Перспективы развития различных видов страхования ответственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Рынок страхования играет важную роль в экономическом развитии и является особенно значимым для стран с переходной экономикой по ряду причин. Во-первых, страхование представляет собой наиболее оптимальный способ сокращения убытков посредством управления рисками. С его помощью неопределенно большие финансовые потери в будущем можно заместить на заранее определенные и невысокие расходы сегодня в виде страховой премии. Можно выделить две основные характеристики, присущие страхованию:
а) передача личного риска группе;
б) распределение потерь на некоторой справедливой основе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 Сущность страхования ответственности, его особенности…………………..5
2 Анализ страхования ответственности в Республике Беларусь……………..19
3 Перспективы развития различных видов страхования ответственности в Республике Беларусь…………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………3

Файлы: 1 файл

000-09_Kursovaya_po_teorii_finansov моя готовая.docx

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Размер страхового взноса для резидентов РБ устанавливается дифференцированно в зависимости от технических характеристик транспортных средств и сроков страхования, корректируются с учетом местонахождения, а также исходя из аварийности транспортного средства.

Размер страхового взноса для нерезидентов РБ устанавливается в зависимости от типа транспортного средства и срока страхования [9, с.119].

Договор внутреннего страхования  заключается с владельцем-резидентом или нерезидентом РБ, временно находящимся на территории РБ, по всем ТС, используемым в дорожном движении на территории РБ, на основании заявления и технического паспорта.

Договор пограничного страхования  заключается с владельцем или от имени с водителем – нерезидентом РБ, не имеющим договора внутреннего страхования либо договора страхования "Зеленая карта", заключенного с иностранной организацией и действительного на территории РБ, по ТС, въезжающему на территорию РБ.

Договор страхования "Зеленая  карта" заключается с владельцем по ТС, зарегистрированному в РБ и выезжающему за ее пределы для использования в дорожном движении страны – члена системы "Зеленая карта", с уполномоченной организацией которой бюро заключило соглашение об обязательном страховании ГОВТС.

Договор пограничного страхования  и договор страхования "Зеленая карта" заключается на основании технического паспорта без подачи заявления.

Страховым случаем является факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в период действия договора внутреннего либо пограничного страхования или договора страхования "Зеленая карта", заключенного с иностранной страховой организацией и действительного на территории РБ, в результате ДТП, в связи с чем предусмотрена выплата страхового возмещения.

Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда:

- жизни, здоровью, имуществу лица вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;

- владельцу транспортного средства (водителю), который в установленном порядке признан лицом, причинившим вред в результате этого же ДТП другому лицу;

- транспортному средству, установленному на нем оборудованию, перевозимому на нем грузу либо находящемуся в нем имуществу лицом, управлявшим данным транспортным средством;

- имуществу в виде наличных денег, драгоценностей, ценных бумаг;

- в результате ДТП, не зарегистрированного в ГАИ МВД;

- иные случаи, определенные законодательством.

Страховщик возмещает  потерпевшему вред в пределах установленных лимитов ответственности (10000 евро по жизни и здоровью; 10000 евро по имуществу)

Возмещение ущерба:

- в случае увечья или иного телесного повреждения, нарушения или утраты здоровья либо смерти – в соответствии с законодательством РБ;

- при гибели (уничтожении) транспортного средства - действительная стоимость транспортного средства, а также расходы на эвакуацию, утилизацию и оформление соответствующих документов при гибели (уничтожении) иного имущества – в размере действительной стоимости имущества;

- при повреждении иного имущества – разница между его действительной стоимостью и стоимостью с учетом обесценения;

- при повреждении (уничтожении) дороги, технических средств регулирования и иных объектов – действительная стоимость имущества, или стоимость его восстановления;

- при гибели (уничтожении) животных – действительная стоимость животного;

- при вынужденном убое – действительная стоимость за вычетом стоимости остатков годных к использованию [9, с.120].

"Зеленая карта" - соглашение  о взаимном признании страхового покрытия ГОВТС и оказании взаимной помощи по урегулированию убытков, возникающих в международном автотранспортном сообщении.

Система "Зеленая карта" была основана 25.01.1949 г., когда 13 стран-участниц подписали договор о Зеленой карте, но вступила в действие с 01.01.1953 г.

Основные условия и принципы системы:

- признание государством законности системы и отражение в национальном законодательстве страхования ГОВТС в обязательной форме;

- признание на территории любой из стран-участниц полисов "зеленая карта", приобретенных в любой другой стране;

- передача полномочий по урегулированию убытков иностранного лица национальному страховщику государства, на территории которого причинен вред;

- предоставление страхового покрытия на территории иностранного государства – члена системы – в объеме его законодательства по этому виду страхования.

Для приобретения полиса "зеленая  карта" необходимо заявление страхователя, водительские права, документы на ТС.

В РБ создано Белорусское  бюро по транспортному страхованию, определены круг страховщиков, имеющих право проводить этот вид страхования, а также размер их взносов для формирования фонда страховых гарантий по данному виду операций и фонда защиты потерпевших в результате ДТП [8, с.236].

В Республике Беларусь существует еще один вид обязательного страхования ответственности: обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

Объект - имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа.

Страховщиком является государственная  коммерческая организация, созданная для осуществления страховой деятельности, которой в установленном законодательством РБ порядке выдана лицензия на проведение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Страховщик не имеет права безосновательно отказать перевозчику, подавшему заявление, в заключении

договора обязательного  страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (далее - договор страхования).

Страхователем является перевозчик, заключивший со страховщиком договор  страхования на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством, и уплачивающий страховой взнос (страховую премию). Перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами до осуществления перевозок.

Перевозчик обязан ежегодно заключать договор страхования  на период

осуществления им деятельности по перевозке пассажиров и багажа, но не более чем на один год с любым из страховщиков, имеющих лицензию на проведение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

Страховым случаем, при наступлении  которого страховщик производит выплату  страхового возмещения, является факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа при осуществлении посадки, перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки либо выгрузки  багажа.

Страховая сумма определяется сторонами договора страхования в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Минимальный размер страховой  суммы при обязательном страховании  гражданской ответственности перевозчика  перед пассажирами за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении страхового случая, устанавливается в размере, эквивалентном 3000 евро, а за утрату, недостачу или повреждение (порчу) его багажа - в размере, эквивалентном 1000 евро.

Размер выплаты страхового возмещения зависит от степени тяжести вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, размера страховой суммы и не может быть менее:

- установленного минимального размера страховой суммы - в случае смерти (гибели) потерпевшего или причинения ему тяжкого телесного повреждения;

- 60 процентов установленного минимального размера страховой суммы - в случае причинения потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения;

- 20 процентов установленного минимального размера страховой суммы - в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения.

Страховое возмещение в случаях  утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, принадлежащего потерпевшему, выплачивается исходя из реального ущерба в пределах определенной сторонами договора страховой суммы.

Выплата страхового возмещения производится потерпевшему, а в случае его смерти

- наследникам путем перечисления  денежных средств на его текущий (расчетный) банковский счет, выдачи чека, перевода по почте или выдачи денежных средств из кассы страховщика в течение пяти рабочих дней после получения страховщиком всех необходимых документов.

За каждый день просрочки  выплаты страхового возмещения по вине страховщика потерпевшему, а в случае его смерти - наследникам выплачивается пеня в размере, установленном государственным органом по надзору за страховой деятельностью.

Страховщик обязан составить  акт о страховом случае в течение трех рабочих дней после получения заявления потерпевшего, а в случае его смерти - заявления наследников или страхователя с приложением: подлинника акта о страховом случае на транспортном средстве с пассажиром, составленного перевозчиком по установленной форме; документа медицинского учреждения о степени тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему.

В случае гибели пассажира  его наследниками представляются:

- нотариально засвидетельствованная копия документа о смерти пассажира;

- нотариально засвидетельствованная копия документа о праве на наследство.

Страхование ответственности  — это отрасль страхования, где  объектом страхования выступает  ответственность перед третьими физическими или юридическими лицами вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя.

Экономическая сущность страхования  ответственности заключается в обязательствах страховщика за счет взносов страхователей возмещать убытки потерпевшим (третьим лицам) при возникновении у них права на получение компенсации от страхователя.

Условия договора страхования  ответственности предусматривают установление максимальных пределов выплачиваемых страховщиком сумм возмещений, которые называются лимитами ответственности страховщика.

Страхование ответственности  осуществляется в двух формах: добровольной и обязательной. Среди видов добровольного страхования ответственности можно выделить следующие:

- добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; добровольное страхование ответственности перевозчика;

- страхование общегражданской ответственности;

- добровольное страхование гражданской ответственности граждан, имеющих право пользоваться жилыми помещениями;

- добровольное страхование гражданской ответственности за  вред, причиненный вследствие недостатков товара;

- добровольное страхование  гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью  работников;

- добровольное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности и другие.

Обязательное страхование  ответственности имеет место в следующих видах:

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (внутреннее, пограничное и страхование ответственности системы "Зеленая карта") и обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Сейчас в Беларуси работает 25 страховых компаний. По состоянию  на 01.04.2012 собственный капитал страховых  организаций республики составил 2 909,2 млрд. рублей и увеличился по сравнению  с аналогичным периодом 2011 года в  действующих ценах на 922,6 млрд. рублей, или на 46,4 %. Уставной капитал составляет 1 807,9 млрд. рублей, или 62,1 % от величины собственного капитала. Более подробно информация об объемах капитала страховых  компаний Беларуси представлена на рисунке  ниже:

Рисунок 2.1 –Собственный капитал страховых организаций

на 1 апреля 2012 г. (тыс.бел.руб._

 

Отчетливо видно, что «большая тройка» (Белгосстрах, Белэксимгарант и Белорусская национальная перестраховочная организация) владеет подавляющей  частью (76%) совокупного капитала всех страховых компаний страны.

При этом наибольший капитал  среди всех страховых организаций  традиционно имеет Белгосстрах. Собственный капитал Белгосстраха составляет свыше 1 трлн белорусских  рублей или 37,5% от совокупного капитала всех страховых организаций страны. Белэксимгарант владеет капиталом  в размере 598,6 млрд белорусских рублей (20,6% от всего капитала страховых компаний).

На третьем месте по величине собственного капитала находится  Белорусская национальная перестраховочная организация, капитал которой оценивается  в 520,6 млрд белорусских рублей

Информация о работе Перспективы развития различных видов страхования ответственности в Республике Беларусь