Организационно-правовые формы страхования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:31, реферат

Описание работы

В данном реферате была рассмотрена сама сущность страхования, которое является важнейшим звеном в современной жизни, а так же виды, формы и организационные моменты страхования.
По форме осуществления страхование разделяется на добровольное и обязательное. Основанием возникновения обязательства по добровольному страхованию является только волеизъявление сторон — участников отношения. Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Страхование на основании договоров является добровольным страхованием.

Содержание работы

Введение 3
Определения страхования. 4
Экономическая сущность и функции страхования. 4
Классификации страхования. 7
Виды страхования. 7
Формы страхования. 9
Не страховые случаи. 13
Организация страхования 15
Принципы организации страхового дела 15
Организационно-правовые формы страхования 17
Меры государственного регулирования страховой деятельности. 18
I ступень — Общее гражданское право 21
II ступень — Специальное законодательство по страховому делу 21
III ступень — прочие нормативные акт 22
Список литературы: 23

Файлы: 1 файл

Страхование реферат.docx

— 87.68 Кб (Скачать файл)

В систему мер государственного регулирования входят следующие:

1. Лицензирование — регистрация  страховых организаций и выдача  им лицензий на проведение  определенных видов страхования.  Лицензия на проведение страховой  деятельности выдается в соответствии  с Условиями лицензирования страховой  деятельности на территории Российской  Федерации. Эти условия определяют:

    • форму лицензии и ее реквизиты;
    • требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);
    • перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);
    • порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;
    • порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

За выдачу лицензии взимается  плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При  выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный  орган по надзору за страховой  деятельностью вправе приостановить  или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ  в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут  быть обжалованы в суде.

2. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Основные факторы финансовой устойчивости страховой компании:

    • достаточный собственный капитал;
    • размер обязательств (включая технические резервы);
    • размещение активов;
    • портфель рисков, переданных в перестрахование;
    • тарифная политика.

3. Разработка форм и  порядка статистической отчетности  и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.

4. Налогообложение страховщиков  и страхователей.

5. Другие меры государственного  регулирования страховой деятельности.

Основными органом государственной  власти, осуществляющим регулирование  и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ.

Основными функциями этого  органа являются:

    • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
    • ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
    • ведение реестра страховых брокеров;
    • установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
    • установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
    • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
    • установление правил формирования и размещения страховых резервов;
    • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
    • обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные права  ФССН состоят в следующем:

    • получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
    • проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
    • ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
    • обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков

В Российской Федерации, как  и в ряде западных государств (например, в Германии) сложилась трехступенчатая  система правового регулирования  страхового дела.

 

 

I ступень —  Общее гражданское право

К этой ступени правового  регулирования страхования следует  отнести прежде всего Гражданский кодекс РФ и другие подобные нормативные акты, например, Кодекс торгового мореплавания.

Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные  и неимущественные отношения, возникающие  между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов  здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные  органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также другие материальные и  нематериальные блага. В качестве объектов страховых отношений также выступают  материальные и денежные ценности (имущество, расходы, доходы) и нематериальные личные блага человека — жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с  утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует  о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к  разделу обязательственного права.

В части 1 ГК РФ установлены  понятия, лежащие в основе страховых  правоотношений, такие, например, как  физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

В части 2 ГК РФ содержится специальная  глава 48 «Страхование», в которой  определены основы отношений по поводу страхования как отдельного вида экономических отношений.

II ступень —  Специальное законодательство по  страховому делу

Сюда относятся отдельные  законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования. К  ним следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О взаимном страховании» и другие федеральные законы.

Закон РФ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» призван создавать равные условия  проведения страхования для всех страховщиков на страховом рынке, как  государственных, так и негосударственных, гарантировать защиту интересов  страхователей, определять единые методические положения по организации страхования  и основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. До 31 декабря 1997 года действовал закон  РФ «О страховании», который был  принят 27 ноября 1992 года. Позднее был  принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон  Российской федерации „О страховании“», который был подписан Президентом РФ 31 декабря 1997. В соответствии с последним внесены существенные изменения в страховое законодательство, в том числе изменено и само название закона. Позднее в данный Закон были внесены другие существенные изменения.

III ступень —  прочие нормативные акт

К прочим нормативным актам  относятся указы Президента РФ, постановления  Правительства, подзаконные акты министерств  и ведомств. Общие требования законодательства по регулированию отношений в  области страхования состоят  в том, что в законодательных  актах первой и второй ступени  даются основные понятия, связанные  со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам  обязательного и добровольного  страхования. В прочих нормативных  актах содержатся требования по отдельным  вопросам осуществления страховой  деятельности.

 

Список литературы:

    1. Гомелля В. Б. Основы страхового дела — М: Финансы и статистика, 2003
    2. Казанцев С. К. Основы страхования: Учебное пособие — Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 1998.
    3. Основы страховой деятельности: Учебник, Отв. ред. Проф. Т. А. Федоровой — М: Изд-во БЕК, 2001.
    4. Сплетухов Ю. А. Страхование. Учебное пособие — М: Инфра-М , 2004.
    5. Шахов В. В. Страхование: Учебник для вузов. — М: Страховой полис, ЮНИТИ, 2004.
    6. Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы. — М.: Экономика, 2010. — С. 108. — 240 с.
    7. http://www.rusconsult.ru/glossary/?word=%D1%F2%F0%E0%F5%EE%E2%E0%ED%E8%E5
    8. http://www.strahtarif.ru/
    9. http://www.labex.ru/page/strahov_pravootn_6.html
    10. http://studyspace.ru/finansyi-i-kredit.-razdel-2-terminologiya./formyi-i-vidyi-strahovaniya.html
    11. Глава 48 "Страхование" Гражданского Кодекса Российской Федерации
    12. Федеральный Закон "Об организации страхового дела в России"

 


Информация о работе Организационно-правовые формы страхования в Российской Федерации