Контрольная работа по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

Страхование грузов (КАРГО-страхование) – подотрасль транспортного страхования.
Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования.
Объектом страхования является имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением груза, застрахованные от ущерба вследствие повреждения или уничтожения (пропажи)груза, независимо от способа его транспортировки.

Содержание работы

1. Страхование карго 3
2. Государственный контроль за страховой деятельностью 9
3. Задача 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

КР страх с титульным без ФИО.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Государственный контроль за страховой деятельностью

 

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства.

Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям:

  • законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
  • установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования;
  • проведение специальной налоговой политики;
  • государственный надзор за страховой деятельностью;
  • защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор. Цель и полномочия  страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное воздействие  на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности (рис.1).

 

 


 

 



 

 


 

 

Государственное страхование

 

Лицензирование

Обязательное страхование

Соблюдение страхового законодательства

Антимонопольное регулирование

Тарифы

Уставный капитал

Перестрахование

Налогообложение

Формированием размещение резервов

Аудит

Платежеспособность

 

Обеспечение гласности


 

Рис. 1.  Государственное регулирование страхового рынка.

 

Современная система  страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие.

Юридические основания  осуществления надзора за страховой  деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Цели государственного надзора состоят в обеспечении:

  1. Соблюдения требований законодательства РФ о страховании;
  2. Эффективного развития страхового рынка;
  3. Защиты прав и интересов страхователей;
  4. Защиты прав и интересов страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Основные функции  органов страхового надзора:

  1. Принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
  2. Выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
  3. Ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;
  4. Осуществление контроля соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
  5. Осуществление контроля соблюдения субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
  6. Выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
  7. Получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
  8. Обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  9. Обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;
  10. Контроль обоснованности страховых тарифов.

Для того чтобы выполнять  указанные функции, надзорные органы наделены соответствующими правами:

    • получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении;
    • производить проверки соблюдения ими законодательства и достоверности представляемой отчетности; при выявлении нарушений давать страховщикам предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензий;
    • обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществлявших страхование без лицензии.

На основании Постановления  Правительства РФ от 26 июня 1993 № 609 созданы  территориальные органы страхового надзора – региональные инспекции.

Их основные функции:

  • осуществление контроль соблюдения требований законодательных и нормативных актов о страховании, за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков, за соблюдением правил формирования и размещения страховых резервов; обобщение практики работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка;
  • представление в Федеральную службу страхового надзора предложений по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;
  • рассмотрение заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства Российской Федерации о страховании и др.

Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством Федеральной службы страхового надзора во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

В отечественной практике можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический).

Лицензионная  форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Полученная страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.

Предметом контрольной формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Статистическая форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами.

Российское законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру «появления» страховой организации. Нормами гражданского законодательства регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права – получение лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Лицензирование страховой  деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование осуществляется органами страхового надзора.

Основные условия получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела предусматривают:

  • регистрацию соискателя на территории РФ;
  • наличие уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;
  • выполнение определенных нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;
  • выполнение ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности действуют различные регламентации  и состав документов для осуществления страхования жизни и иных страхований. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов, их покрывающих. В Российской Федерации, в отличие от большинства стран, сохраняется возможность проведения одним страховщиком, как страхования жизни, так и других видов страхования.

За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов  в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

В договоре страхования  карго предусмотрена франшиза с  записью «Свободно от первых 5 %». Страховая сумма, на которую застрахован груз, перевозимый железнодорожным транспортом, 800 тыс.руб. Фактический ущерб в результате страхового случая составил 55 тыс.руб. Определите сумму страхового возмещения, подлежащую выплате страхователю.

Решение:

Франшиза – условия  договора страхования, в соответствии с которыми страховщик освобождается  от возмещения убытков в установленном  размере. Франшиза может быть установлена в абсолютных или относительных величинах к страховой сумме и оценке объекта страхования, а также в процентах к величине ущерба. Она бывает двух видов: условная и безусловная.

  1. Под условной франшизой понимается освобождение страховщика от ответственности за ущерб, не превышающий установленную сумму, и его полное покрытие, если размер ущерба превышает франшизу.

Условная франшиза вносится в договор страхования с помощью  записи «свободно от ___ процентов» (от страховой суммы). Если ущерб превышает установленную франшизу, то страховщик обязан выплатить страховое возмещение полностью, не обращая внимания на сделанную оговорку.

  1. Безусловная франшиза означает, что данная франшиза применяется в безоговорочном порядке без всяких условий. При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной франшизы. Безусловная франшиза оформляется в договоре страхования следующей записью: «свободно от первых ___ процентов».

При безусловной франшизе страховое возмещение равно величине ущерба за вычетом величины безусловной франшизы.

По условию задачи в договоре предусмотрена франшиза «Свободно от первых 5 %», следовательно, франшиза – безусловная.

Рассчитаем размер франшизы – 5% от страховой суммы:

Рассчитаем страховое возмещение, подлежащее выплате страхователю:

Информация о работе Контрольная работа по "Страхованию"