Обязательное пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:59, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение системы обязательного пенсионного страхования на территории РФ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретических и законодательных основ развития пенсионной системы;
экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары;
анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий;
оценка формирования и использования средств обязательного пенсионного страхования;
пути совершенствования страхового механизма и актуальные проблемы развития пенсионного страхования;

Содержание работы

Введение
1 Теоретические и законодательные основы развития пенсионной
системы……………………………………………………………………..
1.1 Сущность пенсионного страхования……………………………………..
1.2 Базовые принципы формирования пенсионного страхования…………
1.3 Законодательная база государственной пенсионной системы…………
2 Организация пенсионного страхования в Управлении Пенсионного фонда РФ в г.
Чебоксары …………………………………………………
2.1 Экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г.
Чебоксары………………………………………………………………..
2.2 Анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий………...
2.3 Формирование и использование средств обязательного пенсионного
страхования...................................................................................................
3 Совершенствование страхового механизма обязательного пенсионного
страхования…………………………………………………
3.1 Современный уровень и актуальные проблемы развития пенсионного
страхования…………………………………………………………….......
3.2 Актуарное обоснование развития пенсионной системы………………..
3.3 Автоматизация учета в системе ПФР…………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

DIPLOM_Shevtsova.doc

— 896.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

Введение

 

1

Теоретические и законодательные  основы развития пенсионной системы……………………………………………………………………..

 

1.1

Сущность пенсионного  страхования……………………………………..

 

1.2

Базовые принципы формирования пенсионного страхования…………

 

1.3

Законодательная база государственной пенсионной системы…………

 

2

Организация пенсионного  страхования в Управлении Пенсионного  фонда РФ в г. Чебоксары …………………………………………………

 

2.1

Экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары………………………………………………………………..

 

2.2

Анализ численности  пенсионеров и среднего размера  пенсий………...

 

2.3

Формирование и использование  средств обязательного пенсионного  страхования...................................................................................................

 

3

Совершенствование страхового механизма обязательного пенсионного  страхования…………………………………………………

 

3.1

Современный уровень  и актуальные проблемы развития пенсионного                          страхования…………………………………………………………….......

 

3.2

Актуарное обоснование развития пенсионной системы………………..

 

3.3

Автоматизация учета  в системе ПФР…………………………………….

 
 

Заключение………………………………………………………………...

 
 

Список литературы………………………………………………………...

 
 

Приложения………………………………………………………………...

 

 

 

 

Введение

 

Пенсионная реформа 2002 г. в России радикально изменила пенсионную систему нашего государства, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц и расчет объема государственных обязательств перед пенсионерами, институциональные и правовые основы ее функционирования и др.

Основные страховые  принципы современной пенсионной системы  формировались в первые годы реформы  государственного устройства нашей  страны 1990-х годов, когда были приняты  базовые пенсионные законы.

Базовые принципы рыночного  пенсионного страхования требовали  обеспечения адекватности объема государственных  пенсионных обязательств (в форме размера выплачиваемой трудовой (страховой) пенсии) объему накопленных пенсионных прав застрахованного (в форме продолжительности трудового стажа и суммы страховых пенсионных отчислений).

Реформа пенсионной системы, осуществление которой началось с 1 января 2002 г., предусматривает радикальное изменение всех основных элементов ранее сложившейся системы обязательного пенсионного обеспечения. Современная пенсионная реформа – долгосрочная экономическая программа, рассчитанная на 15-20 лет, поскольку предусматривает переход от солидарно-распределительной пенсионной системы, функционировавшей в советский период, к комбинированной пенсионной системе, которая наряду с распределительными элементами содержит накопительные элементы. В связи с этим тема дипломной работы является актуальной.

Целью дипломной работы является изучение системы обязательного  пенсионного страхования на территории  РФ.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. изучение теоретических и законодательных основ развития пенсионной системы;
  2. экономическая характеристика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары;
  3. анализ численности пенсионеров и среднего размера пенсий;
  4. оценка формирования и использования средств обязательного пенсионного страхования;
  5. пути совершенствования страхового механизма и актуальные проблемы развития пенсионного страхования;
  6. актуарное обоснование развития пенсионного страхования.

Объектом  изучения системы  обязательного пенсионного страхования  является Управление Пенсионного фонда  РФ в г. Чебоксары.

Предметом исследования данной дипломной работы является изучение обязательного пенсионного страхования.

Источниками информации для написания работы послужили данные бухгалтерского и статистического учета Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары за 2006-2008 г.г. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, а также теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных периодических изданиях, посвященных тематике пенсионного страхования.

При написании дипломной  работы были использованы следующие методы исследования: сравнение, анализ, синтез, группировка.

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические и законодательные  основы развития пенсионной системы

1.1. Сущность  пенсионного страхования

Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и индивидуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или материальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой стороны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства – с третьей. Эти отношения призваны обеспечивать реализацию долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.[2]

Организационно-управленческая и  финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законодательные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Данный вид материального обеспечения граждан в период наступления старости или иной причины потери трудоспособности получил название пенсия.

По своему социально-экономическому содержанию понятие пенсия (а в случае обязательного пенсионного страхования — трудовая пенсия) представляет собой специальную форму денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной общественно полезной деятельности, которые были утрачены по причинам наступления у них установленного законодательством возраста (старости), инвалидности, потери кормильца либо по другим основаниям, также предусмотренным законодательством.[4]

Таким образом, понятие пенсии имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, принципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных доходов в форме дивидендов, зависящих только от размера капитала, а с другой – от различных видов государственных социальных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности (нуждаемости) либо от особых заслуг перед государством.

Для того чтобы понять отличия страховой  формы обязательного пенсионного обеспечения от других видов долгосрочных финансово-кредитных и социально-трудовых отношений, необходимо установить экономическую природу всех факторов, определяющих ее содержание, определить основные принципы функционирования пенсионной системы России, формы и методы взаимоотношений государственного страховщика (Пенсионного фонда России) и застрахованных граждан, выявить актуальные проблемы, требующие первоочередного решения для стабильного развития пенсионной системы.

Пенсионные системы в практике большинства государств включают в себя несколько основных элементов (см. рис. 1.). От набора этих элементов и их удельного веса в конкретной пенсионной системе непосредственно зависит ее экономическая и социальная направленность.

В общемировой исторической практике сформировались два альтернативных направления пенсионного страхования:

    • индивидуально-накопительное;
    • солидарно-распределительное. [31]

Приведенные названия систем пенсионного страхования в определенной степени раскрывают их характер. Первое — накопительное направление в пенсионном страховании для реализации своих принципов требует строго индивидуального учета и аккумуляции отложенной части заработка в течение всего периода трудовой жизни. Накопленные таким образом денежные средства в их номинальном объеме (с учетом влияния инфляции) должны быть распределены на весь период дожития застрахованного тем или иным способом и выплачиваться исключительно самому застрахованному лицу.

Основная отрицательная и до сих пор не имеющая решения  проблема накопительной схемы пенсионного страхования заключается в ее высокой степени зависимости от внешних (к пенсионной системе) факторов (уровня развития экономики, ее стабильности и темпов роста), поскольку накапливаемые денежные средства необходимо сохранять и обслуживать в течение жизни целого поколения (в среднем 35-40 лет).

За столь продолжительный период в любой рыночной экономической  системе, даже в самой высокоразвитой и устойчивой, происходят различные  изменения (меняется структура ВВП, снижаются темпы роста экономики  в целом или ее отдельных секторов, увеличиваются темпы инфляции, падает уровень жизни и т.д.), поэтому накопленные пенсионные денежные средства в форме пенсионного капитала требуют специального и высокопрофессионального управления.

Управление пенсионными накоплениями в развитых рыночных странах – объект деятельности целого комплекса специалистов, начиная с финансовых менеджеров, доверительных и инвестиционных управляющих, актуариев и др., которые должны максимально точно рассчитать объем накапливаемых финансовых обязательств, необходимый уровень доходности пенсионного капитала, продолжительность периода дожития каждой когорты застрахованных, сумму пенсионных прав каждого застрахованного исходя из периода дожития и накопленного капитала и т.п.

Второе – распределительное направление «котловым» способом аккумуляции страховых отчислений от застрахованных лиц и незамедлительным их перераспределением в пользу граждан другого – предшествующего поколения. В силу такого оперативного механизма использования денежных средств распределительная схема пенсионного страхования не подвержена воздействию внешних к пенсионной системе факторов (в первую очередь к инфляции, изменению цены рабочей силы, структуры потребительского рынка и рынка труда и др.). Она также в противоположность накопительной схеме полностью и абсолютно лишена необходимости дополнительных расходов на сохранение, поддержание покупательной способности, обслуживание пенсионного капитала и главное – риска его полной или частичной утраты либо снижения реальной стоимости.

Однако, несмотря на перечисленные  и многие другие достоинства распределительной пенсионной схемы, она имеет существенные проблемы, также не имеющие пока положительного решения. Среди них главная – невозможность создания справедливой системы расчета накопленных пенсионных прав и соответственно точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных пенсионных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

Многофакторность и сложность пенсионной системы — основная причина, по которой распределительная пенсионная система стала синонимом уравнительности для застрахованных и непомерной обременительности для страхователей.

Таким образом, оба альтернативных направления обязательного пенсионного страхования предлагают решение задачи не вполне адекватными методами, поэтому в реальной жизни чисто накопительные или чисто распределительные модели не существуют. Следует еще раз обратить внимание на то, что речь идет исключительно об обязательных системах пенсионного страхования. В противоположность им в добровольных системах пенсионного страхования могут применяться чисто накопительные схемы.

Во всех развитых странах, а теперь уже и в странах  с так называемой переходной экономикой сформированы либо находятся в стадии формирования комбинированные схемы обязательного пенсионного страхования. Рассмотрим основные особенности построения традиционных пенсионных систем, их организационную структуру и функциональные элементы (рис. 1.).[45]


 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура пенсионной системы

Представленные направления  пенсионной системы функционируют на принципиально различных условиях. При этом основное место во всех развитых государственных пенсионных системах занимают распределительные пенсионные программы, хотя в каждой стране с учетом ее исторических, социально-демографических особенностей и экономических возможностей применяются различные модели пенсионного страхования.

Тем не менее, можно выделить наиболее типичные составляющие распределительной системы пенсионного обеспечения:

  • социальная пенсия – форма государственной конституционной гарантии, предоставляемой каждому гражданину вне зависимости от наличия и величины трудового стажа и размера уплаченных пенсионных отчислений (трудового вклада гражданина страны) в случае наступления установленного законом пенсионного возраста. Данный вид пенсий относится к категории государственных пенсий, выплачиваемых тем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе для своего существования и не смогли приобрести права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.). В нашей стране государственные пенсии предоставляются помимо получателей социальных пенсий также и другим категориям граждан (правда, гораздо менее многочисленным);
  • трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам, имеющим требуемую пенсионным законодательством продолжительность трудового стажа и необходимую сумму обязательных страховых отчислений, при условии достижения ими установленного пенсионным законом страхового возраста (старости) либо наступления иных предусмотренных законодательством страховых случаев (инвалидность, потеря кормильца, досрочное назначение пенсии и т.п.);
  • пенсии, начисляемые согласно Федеральному закону № 167-ФЗ исходя непосредственно из размера их обязательных отчислений (в первую очередь страхового взноса и трудового стажа) независимо от принципа, по которому они учитываются, – солидарно-распределительного или накопительного;
  • дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо за счет самофинансирования гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе.[2]

Информация о работе Обязательное пенсионное страхование