страховых резервов, сочетающие в себе основные цели и задачи как инвестиционной, так и страховой деятельности. Этими принципами являются: надежность, ликвидность, диверсификация и доходность вложений.

     Принцип надежности является основным в страховых  инвестициях. Страховая компания продает услугу по защите материальных интересов своих клиентов и получает во временное пользование средства страховых взносов. Для выполнения своих прямых функций страховая компания, в первую очередь, должна быть уверена в возвратности производимых инвестиций для покрытия возникающих страховых ущербов.

     Действие  других принципов инвестирования определяется особенностями конкретных видов  страхования. Наиболее существенные отличия  наблюдаются при размещении средств  страховых фондов, сформированных по страхованию жизни (страхование сумм) и рисковым видам страхования (страхование ущерба).

     Одной из основных особенностей инвестиционной деятельности страховых компаний, является ее достаточно жесткое регулирование  со стороны государства. При этом, государство регулирует не всю инвестиционную деятельность страховщиков, а только процесс инвестирования страховых фондов посредством установления правил размещения страховых резервов (ПРСР). Необходимость такого регулирования обусловлена следующими двумя факторами. Во-первых, характером движения финансовых ресурсов специфика которого состоит в том, что в распоряжении страховщика в течение некоторого периода оказываются временно свободные средства и эти средства могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Во-вторых, невозможностью контроля за инвестированием этих средств со стороны тех, перед кем страховщик несет страховые обязательства, то есть со стороны страхователей и застрахованных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 
 

      
  1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации» № 172 от 10 декабря 2003 года.
  2. Агентство страховых новостей (АСН), 25 августа 2010 г.http://www.insur-info.ru
  3. Агентство страховых новостей (АСН), 26 августа 2010 г.
  4. Александров А.А. Страхование. - М.: "Издательство ПРИОР", 2007 г. –192с.
  5. Ардатова М. М., Балинова В. С., Кулешова А. Б. и др. Страхование в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2008. – 294 с.
  6. Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс. - М.: "Финансы и статистика", 2006. - 415 с.
  7. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. — СПб: Питер, 2008г. – 256 с.
  8. Глисип Ф.Ф., Китрар Л.А. Деловая активность на рынке страховых услуг: информац.- аналитич. журн. / Вопросы статистики.- 2009.-№4.-с.11-21.
  9. Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2007. - 176 с.
  10. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 274 с.
  11. Денисов И.П. Страхование.- М.: ИКЦ «МорТ», 2008. - 179 с.
  12. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. - 76 с.
  13. Знаменский А. Б. Страховой рынок. Сборник аналитических материалов. - М.: "Анкил", 2009 г.  – 64 с.
  14. Ивановская О.Ю., Рейтинговая оценка страховых компаний мировым рейтинговым агентством А. М. BEST COMPANY // Финансы – 2009 - №2.-с.23-27.
  15. Итоги развития страхового рынка в 2009 году // Центр стратегических исследований. Росгосстрах, 2010 // http://www.rgs.ru
  16. Корнилова Н.В. Правовое регулирование страховой деятельности. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. - 184 с.
  17. Страхование / под ред. Т.А. Федоровой. – М.: Экономистъ, 2008. – 875 с.
  18. Страховой рынок – слияния неизбежны. Борисенко Захар Леонидович Генеральный директор ООО «ПСГ "Основа"», Мария Жилкина, Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня», 13 октября 2010 г.
  19. Телепин Я. В. Рейтинговая оценка надежности страховых компаний как фактор, предотвращающий банкротства // Страховое дело. - 2010. - № 2. - С. 32-43.
  20. Официальный сайт ОАО Росгосстрах - www.rgs.ru
  21. Официальный сайт Ресо-Гарантия - www.reso.ru
  22. Официальный сайт ОАО Ингосстрах - www.ingos.ru
  23. Официальный сайт «Страхование сегодня» - http://www.insur-info.ru
  24. Финансовая устойчивость страховщиков в фокусе законодательных инициатив // Колесников Юрий Алексеевич. Генеральный директор ОСАО «Россия», доктор юридических наук, профессор, 5 октября 2010 г.
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  А 

     

     Рисунок 1 - Состав страховых резервов  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  Б

     Таблица 1 - Сборы и выплаты СГ «СОГАЗ»  в I полугодии 2010 г.

     


Информация о работе Страховые резервы