Общая характеристика страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:14, творческая работа

Описание работы

С 2012 года уставной капитал страховых организаций должен возрасти в три раза. Следствием этого повышения будет укрупнение страховых компаний и уход с рынка мелких и средних по размеру компаний, которые не смогут найти средства для его увеличения. Одним из путей увеличения капиталов стало их объединение компаниями, работающими либо в одной сфере деятельности, либо в разных отраслях.

Файлы: 1 файл

Творческая работа Страхование1.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Страхование

Тема

Общая характеристика страхового рынка

Фамилия студента

Наумова

Имя студента

Анна

Отчество студента

Алексеевна

№ контракта

2270112400209117


 

Содержание

Общая характеристика страхового рынка……………………………..3-9

 

Основная часть

Общая характеристика страхового рынка

С 2012 года уставной капитал страховых организаций должен возрасти в три раза. Следствием этого повышения будет укрупнение страховых компаний и уход с рынка мелких и средних по размеру компаний, которые не смогут найти средства для его увеличения. Одним из путей увеличения капиталов стало их объединение компаниями, работающими либо в одной сфере деятельности, либо в разных отраслях.  Для германских страховщиков концентрация в страховом деле определяется как процесс слияния или объединения предприятий, при котором они теряют свою хозяйственную самостоятельность и функционируют на основе всестороннего централизованного управления. Различают три типа объединений предприятий: по горизонтали (в одной отрасли и на одном этапе торговли  – картель, консорциум, концерн), по вертикали (в одной отрасли и на различных этапах торговли – связанные общества, концерн) и по диагонали (в разных отраслях или различных  областях деятельности – трест, концерн).

Страховая концентрация в российской практике определяется через взаимодействие страховщиков с финансовыми институтами (по диагонали – в терминах германских страховщиков). Данный процесс  носит название финансовой  конвергенции. Применение такой стратегии, как показывает мировой опыт, приводит к взаимным межотраслевым слияниям и поглощениям, созданию альянсов. Конвергенция на рынке финансовых продуктов стирает границы между функциями, выполняемыми участниками, и создаёт фактически новый вид субъекта, сочетающего в себе элементы страховых компаний и банковских учреждений  - банкострахование. В  иностранных источниках для обозначения этого явления используют два термина: bancassurance, то есть упор делается на отношениях между банком и компанией, проводящей страхование жизни; и bancinsurance, когда предлагаются услуги по всем видам страхования.

К положительным моментам можно отнести:

- укрупнение компаний, в том числе за счет  захвата смежных секторов финансового рынка, и, как следствие,  выход на международные рынки;

- синергетический эффект (в части увеличения прибыли);

- расширение и удешевление каналов сбыта, продаж финансовых продуктов и услуг (для страховщиков – в 2-3 раза):

А) переход с  «чистых» (традиционных) продуктов на смешанные (банковские, страховые, инвестиционные);

Б) повышение конкурентоспособности, входящих в структуру организаций;

В) диверсификация рисков через совместную инвестиционную политику;

Г) увеличение клиентской базы.

Отрицательными моментами, которые на практике приводят к различным проблемам, являются:

- законодательное регулирование и контроль:

А) не было предложено альтернативного законодательного документа вместо  отмененного в 1997 году Закона «О финансово-промышленных группах» (ФПГ);

Б) нет механизма взаимной ответственности материнских и дочерних структур;

В) недостаточный контроль со стороны государственных надзорных органов в части  оценки платежеспособности страховых организаций, входящих в  группу или объединение;

- технологические  и законодательные отличия банковской и страховой деятельности;

- удорожание смешанных продуктов и их излишнее (перекрывающееся) покрытие;

- возникновение новых рисков;

- низкая инвестиционная привлекательность;

- недостаточная активность банков по вложению в реальный сектор экономики;

- слабая оценочная база результатов деятельности таких объединений;

- использование доминирующего положения  головной компании во вред, входящим в неё другим организациям.

Некоторые из перечисленных проблем можно решить, обратив внимание на  детализацию присущую германской практике. Ее можно было бы использовать при разработке и коррекции российской законодательной базы в отношении финансовых объединений.  Например, для регулирования деятельности и составления финансовых отчетов страховых организаций и банков в рамках объединений  – холдингов,  финансовых супермаркетов, страховых или финансовых групп. Вопрос с надзором частично был решен в текущем году. Произошла реорганизация Федеральной службы страхового надзора (ФССН), в результате которой были  переданы его функции Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

Этого не  достаточно, поскольку банки будут по-прежнему выпадать из единого контроля  над денежными потоками. К таким объединениям можно отнести, например: инвестиционная группа «Спутник», где имеется  инвестиционно-банковское подразделение, и Прогресс-Нева, а также Ренессанс-Страхование; стратегический альянс  между Стандарт-Банком  и  Тройкой Диалог (входит Росгосстрах); ВТБ и инвестиционно-промышленная корпорация «Гута» (Гута-Страхование);  акционерные банки «Газпромбанк», «Россия» и СГ «Согаз» (входит СГ «Шексна») и другие.  Подобное взаимодействие представлено различными типами объединений: слияние, поглощение, стратегический альянс, финансовый супермаркет. Шагом для последнего формирования служит создание кэптивной страховой организации, являющейся оптимальным вариантом для сохранения информации о денежных потоках группы. Кэптивные компании являются одним из способов управления рисками в рамках системы альтернативной передачи риска (Alternative Risk Transfer - ART).  Кроме создания кэптивов, на зарубежных рынках используют также другие методы  ART: финансовое (или конечное) перестрахование; секьюритизацию, в том числе через выпуск insurance linked securities (ILS); риск сохранения группы (risk retention group - RRG) – наподобие создания кэптивов; пулы, созданные на принципах сострахования или перестрахования. Такие способы перераспределения рисков между страховым рынком и рынками капиталов частично используются и  в российской практике, но не достаточно для того, чтобы страховщики могли увеличить емкость страхового рынка и защитить себя от рисков.  Главная проблема  наших страховщиков  - высокий показатель убыточности страховой суммы, даже по обязательным видам.

Страховые организации, работающие в  системе банкострахования, предлагают различные виды услуг: страхование депозитов, страхование банковских кредитов, страхование электронных и компьютерных преступлений, страхование эмитентов пластиковых карт, комплексная защита банков от операционных рисков. Предлагается даже такой вид, как страхование получателей банковских кредитов от потери работы (Generalli PPF).

Несмотря на такие  слияния и поглощения,  исследования группы Datamonitoring показывают,  что  страховые  продукты (услуги) российских страховщиков мало дифференцированы, практически отсутствует конкуренция на рынке страховых услуг. Есть крупные игроки, лидирующие на нашем рынке и делящие его на крупные сегменты  – Росгосстрах, Ингосстрах, AXA holding (через группу «РЕСО-Гарантия»). Особняком стоит Allianz AG (через группу «РОСНО»). Ее  присоединяют к трем перечисленным компаниям как организацию, находящуюся на 4 месте по степени лидирования. Финансовый рынок России можно охарактеризовать как банко- ориентированную (bank-based) систему, как в Германии и Японии.  Такая система имеет положительные и отрицательные моменты. К плюсам относят эффективное  управление рисками и построение долгосрочных отношений с организациями. Существенный минус  – сдерживание инноваций банками для получения информационной ренты (informational rents). В противоположность этой системе существует рыночно-ориентированная (market-based), как, например, в США и Великобритании. Она характеризуется открытостью и публичностью, в том числе при продаже акций, не оказывает влияние на корпоративный контроль в отличие от предыдущей системы. Правда, нет единой точки зрения на то, какая система оказывает большее влияние на экономический рост страны.

Концепция универсальной финансовой предпринимательской структуры, рожденная не столько клиентским спросом, сколько стратегией финансовых институтов, направленной на смягчение последствий рыночных колебаний, довольно успешно воплощается в настоящее время. Происходящие на российском рынке изменения  свидетельствуют о том, что страховые компании и банки  готовы к сотрудничеству друг с другом, однако имеется существенное препятствие - отсутствие гибкой структуры управления новым банковско-страховым объединением.

Исключительной особенностью интеграции на финансовом рынке является тот факт, что этот процесс может происходить путем объединения кредитных, производственных, инвестиционных и страховых операций. Каждая из организаций, занимающаяся проведением этих операций, имеет серьезные отличительные черты, как в законодательном, так и в экономическом смысле. Они не могут осуществлять другой вид деятельности, кроме своей собственной сферы. Только процесс конвергенции позволил соединить, объединить и дать новое направление в развитии финансовой деятельности. С  этой точки зрения, конвергенцию можно рассматривать  как  усовершенствованный процесс практической или управленческой деятельности; то есть как инновацию.

Можно сказать, что организации (например, банки и страховые компании), решившиеся объединиться, выходят на новый уровень отношений между собой и с партнерами по рынку.

Сегодня  определенную конкуренцию страховым организациям и банкам могут создать некоммерческие организации (далее - НКО), которые по своему статусу имеют больше выгодных возможностей по осуществлению некоторых видов деятельности. В подтверждение их значения и важности были разработаны и разрабатываются до сих пор теории, объясняющие возникновение и широкое распространение такого рода предприятий. Самая важная причина их существования - неэффективность коммерческих организаций при предоставлении финансовых услуг. Поэтому особый интерес представляют НКО, которые выходят на финансовый рынок и могут осуществлять предпринимательскую деятельность. К таким организациям относят кредитный потребительский кооператив и общества взаимного страхования (ОВС). Кооператив рассматривается как успешная альтернатива предоставления банковских услуг, поскольку имеет ряд преимуществ по сравнению с другими финансовыми институтами. Этому обстоятельству также способствует принятый Закон «О кредитной кооперации» (от 18.07.2009 № 190-ФЗ). ОВС являются некоммерческими и коммерческими организациями, что  не  учитывается в  Законе «О взаимном страховании» (№ 286-ФЗ от 29.11.2007). Самым важным преимуществом НКО является возможность регулировать стоимость страховой защиты внутри общества.

НКО имеют неоспоримые достоинства перед другими организациями:

- возможность объединить широкий круг лиц для их деятельности;

- социальная ориентированность;

- возможный источник инновационных разработок;

- эффективность предпринимательской деятельности;

- усиление конкуренции.

Перечисленные достоинства  в полной мере не  реализуются  в России по ряду сдерживающих факторов. Наиболее важными можно считать:

- ограниченные возможности участия в решении общенациональных задач, финансируемых государством;

- слабые возможности для предоставления достаточного объема платных услуг населению;

- не проработанность налогового законодательства в области льгот.

Современные НКО выходят на финансовый рынок с более выгодным представлением универсальных банковско-страховых продуктов,  которые представляют форму защиты от риска.  Они формируют собственные механизмы регулирования, минимизации последствий или уклонений от рисковых ситуаций.

Законодательная  двойственность ситуации по основополагающим понятиям влечет за собой незащищенность участвующих в страховании сторон. Также  существенно снижает популярность страхования непрозрачность ценообразования страховой услуги для потребителей. Для уменьшения негативных последствий от таких проблем можно обратиться к опыту германских страховщиков. Несмотря на постоянно происходящий процесс финансовой конвергенции, страховой рынок России сегментирован между тремя крупными страховщиками. Характерную для него убыточность по некоторым видам страхования, можно сгладить посредством новых методов альтернативной передачи рисков (ART). Наш финансовый рынок зависит от крупных объединений, созданных банковским сектором. Определенный интерес вызывают некоммерческие предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

 

1

 

 Тарасова Юлия Александровна, доцент кафедры

Финансовых рынков и финансового менеджмента

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург,

http://www.hse.ru/data/2012/10/17/1247507513/банкострахование.pdf

 

2

 

Библиофонд

 

Электронная библиотека

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5100

 

3

 

Профессиональный страховой 

портал  «Страхование сегодня»

http://www.insur-info.ru/press/51249/


 

 


 



Информация о работе Общая характеристика страхового рынка