Обязательное пенсионное страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:28, доклад

Описание работы

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - это система страхования, которая обеспечивается государством за счёт денежных средств, изначально являющихся собственностью Российской федерации.
В рамках ОПС у каждого трудящегося гражданина на именном счёте в Пенсионном фонде России формируется трудовая пенсия. Такое формирование происходит за счёт обязательных страховых взносов, взимаемых государством с работодателей.
Обязательная выплата этой пенсии также обеспечивается государством.

Файлы: 1 файл

10 Сплошная распечатка_17 стр. Основы пенсионной системы в РФ на 01.01.2011.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

 

Обязательное  пенсионное страхование в РФ.

 

     

  •   Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - это система страхования, которая обеспечивается государством за счёт денежных средств, изначально являющихся собственностью Российской федерации.

          В рамках ОПС у каждого трудящегося гражданина на именном счёте в Пенсионном фонде России формируется трудовая пенсия. Такое формирование происходит за счёт обязательных страховых взносов, взимаемых государством с работодателей.

           Обязательная выплата этой пенсии также обеспечивается государством.

 

  •   Действующая сегодня законодательная система ОПС работает в РФ с 2002 года. Эта система  обеспечивает гражданину возможность сделать существенные денежные накопления на личном пенсионном счете в Пенсионном фонде России – за счёт государственных средств, не тратя ни копейки личных денег.

    Примечание: Пенсионное законодательство, работавшее в РФ до 2002 года, строилось на совершенно других принципах.

 

  •   Хочет человек или не хочет, знает что-то или не знает – Федеральные законы работают независимо от желания или знаний этого человека. Это объективная реальность. Но для каждого человека эти законы могут сработать по-разному.          

           Результат, выраженный в сумме  на личном пенсионном счету,  будет зависеть от того, как именно человек воспользовался возможностями, предоставленными ему законодательством.

 

  •   Эти возможности выражены в том, что любой гражданин может, на основании законодательных норм, распорядиться деньгами государства, которые учитываются на его лицевом пенсионном счёте в Пенсионном Фонде РФ.

          Гражданин может один раз в  год (хоть каждый год) перенаправить  часть этих государственных денег  (накопительная часть трудовой  пенсии) под управление Негосударственного  пенсионного фонда (НПФ). Для этого гражданин пишет Заявление в Пенсионный фонд РФ и заключает Договор обязательного пенсионного страхования с Негосударственным пенсионным фондом.

          На основании этих документов  Пенсионный фонд РФ передаёт  управление накопительной частью трудовой пенсии Негосударственному пенсионному фонду.

           Примечание: Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании утверждается Правительством Российской федерации.

 

  • При этом надо понимать, что такое управление происходит строго в рамках Обязательного пенсионного страхования (ОПС), которое обеспечивается именно государством.  Пенсионные деньги, работающие  в ОПС, являются государственными деньгами, собственностью РФ.  Эти деньги учтены в Пенсионном фонде РФ за каждым работающим гражданином.

           Поэтому такое управление находится  под жесточайшим контролем федеральных  органов.  Эти деньги, по сути, всегда остаются в кармане  государства.                    

    Негосударственному  пенсионному фонду всего лишь  позволено управлять ими в соответствие с распоряжением самого гражданина и с правилами, определёнными Федеральными законами.

    При этом гражданин всегда имеет возможность перенаправить накопительную часть трудовой пенсии обратно под управление Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

  • Один из принципов действующего в РФ пенсионного законодательства: чем моложе человек и чем раньше он начал использовать свои возможности, прописанные в законах, тем на большие денежные средства (бюджетные пенсионные деньги) он может рассчитывать. Если же эти возможности человек не использует, то накопления могут быть даже меньше ожидаемых.

           Вот именно об этом большинство наших граждан ничего не знают  в силу недостатка информированности. И свои возможности, заложенные в федеральном законодательстве, не реализуют.

                 

 

 

Основы пенсионной системы в Российской Федерации

                                              По состоянию на 01 января 2010г.

          В 2002 году в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной  пенсионной реформы.

           Реформа  является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике  государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам  возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.                                                                                                                                                                                                                        

         На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Законодательно пенсионную систему РФ в целом определяют следующие Федеральные законы:

 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»                                                                                                                                                                            

 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»                                                                                                                                        

 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»                                                                                                                                    

 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»                                                                                                                                              

 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»  ( т.н. «Софинансирование» или «1000 на 1000»)                                                                                                                    

 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой  пенсии в РФ»       

 27-ФЗ«Об индивидуальном персонифицированном  учёте в системе обязательного пенсионного  страхования» 

 212-ФЗ  «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».  

            Исходя из действующего законодательства,  можно говорить о трёхуровневой структуре системы пенсионного обеспечения.  Такая трёхуровневая структура  системы  пенсионного обеспечения отличается от системы,  действовавшей до 2002 года, радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.

 

              1. Государственное пенсионное обеспечение. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или для тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Это федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ и приравненные к ним,  нетрудоспособные граждане и граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

 

 

             

              2. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с Негосударственными пенсионными фондами.

Эти пенсии формируются и  финансируются  за счет:

2.1.Корпоративных взносов  работодателей (средства предприятия)  в Негосударственные пенсионные  фонды  в рамках корпоративных  пенсионных программ.  В этом  случае у работника формируется  ещё одна пенсия – от предприятия.  Её размер и выплата обеспечиваются условиями пенсионной программы предприятия.

2.2.Личных взносов граждан  в свою пользу в Негосударственные  пенсионные фонды  и за счёт  дохода, полученного от инвестирования  Фондом этих взносов. 

 

 

                

             3. Обязательное пенсионное страхование.

        Обеспечивается государством.  Страховщиком является Пенсионный фонд РФ. Страховые выплаты реализуются в виде трудовой пенсии по старости (по возрасту 55 лет женщины и 60 лет мужчины), по инвалидности и по случаю потери кормильца.         

Финансируется трудовая пенсия за счёт части обязательных страховых взносов работодателя.

       Работодатель обязан регулярно уплачивать страховые взносы в государственные фонды РФ на основании ФЗ №212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».  

        Право на трудовую пенсию имеют все трудящиеся граждане Российской Федерации. Каждый трудящийся гражданин учтён в системе Обязательного пенсионного страхования под индивидуальным пенсионным номером (счётом) в системе учёта Пенсионного фонда РФ (на основании ФЗ №27). Именно на этом номере происходит ежемесячный учёт прав гражданина и обязанностей государства  по обеспечению выплаты трудовой пенсии этому гражданину.                                                                       

        Учёт этих прав происходит в виде учёта денежных средств, поступающих на индивидуальный пенсионный счёт из обязательных страховых взносов от работодателей.

       При этом  право на трудовую пенсию получают граждане, имеющие не менее 5 (пяти) лет так называемого Страхового стажа. Страховой стаж гражданина — это время, в течение которого работодателем уплачивались страховые выплаты из ЕСН на индивидуальный пенсионный счёт этого гражданина.

             

 

Как формируется  обязательная пенсия (с 01 января 2010 года)

 

Накопительная  часть (НЧТП)

Учитывается  на индивидуальном пенсионном счёте гражданина в ПФРФ.         

Размер страховых взносов на НЧТП для граждан 1967 года рождения и моложе составляет 6% сверх заработной платы 

         Для граждан 1966 года рождения и старше такие взносы с 2005 года не уплачиваются.

         В 2002-2004 годах взносы уплачивались за мужчин 1953 года рождения и моложе и за женщин 1957 года рождения и моложе. За это время у них накопилась некоторая сумма  на накопительной части счета, из которой им также будет назначаться накопительная часть трудовой пенсии.

Средства  НЧТП в соответствие с законодательством  инвестируются в ценные бумаги на  финансовом  рынке  с целью получения дополнительного дохода. Этот дополнительный доход перечисляется  на накопительную часть индивидуального пенсионного счёта гражданина в ПФР и учитывается там  с целью увеличения трудовой пенсии. Таким образом величина НЧТП зависит как от  результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности, так и от доходности  инвестирования НЧТП.

ВАЖНО!!!   Накопительная часть пенсии – единственная часть, на размер которой гражданин может влиять непосредственно. С 2005 года каждый гражданин получил законодательное право распоряжаться учтённой за ним НЧТП. Каждый год, один раз в году, в течение своей трудовой биографии он может перевести, учтённую за ним НЧТП под инвестиционное управление какой-либо одной из организаций:

        1. Во-первых, государственной управляющей компанией (ГУК), которой является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Именно такой вариант инвестирования осуществляется по умолчанию для граждан, которые игнорируют своё право по управлению  учтенной за ними  НЧТП.

        2.  Во-вторых, накопительная часть может инвестироваться частной управляющей компанией (ЧУК).

   3. В третьих, накопительная часть может инвестироваться Негосударственным пенсионным фондом (НПФ).     

    Возможность у гражданина выбора организации для инвестирования накопительной части обеспечивается законодательно. 

Размер накопительной части трудовой пенсии гражданина  зависит от следующего:

            1. От суммы страховых взносов, уплаченных работодателем  или самозанятым гражданином в ПФР на финансирование этой части. 

            2. От результатов инвестирования накопительной части.

Принципиальное отличие страховой части от накопительной состоит в следующем:

                     Страховая часть трудовой пенсии  индексируется в размерах, определяемых Постановлениями Правительства РФ.                                         

                      Накопительная  часть инвестируется и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.

               Таким образом, за всю трудовую биографию гражданина, на его лицевом счёте в Пенсионном фонде накапливаются пенсионные средства: на страховой части (расчётный пенсионный капитал) и накопительной части (пенсионные накопления). 

                  Надо чётко понимать, что эти средства НЕ являются личными деньгами гражданина. Это бюджетные средства, только учтённые за его фамилией на его лицевом счёте в Пенсионном фонде. Эти средства являются собственностью государства и предназначены для выплаты этому гражданину в виде ежемесячной обязательной трудовой пенсии.

Информация о работе Обязательное пенсионное страхование в РФ