Страхование – общая характеристика договорного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать значение договора страхования в современном обществе.
Задачей данной курсовой работы является изучение общественных отношений, научной литературы по страхованию.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-4
2. ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТРАХОВАНИИ…………….5-13
2.1 История возникновения страхования…………………………………5-8
2.2 Понятия формы и виды страхования в Республики Беларусь………8-13
3. ГЛАВА 2 СТРАХОВАНИЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНОГО ТИПА………………………………………………………..14-28
2.1 Договор страхования: понятие, содержание и значение………………14-20
2.2 Страховое законодательство и его основные положения……………..21-23
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………24
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….26

Файлы: 1 файл

Брунин 67393.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

СТРАХОВАНИЕ - ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНОГО ТИПА

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-4

 

  1. ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТРАХОВАНИИ…………….5-13
    1. История возникновения страхования…………………………………5-8
    2. Понятия формы и виды страхования в Республики Беларусь………8-13

 

  1. ГЛАВА 2 СТРАХОВАНИЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНОГО ТИПА………………………………………………………..14-28

2.1 Договор страхования:  понятие, содержание и значение………………14-20

2.2 Страховое законодательство  и его основные положения……………..21-23

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………24

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….26

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной  темы: люди, познавая законы природы, используют их для развития производительных сил. Однако разрушительные силы природы порой выходят из-под контроля и наносят значительный, иногда огромный ущерб. Наводнения, засухи, градобития, заморозки, ураганы, землетрясения, эпизоотии, другие бедствия тормозят развитие производства. Пожары, потеря трудоспособности, смерть человека и тому подобные несчастные случаи, иногда возникающие по вине людей, также влекут имущественные потери в определенной сфере деятельности граждан и юридических лиц.

Разрушительные явления природы  и нечастные случаи возникают  внезапно и неожиданно приводят к  расстройствам производственного  процесса и нормальной жизни людей. Для возмещения ущерба, причиненного неожиданным явлением, создается  страховой фонд. Юридические и  физические лица передают денежные взносы особым страховым организациям, каждая из которых их собирает и управляет  собранными средствами, а в случае неожиданных потерь выплачивает  потерпевшим соответствующие суммы  с целью погашения ущерба в  имуществе, в связи со смертью  человека или повреждением здоровья. Фактически потери отдельного участника (участников) распределяются между  всеми лицами, которые вносят взносы в страховой фонд. Из этого фонда  выплачиваются гражданам соответствующие  суммы в связи со смертью или  другими событиями в жизни. В  этом и состоит основная социально-экономическая  сущность страхования.

Таким образом, мы видим, что страховые  отношения между страхователями и страховщиками имеют важное значение для стабильности общественной жизни в различных её сферах. Главными субъектами страховых отношений  выступают страховщик и страхователь, что и обусловило выбор темы настоящей  курсовой работы.

Аналитико-реферативный обзор  использованных источников: для написания данной работы я использовал нормативно-правовые акты в области страхования, учебники по гражданскому праву и другую литературу по страхованию.

Объектом исследования в настоящей курсовой работе является договорной тип страхования.

Предмет исследования являются сами правовые нормы, регулирующие договорной тип страхования, в частности договор страхования.

Цель исследования – показать значение договора страхования в современном обществе.

Задачей данной курсовой работы является изучение общественных отношений, научной литературы по страхованию.

Важнейшими методами исследования, используемыми при написании  настоящей работы являются конкретно-социологический  метод, метод статистического анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой.

В основу работы положены учебная  и научная специальная литература. На данном этапе хозяйственно-правовые отношения по договору страхования  имущества регулируются многими  нормативными правовыми актами, прежде всего, Гражданским кодексом Республики (далее – ГК РБ) и Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №530 "О страховой деятельности". Немаловажное значение при написании  курсовой работы сыграла и специальная  литература по вопросам правового регулирования  страховой деятельности.

Структура работы включает титульный  лист, содержание, введение, две главы  с подглавами, заключение и список использованных источников.

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  О СТРАХОВАНИИ

 

    1. История возникновения страхования

С появлением денег и развитием  торговых операций появляется возможность  потерять все свои капиталы в результате какой-либо случайности. Поэтому каждый предприниматель, купец старался застраховать свои капиталы. Возникновение страхования  относится к глубокой древности. В Вавилонии почти за два тысячелетия  до нашей эры во времена правления  царя Хаммурапи законодательно предусматривались  соглашения между участниками торгового  каравана о том, чтобы убытки, понесенные кем-либо в пути от ограбления или  кражи, разделять на всех поровну. Между  купцами-корабельщиками Персидского  залива и Финикии заключались  соглашения о взаимном распределении  убытков от кораблекрушения. В Шумере торговцами создавались «общие кассы» для компенсации потерь в случае порчи или утраты груза при  транспортировке.

В странах Средиземноморья  быстро развивавшаяся прибрежная торговля способствовала развитию основ страхования. Например, Демосфен (около 384-322 гг. до н. э.) свидетельствовал, что торговец, получивший ссуду, возвращал ее только по успешному завершению торгового  путешествия, причем возвращал на 30% больше, чем получал. Эти 30%, являясь  кредитной ставкой, включали в себя и прообраз страхового тарифа. Так  кредитор защищал себя на случай возможных  убытков. В Древнем Риме в роли страховщиков выступали представители  государства, подписывая обязательства  о возмещении ущерба в случае нападения  или стихийных бедствий с торговцами, которые снабжали легионеров в Испании.

Подобия страхового фонда  существовали в Древней Индии  и Древнем Египте. Они представляли собой организации взаимопомощи ремесленников и торговцев. Первый договор страхования с включением в него страхового взноса появился в Генуе в 1347 г. Тогда же власти Генуи обязали всех страхователей  и страховщиков нотариально заверять договоры страхования. В Генуе появилось  и первое страховое общество, занимавшееся транспортным страхованием, а основной регламентирующий документ этого общества касался маршрутов движения морских  торговых судов.

В 1435 г. были опубликованы «Барселонские  капитулы», во многих статьях которых  отражены положения о страховании. Так, страхователь был обязан объявлять  общую сумму займов, взятых для  осуществления путешествия, определялась суть фиктивного страхования, устанавливалась  презумпция гибели судна в случае отсутствия какой-либо информации о  нем. Это был первый Международный  кодекс по мореплаванию и страхованию. Завершением правового обеспечения морской торговли, мореплавания и морского страхования в средние века считается изданный в Руане в 1500 г. свод законов «Вехи моря», ставший экономическим и правовым продолжением основных постулатов, изложенных в «Барселонских капитулах».

В 1662 г. в Англии предприниматель  Эдвард Ллойд начал выпускать  газету «Новости Ллойда», публиковавшую  сведения о движении всех известных  судов в различных портах мира, а через четыре года была основана «Страховая компания Ллойда», так как  Ллойд быстро осознал, что информация и статистика - основы страхования. Страховые представители Ллойда в соответствии со своим опытом и  ежедневно получаемой информацией  оценивали сумму риска, сезонность и продолжительность плавания, деловую  репутацию перевозчика и торговца, опыт капитана и команды, параметры  и надежность судна. Уже через 60 лет  «Страховая компания Ллойда» контролировала 99% рынка морского страхования.

В XVII в. морское страхование  еще не являлось финансовой операцией, и было скорее пари, где каждый корабль  играл роль ставки. Отсюда исходила осторожность предпринимателей, которая  выражалась в том, что суда и товары имели нескольких собственников, чтобы  в случае необходимости разделить  ущерб на каждого. Стоимость крупных  судов при страховании делилась, каждая часть отдельно страховалась в «Страховой компании Ллойда».

На Руси появление первых элементов страхования связывают  с памятником древнерусского права - «Русской правдой» (Х - ХI вв.). В нем, в частности, приводились нормы  материального возмещения вреда  общиной в случае убийства. Так, за убийство члена княжеской семьи  и при том, что убийца не будет  пойман, община, на территории которой  было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина - 40 гривен.

В конце XVIII в. Екатерина Вторая одновременно с организацией ипотечного кредитования предприняла попытку  создания государственного страхования. Манифест от 28 июня 1786 г. «Об учреждении государственного Заемного банка» запрещал производить страховые операции с иностранными компаниями. При учрежденном  банке была открыта Государственная  страховая экспедиция, страховые  операции которой ограничивались отдельными объектами – каменными домами или фабриками. Страховая сумма  не могла превышать 75% от стоимости  недвижимости, страховой тариф был  единым и составлял 1,5%.

В 1797 г. российское правительство  открыло «Страховую контору». Однако небольшие поступления и значительные расходы привели к тому, что  эта контора была закрыта через  восемь лет в 1805 г. В 1798-1799 гг. государством была предпринята попытка создания общества взаимного страхования. Но и она не была успешной по тем же причинам. Второй этап становления страхования в России связан с началом формирования страхового рынка, отказом от государственной страховой монополии и созданием негосударственных страховых компаний. Наибольшее распространение в России того времени получило огневое страхование. В 1827 г. на базе российского агентства английского страхового общества «Феникс» было учреждено «Первое российское страховое от огня общество», получившее двадцатилетнюю монополию на ведение страховых операций в крупных российских городах: в Петербурге, Москве, Одессе и других. У истоков создания общества стоял граф А. Х. Бенкендорф. В течение последующих тридцати лет с разрешения российского правительства открылись еще два общества по огневому страхованию – «Второе российское страховое от огня общество» (1835 г.) и «Саламандра» (1864 г.), также получившие монополию на проведение страховых операций в определенных регионах.

В 1835 г. в России было положено начало развитию страхования жизни, когда было организовано первое акционерное  общество по страхованию жизни –  «Российское общество страхования  капиталов и доходов». Закон о  морском страховании, регламентирующий этот вид страховой деятельности, был принят в 1846 г. Таким образом, второй этап развития российского страхового дела характеризуется заменой государственной  монополии на частную. Но и этот путь развития страхования оказался тупиковым. Отсутствие рыночных отношений, преимущественно  натуральное хозяйство, недостаток конкуренции привели к упразднению  в 1847 г. монополии на частную страховую  деятельность.

Предпосылками создания полноценного страхового рынка в России стали  отмена в 1861 г. крепостного права, развитие капиталистического способа хозяйствования, реформирование кредитно-денежной системы.

Для этого этапа характерно возникновение многих акционерных  обществ без монопольных привилегий, таких как «Русское» (1867 г.), «Коммерческое» (1870 г.), «Якорь» (1872 г.) и др.

Развитие национального  страхового рынка во второй половине XIX в. потребовало создания системы  государственного страхового надзора. В 1894 г. такой надзор был установлен. Функции органа государственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел, тогда же была введена  публичная отчетность страховых  компаний.

В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных  страховых обществ, и в Петербурге открылось центральное агентство  страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. было дано разрешение на деятельность в России представительств страховых  обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США), а основным сегментом рынка  этих страховщиков стала работа с населением. В конце XIX столетия в России действовали также страховые общества Германиии Швейцарии.

Однако и российские акционерные  страховые общества активно участвовали  в страховых операциях за границей. Например, страховое общество «Россия», крупнейшее в России по объему операций и размеру капитала, проводило  операции по восьми видам страхования (огневому, жизни, от несчастных случаев, морскому и пр.) на территории Российской империи и имело свои представительства  в Александрии, Афинах, Белграде, Берлине, Константинополе, Нью-Йорке и других городах.

Кроме акционерных обществ  на страховом рынке присутствовали земские страховые организации, а также общества взаимного страхования, например, Общества взаимного морского, речного страхования и даже «Общество  взаимного страхования от огня имущества  мукомолов». Всего же в сфере предоставления страховых услуг работало более 300 страховых предприятий.

Информация о работе Страхование – общая характеристика договорного типа