Налогообложение страховых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 15:03, реферат

Описание работы

Политика в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности.
Налогообложение страховых операций для потребителей страховых услуг должно предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот тем лицам, которые уплачивают страховые взносы, а с другой – уплату налогов с сумм, внесенных страховых взносов.

Содержание работы

1. Налогообложение страховых организаций………………….3
Задача № 9………………………………………………………...12
Задача № 17……………………………………………………….13
Задача № 22……………………………………………………….14
Задача № 50……………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………16

Файлы: 1 файл

страхование реферат.docx

— 54.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

    1. Налогооблажение страховых организаций………………….3

Задача № 9………………………………………………………...12

Задача № 17……………………………………………………….13

Задача № 22……………………………………………………….14

Задача № 50……………………………………………………….15

               Список использованной литературы……………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждения выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического [1].

Важнейшей задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. А в России соответственно будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.

В уровне развития страхования в стране далеко не последнюю роль играет политика в области налогообложения страховых операций, которая проводится государством. Так перед государством стоят две противоположные задачи. Первая задача заключается в максимизации доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а вторая - стимулирование физических и юридических лиц к заключению договоров страхования.

Политика в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности.

Налогообложение страховых операций для потребителей страховых услуг должно предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот тем лицам, которые уплачивают страховые взносы, а с другой – уплату налогов с сумм, внесенных страховых взносов. В связи с этим перед государством стоят следующие задачи: [5]

  1. определить перечень видов страхования, по которым страховые взносы исключались бы из налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль юридическими лицами и подоходного налога физическими лицами;
  2. уточнить перечень видов страхования, по которым заключаемые работодателями в отношении своих работников договоры давали бы право не включать страховые взносы расчета сумм в государственные внебюджетные фонды;
  3. уточнить порядок налогообложения страховых выплат, получаемых страхователями или иными выгодоприобретателями в связи со страховыми случаями.

Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов. Если интерес стимулировать, то реальная платежеспособность потребителей страховых услуг не может так быстро улучшиться. Сдерживающим фактором для многих возможных клиентов является и неуверенность в финансовой защищенности от непредвиденных ситуаций, связанных с разорением или ликвидацией страховых компаний.

Налоговое законодательство  устанавливает особый порядок налогообложения страховой  деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики. Во-первых, поскольку страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы,  либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям. Во-вторых,  налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов [2].

Таким образом,  страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог,  а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом,  страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства,  и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Показатели налоговой нагрузки у страховых компаний низкие, не превышают 3 %, при среднеотраслевом показателе по финансовой деятельности 9,8%. Многие компании на протяжении нескольких налоговых периодов показывают для целей налогообложения убыток.

Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении страховых организаций показывают, что некоторые участники страхового рынка используют предоставленный льготный режим налогообложения и правовой статус страховой компании для минимизации налогов или вовсе для ухода от них как для себя, так и для своих клиентов-страхователей [3].

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Страховые организации в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивают федеральные, региональные и местные налоги.

  1. К федеральным налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц.
  2. К республиканским налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог.
  3. К местным налогам относят земельный налог.

Налог на добавленную стоимость.

В Российской Федерации НДС был введен в 1992 г. НДС регламентируется гл. 21 НК РФ. Это федеральный, регулярный, косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг) [4].

Плательщиками НДС признаются:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.

От уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказываемые страховыми организациями. Налог на добавленную стоимость уплачивается при приобретении основных средств, оказании консультационных услуг.

Налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), приобретение имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ [4].

Если страховая организация исчисляет суммы НДС в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 170 НК РФ, то суммы НДС, предъявленные страховой организации (плательщику налога на прибыль) при приобретении амортизируемого имущества, при исчислении налога на прибыль не увеличивают стоимости этого амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) и относятся на расходы страховой организации, связанные с производством и реализацией страховых услуг единовременно в полном объеме в момент ввода в эксплуатацию при условии использования указанного имущества для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Налог на прибыль организации

Налог на прибыль организации регламентируется гл. 25 НК РФ. Это федеральный, прямой налог.

Данный налог установлен для всех страховых организаций. Объектом обложения является валовая прибыль. Ставки налога на прибыль - 20%: из них 2% - в федеральный бюджет и 18% - в бюджеты субъектов РФ. К доходам страховой организации, кроме доходов, предусмотренных ст. 249 и 250 НК РФ, относятся доходы от страховой деятельности [4].

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц регламентируется гл. 23 НК РФ. Это федеральный, прямой, регулярный налог.

Налогоплательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К доходам от источников в Российской Федерации относятся и страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный сотрудниками страховой организации от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации для физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации [5].

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах и (или) право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Транспортный налог

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты [4].

 При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками являются страховые организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами для страховой организации являются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств.

Налогоплательщики - страховые организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Земельный налог

Земельный налог - это местный налог, порядок установления и уплаты которого регламентируется гл. 31 НК РФ.

Земельный налог уплачивают страховые организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Страховые компании - арендаторы не уплачивают земельный налог, поскольку за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Свести свои налоговые обязательства к минимуму - понятное и вполне разумное желание всех налогоплательщиков. Но нередко кое-кто из них пытается минимизировать налоги с помощью различных и иногда незаконных схем. Во многих таких схемах задействованы кредитные и страховые организации [2].

Нельзя сказать, что все страховщики сознательно допускают налоговые правонарушения. Нередко их ошибки обусловлены незнанием нормативной правовой базы, небрежностью или какими-то другими причинами.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению  эффективной государственной экономической политики.

  Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась. Производившиеся изменения, в частности переход от налогообложения доходов к налогообложению прибыли, повышение ставки последнего и т.д., носили противоречивый характер. Отсутствие четкой концепции развития налогообложения страховой деятельности особенно наглядно проявлялось в различных вариантах соответствующих разделов проектов Налогового кодекса Российской Федерации. Даже принятые решения нельзя считать исчерпывающими все проблемы развития страхования [5].

Информация о работе Налогообложение страховых операций