Космическое страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 07:25, контрольная работа

Описание работы

Космическое страхование – представляет собой относительно новую сферу страхового бизнеса, особенности которой напрямую обусловлены высокотехнологичным и высокорисковым характером космической отрасли. Поэтому страхование космических проектов и программ непрерывно развивается и модифицируется в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники и расширением использования космического пространства. Поэтому роль космического страхования будет только возрастать.

Содержание работы

Словарь страховых терминов………………………………………………….. 2
Введение………………………………………………………………………… 4
1. Сущность и виды страхования при осуществлении космической деятельности ………………………………………………………………………..5
2. Объекты космического страхования ………………………………………..9
3. Субъекты космиченского страхования …………………………………….11
4. Международный рынок космического страхования ……………………...13
Заключение ……………………………………………………………………..16
Задача 1. ………………………………………………………………………...17
Задача 2. ………………………………………………………………………...19
Задача 3. ………………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

космическое страхование.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

-имущественное страхование   объектов космической инфраструктуры  при проведении работ, от стихийных  бедствий;

-страхование ответственности за ущерб третьим лицам;

-страхование жизни,  здоровья космонавтов и персонала  ракетно-космической промышленности;

-страхование промышленных  рисков;

 

2. Объекты космического страхования.

 

 Объектом страхования  являются имущественные интересы Страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением воздушным судном или космическим объектом, указанным в договоре страхования, вследствие его гибели (пропажи без вести) или повреждения.

В качестве объектов имущественного страхования при осуществлении космических проектов выступают:

-имущественные интересы  предприятий и организаций ракетно-космической  промышленности, участников космических  проектов;

-РКН и их составные  части;

-объекты космической  инфраструктуры.

Объектами страхования ответственности перед третьей стороной являются имущественные интересы участников космических проектов, связанные с обязанностью возмещения ущерба, нанесенного ими третьим лицам.  Страхование ответственности  перед третьими лицами подразумевает защиту имущественных интересов, обусловленную необходимостью возмещения ущерба, причиненного по вине следующих участников космического проекта:

-государства (государств), осуществляющего пуск;

-собственника космических  средств;

-организации, производящей  пуск.

Обязанность возмещения ущерба, нанесенного третьим лицам при осуществлении космических проектов, вытекает из международного космического права, а также регламентируется гражданским законодательством РФ.

В качестве объектов личного  страхования выступают имущественные  интересы, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью персонала объектов космической инфраструктуры, предприятий ракетно-космической промышленности, космонавтов.

К имуществу относятся  элементы ракет космического назначения (ракето-носителей, космических аппаратов, головной обтекатель ) и любое другое имущество, находящееся на стартовом комплексе космодрома и необходимое для осуществления операций по предстартовой подготовке и пуску ракет космического назначения, а также находящееся на объектах космической инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Субъекты космического страхования.

 

Страхователями признаются юридические или физические лица, владеющие воздушными судами на праве  собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему воздушного судна и т.п.).

Страховщик - Страховая  организация, осуществляющая страховую  деятельность в соответствии с законодательством  и лицензией, выданной федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, на страхование воздушных судов.

Страховыми рисками  в этой сфере являются гибель (полная или конструктивная), пропажа без  вести или повреждение воздушного судна или космического объекта в результате происшествия, имевшего место в период действия страхования.

Не относятся к страховым  случаям повреждения, вызванные  рабочими процессами, реализуемыми в  агрегатах, а также нормальными  эксплуатационными нагрузками, а именно:

1. повреждения и отказы отдельных  агрегатов (систем), вызванные их  износом и старением в процессе  эксплуатации, дефектами и действием  рабочих процессов и сопутствующих  факторов, если последствия таких  повреждений и отказов локализованы внутри этих агрегатов (систем);

2. повреждения отдельных деталей  агрегатов, имеющие накопительный  или прогрессирующий характер (усталостные  трещины, коррозия, расслоения и  т.п.), связанные с воздействием  эксплуатационных условий и нагрузок;

3. местные повреждения (вмятины  и забоины) лопаток компрессора  двигателя, воздушных винтов, элементов  наружной обшивки и других  агрегатов воздушного судна, если  они не явились причиной конкретного  зарегистрированного происшествия  с воздушным 

судном и выявлены при послеполетном осмотре или  при выполнении регламентных работ  на воздушном судне; повреждение  лопаток компрессора из-за попадания  посторонних предметов в газо-воздушный  тракт двигателя рассматривается  в качестве страхового случая, если такое повреждение явилось причиной зарегистрированного отказа двигателя в полете или рулении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Международный рынок космического страхования.

 

Международный рынок страхования космических  рисков в настоящий момент  находится в состоянии некоторой неопределённости в отношении тарифной политики и объявленной ёмкости. В начале 2011 года, опираясь на хорошие показатели 2009~2010 годов рынок демонстрировал свою мягкость и либерализм к рискам. Собрав в 2010 году от 700 до 800 млн. долларов страховой премии и фактически не имея крупных убытков, он мог позволить себе снижение ставок и увеличение ёмкости. Так, по сведениям из различных источников ёмкость рынка по страхованию запусков космических аппаратов составляла от 670 до 800 млн. долларов США, при ставках от 8,5% до 14%. Ёмкость рынка в сегменте страхования рисков орбитальной эксплуатации КА составляла от 470 до 530 млн. долларов при ставках от 0,9% до 1,5%.

Соответственно  состоянию рынка на нём присутствовало и максимальное количество игроков. Так, по рискам запуска космических аппаратов безусловное лидерство удерживают синдикаты «Lloyd», за ними следует такие крупные компании, как «Swiss Re», «Munich Re», «SATEC», «Spaceco», «Catlin», «Starr Aviation», «SCOR», «Allianz IARD» и т.д., всего более 50 компаний.

В сегменте страхования космических аппаратов на орбите общепризнанными лидерами являются компания LibSat и Sciemus. Кроме этих компаний основными игроками данного сегмента являются те же Catlin, Munich Re, XL Aerospace, Elseco, и др., всего более 40 компаний.

За последнее  время существенно выросли китайский  и российский рынки. По некоторым данным, за последние три года ёмкость китайского рынка страхования космических рисков превысила 50 млн. долларов США.

Ёмкость российского  рынка тоже существенно увеличилась и составляет около 20~25 млн. долларов США.

Однако 2011 год  существенно изменил ситуацию на рынке. За последнее время произошло четыре крупных убытка, которые могут коренным образом повлиять на изменение ставок и потенциальную ёмкость рынка.

Первый из убытков  связан с аварией спутника Eutelsat W3B в октябре 2010 г. При выводе на геостационарную орбиту, после отделения КА от РН «Ариан-5» с ним была потеряна связь. Через неделю изготовитель спутника, европейская компания «Thales Alenia Space» сообщила, что на спутнике произошла большая утечка из бака с гелием, и манёвр перевода его на геостационарную орбиту невозможен.

Спутник был  объявлен полностью погибшим из-за вывода на нерасчётную орбиту. Сумма убытка составила около 360 млн. долларов США.

18 августа 2011 года на нерасчётную орбиту  был выведен космический аппарат «Экспресс-АМ4». В результате ошибки в полётном задании РБ «Бриз-М» космический аппарат «Экспресс-АМ4» не был выведен на геопереходную орбиту и был потерян наземными средствами слежения.

Через два дня  с помощью средств системы Norad космический аппарат был обнаружен на нерасчётной орбите, и после уточнения её параметров Межведомственной комиссией было принято решение о недостаточности запаса характеристической скорости для перевода его на геостационарную орбиту и невозможности использования по целевому назначению.

Сумма убытка по данному случаю составила 250 млн. долларов США.

Таким образом, совокупные потери рынка в сегменте запуска уже сейчас составляют около 80% от предполагаемых сборов страховой премии, в сегменте орбитальной эксплуатации с учётом отказов на спутниках New Dawn и TelStar 14R (совокупно около 280 млн. долларов США) около 60 %, и при появлении ещё одного, даже небольшого убытка могут привести к отрицательному результату за год, что, безусловно, вызовет ужесточение тарифной политики и уменьшению ёмкости рынка.

Следует отметить, что к российским рискам рынок  относится с некоторым предубеждением. Так, котировки по запуску российских спутников, как правило, на 20~30 % выше, чем для европейских, а страхование орбитальной эксплуатации российских космических аппаратов на 15~20% выше, чем в среднем по международному рынку.

Российские  страховые компании, работающие в  ракетно-космической отрасли, испытывают трудности с деятельностью на международном рынке, так как их рейтинги не могут быть выше, чем рейтинг страны. В свою очередь рейтинг России недостаточен для активной работы на международных рынках космического страхования.

В качестве положительной  тенденции отмечается увеличение ёмкости отечественного страхового рынка. Так по страхованию рынка запуска КА «Экспресс-АМ4» российский рынок подписал более 21 млн. долларов США, самые большие доли были у «Ингосстраха», «СОГАЗа», «Евразии», Альфастрахования», «ВТБ-Страхования» и «Сургутнефтегаза».

В заключение обзора рынка хочу сказать, что сейчас он подсчитывает убытки и вырабатывает стратегию бизнеса на следующий год. Думаю, в 2012 году мы столкнемся жёстким, неуступчивым рынком как в области условий страхования, так и в области тарифов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Объективная реальность такова, что освоение космического пространства характеризуется наличием повышенного риска, который заключается  в потенциальной возможности  нанесения значительного ущерба жизни и здоровью людей (космонавтов, обслуживающего персонала космической инфраструктуры и третьих лиц), экономическим интересам государства, участников космической деятельности и третьих лиц, а также окружающей среде.

Ни одна крупномасштабная народнохозяйственная, оборонная или научно-исследовательская программа не может быть эффективно реализована без использования космических технологий.

Успешный опыт проведения страховых операций на  рынке страхования в течение более 30-ти лет показывает, что оптимальное соотношение экономических интересов государства, участников космической деятельности и страховщиков может быть найдено. Высокие показатели надежности космической техники, кратковременность воздействия риска, покрываемого страхованием, особенно в отношении запуска ракет космического назначения, при значительных размерах страховых премий привлекают ведущих страховщиков к участию в космическом страховании. Однако, наличие негативных факторов в качественном содержании космических рисков (например, катастрофический тип распределения ущерба, ограниченность страховой совокупности, объективные трудности анализа и оценки космических рисков и т.д.) значительно обособляет систему космического страхования и предопределяет наличие специфических особенностей в ее структуре и организации функционирования.

 

 

 

 

Задача 1.

 

Произвести расчет единовременной брутто-ставки по страхованию жизни на дожитие и размер страхового взноса.

№ п/п

Показатель

 

1

Возраст человека Х, лет

1

2

Срок страхования t, лет

19

3

Страховая сумма, руб.

350

4

Доля нагрузки в структуре  тарифа Н0, %

10

5

Норма процента i, %

10


 

Решение:

1. Планируется количество  выплат страховых сумм через  19 лет: из таблицы смертности  следует, что до 60 лет доживет  95940 человек. Значит, теоретически выплат будет 95940.

2. Рассчитаем величину  страхового фонда для обеспечения  страховых выплат через 19 лет:  страховая сумма каждого договора 100 руб.,

95940*190=18228600  – страховой фонд через 19 лет.

3. Определим современную  стоимость страхового фонда (при условии, что каждый год на него будет нарастать 10% годового дохода): для нахождения текущего страхового фонда, воспользуемся формулой:

t

К=Кt*1/(1+i)   , где

К – современная стоимость  страхового фонда, руб.

Кt – величина страхового фонда через t лет

            t

(1+i)   - дисконтирующий множитель за t лет

t – срок страхования, лет

i – норма процента

 

 

 

                                 19

18228600*1/(1+0,1)    =18228600*1/6,12=  2973529,4     – современная стоимость фонда;

Следовательно, чтобы через 19 лет иметь средства для выплаты страховых сумм, страховщик в начале страхования должен иметь страховой фонд в размере   2973529,4 руб. Эту сумму надо единовременно собрать со страхователей. Разница между величиной сбора -  2973529,4 руб                              и суммой выплат – 95940 руб будет покрыта за счет 10% дохода на собранные средства при использовании их в качестве вложенного капитала.

4. Определим взнос  каждого страхователя на 100 руб  страховой суммы, что составит  нетто-ставку со 100 руб страховой суммы: для этого надо страховой фонд в сумме   2973529,4 руб разделить на количество страхователей доживающих по таблице смертности до начала страхования, до 50 лет (86805):

2973529,4/86805=34,25 руб.                 

Таким образом, нетто-ставка на 100 руб страховой суммы на 19 лет составляет 34,25 руб.

5. Определим страховую  брутто-ставку

Т=Тн*100/100-Но

Т – тарифная брутто-ставка

Тн – единовременная нетто-ставка

Но – доля нагрузки

 34,25*180/(180-15) = 37,354 – брутто ставка

Вывод: Следовательно, единовременная тарифная брутто-ставка по страхованию на дожитие для лица в возрасте 1год сроком на 19 лет составляет                           рубля на 37,35 руб страховой суммы.

Информация о работе Космическое страхование