Мировое страховое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Глобализация мировой экономики в полной мере затрагивает и мировой рынок страхования, который является важнейшим элементом системы современных экономических отношений. Глобализация мирового рынка страховых услуг проявляется главным образом в процессе стирания законодательных и экономических барьеров национальными страховыми хозяйствами и имеет в качестве конечной цели формирование единого страхового пространства. Первой подобной сделкой стало приобретение в 1995 г. компанией "Employers Reinsurance Corporation" своих двух основных конкурентов - "Frankona Re" и "Aachen Re" - за общую сумму около 850 млн. долл. США.

Файлы: 1 файл

Глобализация мирового рынка страховых услуг вар.9.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Мировое страховое хозяйство.

 

Глобализация мировой  экономики в полной мере затрагивает  и мировой рынок страхования, который является важнейшим элементом  системы современных экономических  отношений. Глобализация мирового рынка  страховых услуг проявляется  главным образом в процессе стирания законодательных и экономических барьеров национальными страховыми хозяйствами и имеет в качестве конечной цели формирование единого страхового пространства. Основными направлениями реализации данной цели являются:

1) слияние и поглощение субъектов страхового рынка в лице страховых и перестраховочных компаний и, как следствие, формирование крупнейших транснациональных страховых обществ;

2) формирование крупнейших  международных страховых брокеров  путем слияния и приобретения мелких и средних посредников;

3) переплетение страхового, банковского и ссудного капиталов  с формированием транснациональных  финансовых групп (ТНФГ), что дает  возможность потребителю получать  целый комплекс финансовых услуг  в рамках одной группы;

4) появление новых форм и видов страховых услуг вследствие изменяющегося спроса на традиционные страховые услуги;

5) либерализация торговли  страховыми услугами и расширение  доступа иностранных операторов  страхового рынка на ранее  недоступные национальные рынки  стран Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Азии;

6) изменение рыночной  среды в условиях возможности  использования Интернета для  предоставления страховых услуг;

7) увеличение масштабов  страховых убытков в результате  развития урбанизации, технического прогресса, удорожания частной и корпоративной собственности, влияния глобальных климатических изменений.

Глобализация и интеграция на рынке страховых услуг проявляются  в изменении экономической мощи субъектов страхового рынка. Этому  способствуют крупные слияния и поглощения, особенно активно проявившиеся на мировом рынке страховых услуг во второй половине 90-х гг.

Первой подобной сделкой  стало приобретение в 1995 г. компанией "Employers Reinsurance Corporation" своих двух основных конкурентов - "Frankona Re" и "Aachen Re" - за общую сумму около 850 млн. долл. США. Статистика свидетельствует, что в период с 1995 г. по 1997 г. наблюдается интенсивный рост слияний. Общая сумма таких сделок превысила 76 млрд. долл. США. В 2007 г. сумма крупнейших сделок по слиянию компаний в сфере страхования составила более 160 млрд. долл. США.

Передовые позиции в  процессе слияния и поглощения занимают европейские страховые компании. Из 44 приобретений, совершенных европейскими страховыми обществами, 16 приходится на страховщиков из США (причем четыре сделки превысили сумму 2 млрд. долл. США), 15 - на Юго-Восточную Азию, 12 - на Латинскую Америку и 1 - на Южную Африку. В свою очередь, из 34 зарубежных сделок по приобретению страховых компаний страховщиками США 15 компаний были куплены в Латинской Америке, 8 - в Юго-Восточной Азии, 8 - в Великобритании и всего 3 - в континентальной Европе.

Основными причинами  процесса массового слияния и  поглощения страховых компаний на рубеже веков являются:

- противостояние жесткой  конкуренции на национальных и мировых страховых рынках, которая обусловлена появлением большого количества страховых компаний;

- необходимость увеличения  объемов страховой премии путем  захвата в результате слияния  дополнительной части рынка;

- сокращение расходов  на ведение дела;

- необходимость увеличения  собственной капитализации для  принятия на страхование крупных  рисков, а также возможности обеспечения  надежной страховой защиты интересов  (рисков) собственных транснациональных  финансовых и промышленных компаний  без участия независимых национальных страховщиков;

- возможность расширения  географии деятельности компании  и проникновение на новые страховые  рынки, что, в свою очередь,  способствует диверсификации рисков  и стабилизации страхового портфеля;

- потребность в улучшении показателей финансовой устойчивости, которые характеризуются присвоением рейтингов. Присвоение рейтингов страховым компаниям является неотъемлемой частью бизнес-процессов в странах с развитой рыночной экономикой. Целью присвоения рейтинга является оценка финансового положения страховой компании как в настоящем, так и на перспективу. Он может выступать, с одной стороны, инструментом в конкурентной борьбе за страхователей, а с другой стороны, определенным ориентиром для самих страховщиков, желающих передать те или иные риски в перестрахование надежным страховщикам и перестраховщикам;

- желание перестраховщиков  приобрести бизнес по прямому  страхованию с целью упрочения  своих позиций на страховом  рынке.

Аналогичные тенденции  наблюдаются и на брокерском рынке, тесно связанном с прямыми страховщиками. Здесь также происходят серьезные изменения состава участников за счет укрупнения брокерских компаний.

На сегодняшний день безусловным лидером на рынке  страховых брокерских услуг является американская компания "Marsh & McLennan", которая была основана в 1871 г. в США. В результате поглощения четырех крупнейших брокерских компаний: американской "Jonhson & Higgins", французской "CECAR", английской "Sedgwick Group", мексиканской "Brockman y Schuh Group" - брокерское агентство "Marsh & McLennan" стало первым в мире.

Компания имеет около 400 офисов, находящихся более чем  в 100 странах, и обеспечивает доходы в размере 9,3 млрд. долл. США. Структура  поступлений такова: 35% приходятся на долю США, 16% - на Европу, по 3% - на Канаду, Латинскую Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион, остальные 40% приходятся на доходы от услуг по размещению рисков в перестрахование и обслуживание транснациональных корпораций.

Факторы, обусловливающие  процессы интеграции на страховом брокерском рынке, мало чем отличаются от причин объединения и поглощения на рынке прямых страховщиков и перестраховщиков. Слияние брокерских компаний связано прежде всего с необходимостью снижения затрат на проведение операций; необходимостью расширения географии своей деятельности; желанием увеличить получаемую прибыль, в том числе за счет расширения перечня оказываемых услуг. Сегодня страховой брокер кроме традиционных услуг по размещению страховых рисков своего клиента при необходимости берет на себя функции по оценке и анализу страховых рисков, управлению риском и оценке убытков. Более того, в связи с потребностью ТНК в эффективном управлении рисками брокерам могут передаваться полномочия по комплексному управлению активами компаний. Наряду с этим брокеры могут предложить своим клиентам консалтинговые услуги в области менеджмента и управления персоналом.

Глобализация мировой  экономики осуществляется с помощью  различных интеграционных процессов, в том числе и путем слияния  банковских и страховых институтов. Ярким примером такого слияния может служить объединение "National Westminster Bank Plc", занимавшего третье место среди британских коммерческих банков, и британского страховщика "Legal & General Group PLC". Образование финансовой группы с совокупными активами, превышающими 150,4 млрд. долл., позволило страховщику реализовывать свои продукты через 724 отделения банка, расположенные в различных странах мира и обслуживающие в совокупности 6,5 миллиона клиентов, а также открыть ряд представительств в США, Германии, Франции, Нидерландах.

Примерами успешного  сотрудничества между банками и  страховыми компаниями могут служить  такие страны, как Испания, где  около 70% всех полисов по страхованию  жизни продается через банковскую сеть, а также Франция и Великобритания, где аналогичный показатель составляет 40%.

Результатом взаимного переплетения банковского и страхового капиталов  на фоне трансграничных сделок по слиянию  и поглощению среди страховщиков является формирование крупнейших транснациональных  страховых компаний, активы которых сравнимы с активами крупнейших транснациональных корпораций в сфере производства.

Слияние страхового и банковского  секторов экономики позволяет:

- обеспечить более высокий уровень  капитализации, финансовой устойчивости  страховых операций за счет перераспределения капитала внутри объединенной компании;

- способствовать появлению новых  видов финансовых услуг и возможности  комплексного обслуживания клиентов;

- повысить конкурентоспособность  страховщиков на рынке страховых  и финансовых услуг;

- расширить возможности страховщиков в реализации своих продуктов за счет имеющейся у банков клиентской базы. Так, в Европе все большее число полисов по страхованию жизни реализуется через филиальные сети банков. За последние 10 лет кредитные институты увеличили свою долю по сбору премий на рынке страхования жизни в три раза. По оценке экспертов, каждый четвертый полис по страхованию жизни прямо или косвенно продается через банки;

- активизировать участие страховых  компаний в операциях на фондовом  рынке;

- снижать издержки по ведению бизнеса за счет получения доступа на уже готовые каналы сбыта с учетом специфических потребностей потенциальных клиентов.

Развитие современных технологий в области телекоммуникаций, и  в первую очередь Интернета, оказывает  значительное влияние на развитие мирового рынка страховых услуг.

В основном все страховые  компании имеют свои собственные сайты в Интернете. Большинство из них дают пользователю следующие возможности: получить информацию о деятельности компании, ознакомиться с подробным описанием предлагаемых услуг, узнать уровень цен для определенной услуги, рассчитать страховой тариф, оформить и оплатить страховой полис по сети.

Наряду с сайтами  страховщиков потребители получили возможность обладать объективной  информацией о страховщиках и  страховых продуктах на страховых  порталах. Пользователь может сопоставить  цены различных страховщиков на одни и те же виды услуг, узнать и сравнить объемы страхового покрытия в той или иной компании. Также можно ознакомиться с рейтингами страховых компаний, составленными независимыми агентствами. Современные технологии позволяют структурировать и обновлять эти данные настолько эффективно, что компании практически составляют собой единую сеть.

По данным консультационной компании "PriceWater - HouseCoopers" и журнала "The Economist", интернет-продажи западных страховых компаний составляют в  среднем 2% от общего объема продаж страховых услуг.

Наиболее развито интернет-страхование  в США. Это обусловлено прежде всего существованием Закона об электронной  подписи. По прогнозам, страховые премии американских компаний, собранные с  помощью предоставления услуг через сеть Интернет, могут достигнуть 5 - 10% от всей суммы сборов. Основной объем операций ведется через электронную страховую биржу "КвайтсМитком", которая представляет около 40 видов продуктов более чем 25 американских страховщиков.

Использование потенциальных возможностей Интернета для реализации страховых услуг имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К числу позитивных моментов можно отнести:

- постоянное расширение  числа пользователей глобальной  сети и доступность интернет-ресурсов, а следовательно, и возможность постоянного увеличения количества клиентов страховых организаций;

- возможность оперативно  обеспечивать потенциальных клиентов  полной и объективной информацией  обо всем спектре предоставляемых  страховых услуг;

- уменьшение времени  потенциальных клиентов на поиск необходимых страховых услуг и оформление сделок со страховщиками;

- сокращение административных  расходов страховых организаций.  По мнению специалистов консалтинговых  компаний США, продажи в режиме "on-line" позволяют сэкономить от 10% до 25% издержек, или примерно 250 трлн. долл., с учетом расходов по урегулированию претензий и выплат возмещений экономия может составить дополнительно еще 25 - 26 трлн. долл.

Недостатками использования  Интернета являются:

- возможность несанкционированного доступа к информации о кредитных картах страхователей, расплатившихся за покупку страхового полиса, о банковских счетах, имуществе, состоянии здоровья страхователя и так далее;

- риск поражения компьютерными  вирусами клиентских сетей и  серверов компаний, использующих Интернет для реализации страховых услуг;

- возможность мошенничества  в отношении страховых компаний;

- невозможность полностью  провести стандартизацию страховых  услуг, а следовательно, организовать  их онлайн-продажи, так как  многие договоры страхования составляются с учетом индивидуальных потребностей клиента;

- психологический настой  страхователей. По мнению аналитиков, 90% страхователей предпочитают получить  непосредственно от страховщика  или агента предварительную консультацию, чтобы убедиться в правильности своих действий при заключении договора страхования.

Информация о работе Мировое страховое хозяйство