Страховой рынок и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Страховой рынок – это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба, и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.
Субъекты страхового рынка. Это страховщики, страхователи, застрахованные и страховые посредники.

Содержание работы

1 Страховой рынок и его структура……………………………………………3
1.2 Общая характеристика и тенденции развития страхового рынка в России……………………………………………………………………………...6
1.3 Перспективы развития страхования……………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Страхование.docx

— 45.84 Кб (Скачать файл)

Важным фактором роста  объемов и изменения структуры  страхового рынка станет введение в  середине 2003 г. обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Начало процессов капитализации на страховом рынке. В 2001 г. крупнейшие страховые компании показали в своих отчетах прибыль. Суммарная чистая прибыль 50 ведущих компаний составила 1,3 млрд. руб. Совокупный уставный капитал страховщиков составил 27,3 млрд. руб., что на 84,5% выше показателей 2000 г.

Компании, лидирующие на страховом  рынке, увеличивают размер своих  уставных капиталов. Уставные капиталы, превышающие 500 млн. руб., имеют «Авест-Классик», «АльфаСтрахование», ВСК, «Интеррос  – Согласие», СК «ЛУКойл», ПСК, «РЕСО-Гарантия», «Энергогарант», «Лига». Другие крупнейшие страховщики собираются увеличить  свои уставные капиталы в ближайшее  время.

Страховые резервы в 2001 г. достигли 88,5 млрд. руб. Прирост страховых резервов равен 74,2%, что существенно опережает прирост страховых взносов (60,9%). До сих пор страховые премии росли быстрее, чем страховые резервы, что служило признаком преобладания возвратных страховых схем, которые не нуждаются в формировании резервов.

3. Тенденции концентрации капитала и раздела рынка. Несмотря на значительное количество страховых компаний, уровень конкуренции на страховом рынке нельзя признать высоким. Фактические показатели свидетельствуют о высоком уровне монополизации этого рынка, который к тому же возрастает. По данным Министерства по антимонопольной политике РФ, страхование является самой монополизированной отраслью российской экономики.

В первой десятке лидеров, по данным 2001 г., находятся универсальные страховые компании: «Промышленно-страховая компания» (ПСК), группа «АльфаСтрахование», РОСНО, «Лига», «Якорь», Национальная страховая группа (НСГ), СК «ЛУКойл», «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Интеррос – Согласие».

Самой крупной по объемам  деятельности является ПСК с объемов  страховых премий (44,3 млрд. руб.), из которых почти 95% приходятся на страхование  жизни. Группа «АльфаСтрахование» имела  сбор страховых премий 21,8 млрд. руб., из которых 87% – страхование жизни. РОСНО стоит на третьем месте  по сбору премий – 17,6 млрд. руб., из которых 70% – страхование жизни. В значительном отрыве от трех первых находятся страховые  компании «Лига», «Якорь» и НСГ  с объемами страховых взносов  от 8 до 10 млрд. руб., которые тоже специализируются в основном на страховании жизни. Остальные члены десятки имеют  годовые объемы сборов 5–7 млрд. руб. и существенно иную структуру  страхового портфеля: у них на первом месте стоит имущественное страхование. При этом «Росгосстрах» однозначно лидирует в страховании имущественных  рисков населения, имея более 13 млн. договоров  страхования с физическими лицами.

Монополизация страхового рынка  логически завершается процессами объединения страховых компаний в страховые группы, формирование которых существенно ускорилось в связи с активным внедрением в страхование промышленно-финансового  капитала.

Крупными страховыми группами являются «Росгосстрах», имеющий 80 дочерних обществ в субъектах РФ, и «Ингосстрах», имеющий 10 дочерних и зависимых страховых  компаний в России и ряд дочерних организаций за рубежом.

4. Присутствие иностранного капитала. В 2001 г. на российском рынке работали 54 страховые организации с иностранным капиталом. Сумма собранных ими страховых взносов составила 21 млрд. руб., или 7,6% совокупных страховых взносов. Экспансия зарубежных страховщиков до сих пор сдерживается законодательными нормами, несмотря на предстоящее вступление России в ВТО. Тем не менее, на российском рынке уже присутствует ряд ведущих страховых компаний мира.

Крупнейшая германская страховая  компания «Affianz AG» учредила в России страховую компанию «Ост-Вест Альянс» и вошла в число акционеров компании РОСНО. Американская страховая группа AJG в лице «AJGРоссия» активно занимается накопительным страхованием жизни и проявляет интерес к приобретению акций российских страховщиков. Швейцарская страховая компания «Zuerich» создала дочернюю компанию «Цюрих-Русь». Германские страховые компании «CoJonia» и «AJte Leipziger» приобрели крупные пакеты акций российских СК «Россия» и «Русь», соответственно.

На российском рынке представлено несколько крупных иностранных  брокеров, работающих как в прямом страховании, так и в перестраховании. В их числе «Marsh & McLennan» (США), «Willis Faber & Dumas» (Великобритания), «Сканмаринконсалтинг» (Норвегия).

5. Перестрахование. Объемы перестрахования составили в 2000 г. почти 25 млрд. руб., что составляет 14,7% общего объема страховых взносов. Для сравнения можно отметить, что в 1995 г. объемы перестрахования составляли 4,6%. Значительная часть рисков перестраховывается за рубежом, и баланс по зарубежному перестрахованию складывается, по оценкам специалистов, не в пользу России. Так, в 1999 г. за рубеж было передано 10,9 млрд. руб., т.е. 69% всей суммы страховых взносов, переданных в перестрахование. Обратно получено только 26,7% этой суммы. В 2000 г. разрыв увеличился еще на 58%. Некоторые российские страховщики заключают договоры перестрахования с организациями-нерезидентами, которые не являются страховщиками и регистрируются в оффшорных зонах.

1.3 Перспективы развития страхования

Страхование – одна из наиболее динамично развивающихся сфер российского  бизнеса. Объемы операций на рынке страховых  услуг неуклонно растут. Так, общий  объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2001 г. составил 276,6 млрд. руб. и вырос по сравнению с 1997 г. в 1,5 раза; в 2001 г. населению и организациям страховщиками выплачено 171,8 млрд. руб., что более чем в 1,3 раза превышает страховые выплаты, произведенные в 1997 г.

Доля средств от страхования  в валовом внутреннем продукте страны выросла с 1,6% в 1998 г. до 3% в 2001 г. По данным на 1 января 2002 г., средства страховых резервов, инвестированные в объеме 88,5 млрд. руб., увеличились по сравнению с 2000 г. на 174,2%. На начало 2002 г. на рынке работало 1366 страховых организаций. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов и др.). В системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тысяч человек.

Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось  в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Дальнейшее развитие страхования в  России требует уточнения его  роли в решении социально-экономических  задач государства. Не все задачи, определенные в Основных направлениях развития национальной системы страхования  в Российской Федерации в 1998–2000 гг., удается решать успешно. На развитие страхования негативно влияют:

  • существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
  • использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования и, в частности – неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;
  • отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

ограничение конкуренции  в некоторых секторах рынка страховых  услуги на территориях, в частности, путем создания аффилированных и  уполномоченных страховых организаций;

  • отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;

низкий уровень капитализации  страховых организаций, неразвитость национального перестраховочного  рынка, приводящие к невозможности  страхования крупных рисков без  значительного участия иностранных  перестраховочных компаний и необоснованному  оттоку значительных сумм страховой  премии за границу;

  • информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
  • несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

Отрицательно сказываются  на состоянии экономики значительные расходы, связанные с ликвидацией  последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, покрываемые  за счет бюджетных средств и средств  граждан и юридических лиц. Из-за недостатка средств компенсация  убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные  интересы граждан и юридических  лиц в большей части ущемляются. Возрастают также потери от предпринимательских  рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные виды долгосрочного  личного страхования.

В этих условиях развитие страхового дела должно быть нацелено на разработку и реализацию мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, способствующих расширению предпринимательской  деятельности и аккумулированию  долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.

Основными задачами развития страхового дела являются:

  • формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
  • развитие обязательного и добровольного видов страхования;
  • создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
  • стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
  • поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

При существующем уровне платежеспособного  спроса на услуг добровольного страхования  приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую  защиту для потенциально рисковых групп  населения, юридических лиц, а также  значительно снизить затраты  государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В целях прекращения практики принятия нормативных правовых актов, содержащих декларативные нормы  об обязательности страхования, необходимо создать законодательную основу обязательного страхования на территории Российской Федерации. Система обязательного  страхования должна предусматривать  эффективную защиту имущественных  интересов государства от стихийных  бедствий, аварий и катастроф при  минимальных затратах бюджетных  средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию соответствующих объектов, определить их стоимость, риски, от которых будет предоставляться страховая защита, и формы страхования, а также изыскать источники осуществления страховой защиты.

Обязательное страхование  должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации  ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций за счет средств страхователей. Принятие законодательных актов  должно осуществляться на основе предварительной  финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения  проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

Развитие обязательного  страхования предполагает:

  • усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования, в том числе обязательного страхования;
  • введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов).

В целях обеспечения страховых  выплат по обязательному страхованию  могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).

Развитие предпринимательства  предполагает осуществление страхования  ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам, а также осуществление страхования профессиональной ответственности врачей, риелторов, аудиторов, арбитражных управляющих и др. Введение страхования ответственности отдельных категорий производителей товаров и исполнителей работ (услуг) позволит осуществлять эффективный контроль за их деятельностью, обеспечить защиту прав потребителей услуг, особенно в тех сферах народного хозяйства, где отсутствуют четкие и эффективные механизмы государственного контроля и надзора. Развитие страхования благоприятно повлияет на предпринимательскую активность граждан.

В то же время привлечение  инвестиционных ресурсов в экономику  потребует дальнейшего развития страхования финансовых и предпринимательских  рисков, развития страховых технологий в сфере промышленных, транспортных, строительных и сельскохозяйственных рисков.

Основа рынка страховых  услуг и резерв его развития –  добровольное страхование. Приоритетными  направлениями в развитии добровольного  личного страхования должны стать  страхование жизни и пенсионное страхование.

Информация о работе Страховой рынок и его структура