Личное страхование в РФ и проблемы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Исходя из обозначенной цели, необходимо будет решить следующие задачи:
выявить наиболее значимые в социальном и экономическом плане подотрасли личного страхования;
обозначить круг характерных проблем, мешающих развитию этих подотраслей;
рассмотреть варианты решения этих проблем, предлагаемые Российскими и зарубежными специалистами в области страхования;
и, наконец, проанализировать и дать оценку эффективности решений и мероприятий, на деле осуществляемых государством и страховыми компаниями для их решения.

Содержание работы

стр.
Введение 3
1.
Личное страхование в России
5
1.1. Основные категории 5
1.2. Основы классификация личного страхования 6
1.3. Подотрасли личного страхования 7
1.3.1. Страхование жизни
1.3.2. Страхование от несчастных случаев и болезней
1.3.3. Добровольное медицинское страхование
8
11
13
1.4. Проблемы развития личного страхования в России 15
1.4.1. Страхование жизни
1.4.2. Медицинское страхование
15
21
2. Анализ отрасли личного страхования 26
2.1. Основных показателей в отрасли личного страхования
2.2. Динамика развития Российских компаний в послекризисный период
2.3. Анализ организационно-экономических отношений в страховании до наступления страхового случая
26
31
34
3. Проектная часть 45
3.1. Рекомендации по развитию и совершенствованию личного страхования 45
3.2. Всеобщая классификация страховых отношений 48
3.3. Проектирование годичных тарифных нетто-ставок и страховых премий 52

Заключение
54

Список литературы

Файлы: 1 файл

Личное страхование.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

    - улучшилось материальное состояние  некоторой категории граждан  и их работодателей;

    - сформировался достаточно устойчивый  рынок медицинских услуг;

    - спрос на специалистов стал  сопровождаться предложением социального  пакета, что, безусловно, позволяет  закрепить кадры.

    Как видно из показателей деятельности ведущих страховых компаний, удельный вес добровольного медицинского страхования в личном страховании  занимает существенное место.

    Вместе  с тем ДМС не заняло должного места  в системе организации медицинского обслуживания. Основная причина этого - отсутствие законодательно закрепленных принципов и направлений его развития.

    Сложившаяся к настоящему времени система  ДМС имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

    К положительным сторонам, видимо, следует отнести:

    - наличие стабильного рынка медицинских  услуг на базе ведущих лечебных  учреждений страны;

    - наличие механизмов, адаптирующих  возможности по предложению медицинских  услуг к пожеланиям потенциальных  потребителей;

    - рост понимания работодателями  выгодности системы ДМС как составного элемента пакета социальных услуг для "привязки" квалифицированных сотрудников к месту работы;

    - накопление опыта работы (организационный  и экономический аспект) в системе  ДМС как медицинскими учреждениями, так и страховыми организациями;

    - повышение качества медицинского  обслуживания застрахованных за  счет сотрудничества страховой  организации с различными медицинскими  учреждениями одновременно с  учетом их специализации по  тем или иным видам медицинской  помощи;

    - возможность влияния страховой организации на стоимость медицинских услуг, предоставляемых лечебными учреждениями;

    - контроль за качеством и объемом  оказанных медицинских услуг;

    - обеспечение высокой степени  доступности получения дорогостоящих  видов медицинских услуг застрахованным за счет распределения риска значительных страховых выплат по конкретному застрахованному между большим количеством застрахованных;

    - возрастание роли страховой организации  (защита интересов застрахованных) в качестве регулятора отношений  "пациент - медицинское учреждение", "пациент - врач" при разрешении финансовых вопросов и контроле за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг;

    - внебюджетный источник финансирования  лечебных учреждений - плановая и  гарантированная оплата предоставленных застрахованным медицинских услуг, не облагаемая налогом с продаж и НДС (платные медицинские услуги, предоставляемые лечебным учреждением непосредственно пациенту, налогом с продаж облагаются);

    - возможность снижения затрат  страхователей при заключении договоров ДМС на длительные сроки и в интересах большого числа работников, то есть - дальнейшее повышение доступности медицинских услуг;

    - значительный спектр программ  ДМС, в том числе постепенное  включение в них услуг профилактической  направленности.

    Нужно перечислить и отрицательные  стороны. Это:

    - скудность законодательной базы, регламентирующей взаимоотношения  субъектов добровольного медицинского  страхования;

    - высокая степень монополизации  рынка медицинских услуг, особенно  в регионах, и связанная с этим высокая (зачастую необоснованно) стоимость медицинских услуг;

    - отсутствие единых научно обоснованных  подходов при формировании медицинскими  учреждениями стоимости их услуг;

    - практически полное отсутствие  корреляции между показателями  стоимости медицинских услуг и их качеством;

    - отсутствие единых стандартов  объема медицинской помощи для  однотипных лечебных учреждений  при оказании помощи пациентам  с одной и той же патологией;

    - отсутствие системы подготовки, а, следовательно, и дефицит  квалифицированных специалистов в области ДМС;

    - обострение недобросовестной конкуренции  среди страховых компаний.

    Беспокоит по-прежнему отсутствие четкого понимания  необходимости и полезности закона, законодательного оформления системы  ДМС, а также того, что альтернативы сохранения нации нет. Нелепо задавать вопрос: что лучше - лечиться или не лечиться? Ясно, что когда появляется необходимость, вопрос этот отпадает сам по себе. Человек готов отдать все, что до этого казалось наиболее важным, чтобы сохранить здоровье. Бесплатно, как мы выяснили, сделать это нельзя, тем более, когда речь идет не о насморке. 

2. Анализ отрасли  личного страхования

2.1. Основных показателей  в отрасли личного  страхования

    Как показывает многолетний опыт стран  с устоявшимся страховым рынком, одним из ключевых моментов его устойчивого развития является сбор и обработка статистической информации. Именно наличие статистических данных является обязательным условием экономически обоснованного подхода к стратегии развития компаний.

    О динамике развития страховой индустрии и, в частности, о развитии личного страхования можно судить по изменению основных показателей этой отрасли, таких как абсолютной и относительной  размер страховых выплат и премий. Для анализа используем статистические данные за период 1996-2003 год, предоставленные Российским статистическим ежегодником за 2001 г.

Таблица 1. Уровень страховых выплат по РФ в 1996-2000 гг, млн. руб. (до 1998 г – млрд. руб.) 

 
годы
 
Платежи всего
В том числе
Личное  страхование Имущественное

страхование

Страхование ответственности Обязательное  страхование
1996 12183,7 5190,2 986,8 170,5 5835,9
1997 13724,9 5580,03 1235,2 178,4 6725,2
1998 19284,4 9140,8 1774,1 154,2 8215,1
1999 46246,2 24880,4 4624,6 323,7 13133,9
2000 138566,0 102538,9 5958,3 692,8 28960,3
 
 

Таблица 2. Уровень страховых премий по РФ в 1996-2000 гг, млн. руб. (до 1998 г – млрд. руб.) 

 
годы
 
Платежи всего
В том числе
Личное  страхование Имущественное

страхование

Страхование ответственности Обязательное  страхование
1996 27400,0 10100,0 5500,0 600,0 11200,0
1997 34200,0 11800,0 8100,0 1100,0 13100,0
1998 42,0 17,3 8,8 1,4 14,5
1999 96,6 44,5 26,1 4,5 21,5
2000 170074,1 94901,3 37076,2 6632,9 31463,7
 

Таблица 3. Структура страховых премий по РФ в 1996-2000 гг. (в процентах) 

Подотрасли, виды страхования 1996 1997 1998 1999 2000
Всего по добровольному и обязательному  страхованию 100 100 100 100 100
Добровольное  страхование,

В том числе: - жизни

- от несчастных  случаев

  • медицинское
  • имущество граждан
  • имущество юридических лиц

в том числе: - транспорта

       - грузов

  • финансовых рисков
  • риска непогашенных кредитов
  • ответственности перевозчиков
  • профессиональной ответственности
  • ответственности заёмщика за непогашение кредита
  • ответственность предприятий – источников повышенной опасности
58,6

26,7

2,5

7,7

4,9

13,2

2,5

2,7

1,6

0,1

0,7

0,2

0,1 

0,2

58,9

22,08

2,69

9,26

4,6

16,2

2,5

3,3

1,2

0,0

0,7

0,3

0,0 

0,4

63,6

29,1

2,2

8,8

4,3

15,2

2,6

2,7

0,5

0,03

0,6

0,3

0,0 

0,6

78,4

37,4

1,9

7,4

3,8

21,3

3,0

5,2

2,0

0,03

0,9

0,2

0,01 

1,8

81,5

46,8

1,5

7,5

3,2

18,2

2,2

3,7

0,4

0,04

0,4

0,2

0,01 

1,3

Обязательное  страхование,

В том числе  медицинское

41,4

37,3

41,1

36,3

36,4

34,2

21,6

20,2

18,5

17,1

 
 
 
 

Таблица 4. Структура страховых выплат по РФ в 1996-2000 гг. (в процентах) 

Подотрасли, виды страхования 1996 1997 1998 1999 2000
Всего по добровольному и обязательному страхованию 100 100 100 100 100
Добровольное  страхование,

В том числе: - жизни

- от несчастных  случаев

  • медицинское
  • имущество граждан
  • имущество юридических лиц

в том числе: - транспорта

       - грузов

  • финансовых рисков
  • риска непогашенных кредитов
  • ответственности перевозчиков
  • профессиональной ответственности
  • ответственности заёмщика за непогашение кредита
  • ответственность предприятий – источников повышенной опасности
52,1

32,4

1,2

7,9

2,25

3,3

1,0

0,5

2,6

0,1

0,2

0,0

0,3 

0,07

51,0

29,66

1,38

9,58

2,2

2,8

0,9

0,3

4,0

0,2

0,2

0,1

0,1 

0,09

57,4

38,2

1,0

8,2

2,0

5,8

2,8

1,4

1,4

0,01

0,1

0,01

0,1 

0,1

71,6

53,8

0,7

6,4

1,6

7,7

1,9

3,5

0,7

0,0

0,28

0,05

0,04 

0,04

79,1

68,9

0,4

5,0

1,2

2,8

1,1

0,2

0,3

0,01

0,06

0,012

0,01 

0,03

Обязательное  страхование,

В том числе  медицинское

47,9

45,0

49,0

45,3

42,6

41,5

28,4

27,3

 

Информация о работе Личное страхование в РФ и проблемы его развития