Лицензирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Раскладка ущерба в денежной форме значительно расширила и упростила возможности страхования. Страхование превратилось во всеобщее универсальное средство по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов. То есть экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Лицензирование страховой деятельности……………………………………5
1.1 Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности.5
1.2 Порядок выдачи лицензии…………………………………………………..7
1.3 Ограничения, приостановление и отзыв лицензии на осуществлении страховой деятельности…………………………………………………………10
2. Тайна страхования…………………………………………………………….14
Заключение…..…………………………………………………………………...16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

страховое дело.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Лицензирование страховой деятельности……………………………………5

1.1 Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности.5

1.2 Порядок выдачи лицензии…………………………………………………..7

1.3 Ограничения, приостановление и отзыв лицензии на осуществлении страховой деятельности…………………………………………………………10

2. Тайна страхования…………………………………………………………….14

Заключение…..…………………………………………………………………...16

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страхование – одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений.

Еще в период рабовладельческого строя  владельцы имущества и рабов  использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежами  и другими непредвиденными событиями.

На этой почве закономерно возникла идея объединения заинтересованных лиц по возмещению материального (имущественного) ущерба путем его солидарной раскладки  между участниками объединения.

В то же время, хотя непредвиденные и  стихийные бедствия носят случайный  и неравномерный характер, число  пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц или хозяйств. При таких  условиях солидарная раскладка возможного ущерба между заинтересованными  владельцами имущества существенно  сглаживает последствия стихийных  бедствий и случайностей. Чем больше заинтересованных лиц или хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на каждого участника. Так возникло страхование, сущность которого состоит в замкнутой раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами.

Наиболее примитивной формой раскладки  ущерба было натуральное страхование. По мере развития товарно-денежных отношений, натуральное страхование уступило место страхованию в денежной форме.

Раскладка ущерба в денежной форме  значительно расширила и упростила  возможности страхования. Страхование  превратилось во всеобщее универсальное  средство по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных событий  за счет денежных фондов. То есть экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.

1 Лицензирование страховой деятельности

    1. Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности

Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензируется не страховая деятельность вообще, а конкретные виды страхования, в которых законом установлено наличие страхового интереса. Поэтому страховая организация, давно работающая на рынке, при введении нового вида страхования должна получить лицензию на его осуществление.

Лицензии выдаются на осуществление  добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. В лицензии указываются конкретные виды страхования, которыми имеет право заниматься страховщик. Понятие вида страхования в законодательных документах четко не определено. Фактически вид страхования обособляется от других наличием определенного объекта страхования и страхуемого риска и оформляется отдельными правилами страхования.

Лицензирование страховой  деятельности на территории РФ регламентируется условиями лицензирования страховой  деятельности на территории РФ, утвержденными  приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью 19 мая 1994 г.

Лицензирование страховой  деятельности осуществляется органами страхового надзора. При этом в условиях лицензирования, в противоречии с Законом «Об организации страхового дела в Российской федерации», в качестве объекта страхования используется понятие вида страховой деятельности, а не вида страхования. Вид страховой деятельности может включать в себя множество видов страхования. В лицензии указывается вид страховой деятельности, а в приложении к лицензии - перечень конкретных видов страхования с соответствующими правилами страхования.

Под лицензируемой страховой  деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Деятельность по оценке страховых рисков, определению размеров ущерба, консультирование и т.д. не нуждается в получении лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой  деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком. Как правило, лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не оговорено при ее выдаче. В случае, если на момент оформления лицензии отсутствует достоверная информация по риску, позволяющая его оценить, страховщику выдается временная лицензия.

Для получения лицензии страховая  организация должна выполнить следующие условия:

  • Быть зарегистрированной на территории РФ;
  • Иметь необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;
  • Выполнить определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;
  • Выполнить ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

 

Процедура лицензирования предусматривает  выдачу лицензии страховщикам, предварительно зарегистрированным в качестве юридических лиц. В отличие от мировых аналогов такой механизм имеет ряд недостатков, прежде всего связанных с невозможностью уже на стадии регистрации страховщика повлиять на состав учредителей ознакомиться с их платежеспособностью, происхождением капитала и так далее.

Для получения лицензии страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в размере не менее:

  • 25 тыс. МРОТ при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
  • 35 тыс. МРОТ при проведении страхования жизни;
  • 50 тыс. МРОТ при проведении исключительно перестрахования.

Собственные средства компании должны находиться в определенном соотношении с размерами страховой премии по данному виду страхования, которые планируются на первый год его осуществления. При первом обращении страховщика за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховщика должны обеспечивать проведение планируемых видов страхования и выполнение принятых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности величину не ниже той, которая установлена в условиях лицензирования для определенного вида страховой деятельности.

Максимальная ответственность  по отдельному риску по договору страхования  не может превышать 10% собственных  средств страховщика.

Если максимальная ответственность  по договору превышает указанный  норматив, должно быть предусмотрено  перестрахование избыточного риска.

    1. Порядок выдачи лицензии

Для получения лицензии страховщик предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:

  1. Заявление по установленной форме;
  2. Учредительные документы
  3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала;
  4. Экономическое обоснование страховой деятельности, включающее: 
  • бизнес-план на первый год деятельности страховщиков, получающих лицензию впервые;
  • расчет соотношения активов и обязательств по установленной форме для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее года; 
  • положение о порядке создания и использования страховых резервов; 
  • план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика; 
  • баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; 
  • план размещения страховых резервов.
  1. Правила по видам страхования, содержащие:
  • определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;
  • определение объектов страхования;
  • определение перечня страховых случаев, при наступлении которых наступает ответственность страховщика по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);
  • страховые тарифы; определение сроков страхования;
  • порядок заключения договора страхования и уплаты страховых взносов;
  • взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;
  • порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К правилам должны быть приложены  образцы форм договоров страхования  и страховых свидетельств (полисов, сертификатов). 

  1. Расчет страховых тарифов с приложением использованной методикой расчета и указанием источника исходных данных, утвержденную руководителем страховщика структуру тарифных ставок.
  2. Сведения о руководителе и его заместителях.

Страховщики, уже имеющие  лицензию на осуществление страховой деятельности, при расширении видов страховой деятельности представляют все указанные документы, кроме перечисленных в п. 2, 3, 4.3, 4.6, а страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, — все, кроме перечисленных в пунктах 4 – 6.

При получении лицензии один экземпляр Правил страхования и  один экземпляр структуры тарифных ставок с отметкой органов надзора возвращаются страховщику, иные документы или копии с них не выдаются. Штамп органов надзора на Правилах страхования и расчете тарифа не означает их утверждения государственным органом. В соответствии с ГК РФ (ст. 943, 954) Правила страхования и тарифы разрабатываются и утверждаются самим страховщиком, а органами надзора используются для контрольных функций. Однако, если окажется, что страховая организация заключает договоры страхования с отступлением от правил и тарифов, разрешение на использование которых содержится в лицензии, то это влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее отзыва.

На внесение изменений  в правила страхования и тарифы страховщик должен получить разрешение надзорных органов, что сопровождается внесением изменений в лицензию.

Срок для рассмотрения вопроса о выдаче страховщику  лицензии или об отказе в ее выдаче составляет 60 дней со дня подачи заявления с приложением всех необходимых документов. Фактически этот срок затягивается до года, что подталкивает страховщиков к тому, чтобы заключать договоры страхования без лицензии. Это является грубым нарушением законодательства и влечет за собой тяжелые финансовые последствия. Заключенные договоры не считаются договорами страхования, страховые премии не могут направляться на формирование страховых резервов и подлежат налогообложению по общим правилам.

Отказ в выдаче лицензии возможен при несоответствии представленных документов существующему законодательству. Он должен быть конкретно мотивирован, а при отсутствии указания на причины отказа может быть обжалован в арбитражный суд.

    1. Ограничения, приостановление и отзыв лицензии на осуществлении страховой деятельности

Органы страхового надзора  наделены полномочиями по принятию мер к недобросовестным страховщикам, нарушающим законодательство и представляющим угрозу интересам страхователей. Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» при выявлении нарушений со стороны страховщиков органы надзора могут:

  • Давать им предписания по устранению недостатков;
  • Ограничивать или приостанавливать действие лицензий эти страховщиков при невыполнении предписаний;
  • Принимать решения об отзыве лицензий.

Информация о работе Лицензирование страховой деятельности