Лицензирование и налогообложение страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Но имеется ряд особенностей по некоторым видам страхования. Пунктом 6 Указа Президента РФ от 07.07.92 № 750 «Об обязательном личном страховании  пассажиров» расходы по финансированию мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества на транспорте признаны обязательными. В связи с тем, что перечень расходов, признаваемых для целей налогообложения прибыли, открыт, перечисленные средства из указанного выше резерва могут быть учтены страховыми организациями в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые страховыми организациями  указаны в приложении. Однако рассмотрим подробно основные налоги, взимаемые со страховых организаций.

Основные налоги, уплачиваемые страховыми организациями

Налог на добавленную  стоимость

Согласно нормам гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации  основная деятельность страховых организаций не облагается НДС. Так, в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается оказание услуг по страхованию, соцстрахованию и перестрахованию. В то же время страховщики могут заниматься страховой деятельностью через страховых агентов и страховых брокеров. В этом случае вознаграждение за посреднические услуги, оказанные страховым агентом, подлежит обложению НДС на основании ст. 156 НК РФ.

В рамках договоров страхования  НДС не облагаются следующие обороты:

- страховые платежи  (вознаграждения) по договорам страхования,  сострахования и перестрахования,  включая страховые взносы, выплачиваемую  перестраховочную комиссию (в том  числе тантьему);

- проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

- средства, полученные  страховщиком в порядке суброгации  от лица, ответственного за причиненный  страхователю ущерб, в размере  страхового возмещения, выплаченного  страхователю;

- суммы страхового  возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая.

Правила размещения страховщиками  средств страховых резервов утверждены Приказом Минфина России от 08.08.2005 № 100н. Доходы, получаемые страховой организацией от операций, связанных с инвестированием или размещением средств страховых резервов и собственных средств страховой организации, облагаются НДС, если данный вид операций облагается налогом (например, доходы от недвижимости). В этом случае объектом обложения НДС является выручка, полученная от оказания данных услуг.

Поскольку в большинстве  страховых организаций доля облагаемых НДС операций незначительна, чаще применяются  положения п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому страховым организациям разрешено  включать суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. Приобретенные материальные ценности, в том числе основные средства и нематериальные активы, отражаются в учете по стоимости без НДС. При этом вся сумма НДС, полученная по налогооблагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.

Налог на прибыль страховые  компании платят с прибыли, полученной от своей деятельности. Определяется она по правилам статьи 247 Налогового кодекса РФ.

Особенности налогового учета у страховых организаций обусловлены характером выполняемых операций, одна из особенностей которых связана с порядком учета операций по основной деятельности организаций (страхованию, соцстрахованию, перестрахованию), а именно в бухгалтерском и налоговом учете эти операции отражаются по видам договоров. Доходы и расходы, полученные по договорам страхования, соцстрахования, перестрахования, признаются в налоговом учете в соответствии со ст. ст. 271, 272 НК РФ при определении доходов методом начисления. Следующая особенность налогового учета у страховых организаций определяется необходимостью формирования страховыми организациями страховых резервов: согласно ст. 330 НК РФ страховые организации образуют страховые резервы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом резерв предупредительных мероприятий не учитывается для целей налогообложения прибыли. Однако согласно п. 2 ст. 294.1 НК РФ при осуществлении обязательного медицинского страхования суммы отчислений в страховые резервы могут быть учтены для целей налогообложения. Третья особенность налогового учета связана с учетом страховых выплат. В соответствии со ст. 330 НК РФ страховые выплаты по фактически наступившему страховому случаю включаются в налоговом учете в состав расходов на дату возникновения у организации обязательства по выплате страхового возмещения.

На основании ст. 273 НК РФ в страховании при определении  даты получения доходов страховая  организация может использовать как метод начисления, так и  кассовый метод. При этом кассовый метод применяется, если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг (работ, товаров) без НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Однако на практике преобладает метод начисления.

Особенности состава  расходов страховой деятельности для целей налогообложения установлены ст. 294 НК РФ. На сферу страхования распространяется также действие положений ст. ст. 252, 254 - 269 НК РФ.

В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого  календарного месяца страховые организации производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Учитывая общую концепцию  Налогового кодекса Российской Федерации, - сокращение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу, - отпадет необходимость других налогов, определяемых от выручки. Не имеет значения то, что нынешняя выручка страховщика исчисляется иным способом, ведь основную ее часть составляют страховые взносы. При необходимости компенсирования потерь, связанных с отменой налогов, определяемых от выручки страховщика, например, по налогу на пользователей автомобильных дорог, возможно предусмотреть выделение части от общей ставки, направляемой в соответствующий бюджет, но автор считает это нецелесообразным.

Таким образом, законодательно закрепленная система налогообложения  страховых структур, исходя из финансовых результатов их деятельности, не только сложна в плане ее практической реализации, но и не позволяет достоверно планировать поступление доходов от страховой деятельности в государственный бюджет и бюджеты более низких уровней.

Налогообложение прибыли  страховых организаций не решает и фискальных задач — в результате всевозможных «способов минимизации» прибыли от страховой деятельности поступления в бюджет не соответствуют масштабам и темпам роста страховых взносов.

 

 

 

 

Заключение

 

Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно  сказать, что система страхования  крайне неравновесная. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.

Не составляют особого  секрета как внутренние, так и  внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики.

К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы  страхования, за счет резервов, можно  отнести такие как:

- низкая финансовая  устойчивость страховщиков;

- низкий уровень профессионализма и страховой культуры;

- внутрисистемная разобщенность; 

Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно назвать следующие проблемы:

- экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки,  низкий финансовый потенциал  страхователей и др.)

- юридические (низкий  уровень общего законодательного  обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового  рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.)

- политические (общеполитическая  нестабильность).

Что касается финансовой устойчивости страховых компаний, то с 1999 г. продолжается положительная  тенденция, характеризующаяся увеличением страховых премий и резервных фондов. Если такое положение сохранится в будущем, то страховым компаниям не грозит банкротство, и они смогут возместить все суммы ущерба, которые возможно предъявят к оплате страхователи.

Типичные ошибки страховщиков в налоговой сфере - нарушения правил при формировании технических резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. В частности, это отсутствие зарегистрированного в Департаменте страхового надзора положения о формировании страховых резервов и использование незарегистрированных методов их формирования. Кроме того, страховщики часто ошибаются при определении доли перестраховщиков в резервах и при формировании резерва незаработанной премии по досрочно прекращенным договорам. Соловьев И.Н. “Об ответственности за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”, Налоговый вестник №(53)05, от 24.04.2005.

Часто при проверках  налоговые органы сталкиваются со случаями так называемых "нестраховых" выплат. В добровольном медицинском страховании - это пресловутые "монополисты" и другие посреднические услуги, которые по сути не являются страховыми. Довольно распространенное явление - неправильное определение суммы возврата премии при досрочном расторжении договоров страхования. Зачастую страховой взнос возвращается полностью вне зависимости от срока действия договора. Среди других нарушений можно отметить ошибки при оформлении документации по перестраховочным договорам и при расчете комиссионного вознаграждения. К сожалению, это далеко не полный перечень.

Нельзя сказать, что  все страховщики сознательно  допускают налоговые правонарушения. Нередко их ошибки обусловлены незнанием  нормативной правовой базы, небрежностью или какими-то другими причинами.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Список литературы

 

1. Гражданский кодекс  РФ. Часть 2. М.: Дело, 2007.;

2. Налоговый кодекс  РФ, часть 2, глава 25 «Налог на  прибыль организаций» М.: Юристъ, 2007;

3. Федеральный закон  «Об организации страхового дела»;

4. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.,20 ноября 1999г.);

5. Борвикова Е. В.  Механизм налогообложения страховой  деятельности. Финансы и кредит, 2007, № 6, 58-62 с.

6. Вещунова Н.Л., Фомина  Л.Ф.”Бухгалтерский учёт в страховых компаниях: практическое пособие”. – М.: Инфра – М, 1996;

7. Дубровина Т.А. “Бухгалтерский  учет в страховых компаниях:  Учебник для вузов”. - ЮНИТИ - ДАНА, 2000.;

8. Медведев М.Ю. “Положения  по бухгалтерскому учёту (ПБУ): постатейные комментарии”. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.;

9. Пласкова Н. С.  « Анализ деятельности страховой  организации». Финансы.-2007, №12, 41-45 с.

10. Романова М. В.  Налогообложение страховой деятельности.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 176 с.:ил.

11. Романова М. В. О налогообложении страховых организаций. Налоговый вестник, 2005, №12, 102-104 с.

12.Рубина Ю. Б., Солдаткин  В. И. “Страховой портфель”. - М.: "СОМИНТЕК";

13. Суйц В. П., Ахметбеков  А.Н., Дубровина Т.А. “Аудит: общий,  банковский, страховой”: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002;

14. Юргенс И. Системный  подход к определению понятия  «национальная система страхования». «Страховое дело», №8, 2000.

Размещено на


Информация о работе Лицензирование и налогообложение страховой деятельности