Контрольная работа по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 01:30, контрольная работа

Описание работы

Договор Страхования — это соглашение между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или выгодоприобретателю в пределах определенной договором страховой суммы, а страхователь обязуется уплачивать обусловленные договором страховые взносы в установленные сроки.
Для заключения договора страхователь должен заявить страховщику о своем намерении в письменной форме или иным образом. При этом страховщик может предложить страхователю заполнить разработанную им форму заявления о приеме на страхование

Содержание работы

1. ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ И ЕГО СУЩЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 3
2. СТРАХОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО И ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СТРАХОВОЙ СФЕРЕ. 18
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

страх.docx

— 102.21 Кб (Скачать файл)

Наконец, страхователь или  выгодоприобретатель вправе отказаться от договора страхования в любое время. Однако в этом случае уплаченная страховщику страховая премия не возвращается.

Особым образом регулируется порядок досрочного прекращения  договоров страхования жизни, предусматривающих  обязанности страховщика по выплате  сумм страхового обеспечения в случае дожития застрахованного до срока (возраста), установленного договором  страхования. В этом случае страховщик обязан возвратить страхователю выкупную сумму, которая представляет собой  сумму сформированного с целью  выполнения страховщиком указанных  обязательств страхового резерва по договору страхования  когда такой договор прекращается досрочно по требованию страховщика, обусловленному нарушением страхователем его условий, величина данного резерва может быть уменьшена на оговоренную сумму неустойки, если это предусмотрено в договоре).

 Договор страхования,  как и любая другая сделка, может быть признан недействительным, если согласно законодательству  есть основания признать его  таковым, т. е. если он не  соответствует каким-либо нормативным  актам; заключен с целью, заведомо  противной основам правопорядка  и нравственности; заключен недееспособным  или ограниченно дееспособным  гражданином либо под влиянием  заблуждения, обмана, насилия, угрозы  и т. п. В зависимости от  оснований признания сделки недействительной  могут наступать различные последствия:  стороны должны вернуть  друг  другу все полученное по сделке; одна из сторон возвращает  другой стороне все полученное  по сделке; все полученное сторонами  либо одной из них взыскивается  в доход государства и т.  д.   Помимо установленных законодательством  общих оснований  для признания  сделок недействительными, страховым  законодательством установлены  специальные основания признания  недействительным страхового договора. Такими основаниями, в частности,  являются:

   а) заключение договора личного страхования, выгодоприобретателем по которому является лицо иное, чем застрахованный, без согласия на то застрахованного лица. Такой договор признается недействительным по иску застрахованного, а в случае его смерти — по иску наследников;

б) заключение договора страхования  имущества, выгодоприобретателем по которому является лицо, не имеющее интереса в сохранении застрахованного имущества;

в) заключение договора страхования  предпринимательского риска, в котором  застрахован риск лица, иного чем страхователь;

г) сообщение страхователем  страховщику при заключении договора заведомо ложных сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для  определения степени риска по договору;

д) заключение договоров страхования имущества или предпринимательского риска на страховую сумму, превышающую страховую стоимость, если такое превышение является следствием обмана со стороны страхователя;

е) заключение договора после  страхового случая;

ж) заключение договора страховщиком, не имеющим лицензии на право заключать  договоры по данному виду страхования;

з) несоблюдение письменной формы договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРАХОВОЕ  МОШЕННИЧЕСТВО И ПРЕСТУПЛЕНИЯ  В СТРАХОВОЙ СФЕРЕ.

 

Мошенничество в сфере личного страхования

 

Мошенничество в личном страховании  считается опасным потому, что  доля этой отрасли в страховых  поступлениях в развитых странах  весьма велика - более половины. Однако опасность мошенничества в сфере личного страхования тем более высока еще и потому, что преступления здесь могут быть связаны не только с мошенничеством и близкими к нему экономическими преступлениями, но и с преступлениями против личности, а они в уголовном праве относятся к числу особо тяжких.

Согласно ст. 927 ГК РФ договор личного страхования является публичным договором в понимании ст. 426 ГК РФ. Поэтому отказать даже явному мошеннику в заключении договора страхования с правовой точки зрения нельзя. Поскольку теоретически отказ от приема на страхование может быть обжалован в суде, страховщик на стадии заключения договора должен отклонить заявление такого клиента каким-то косвенным образом. Либо придется психологическими мерами воздействия убедить его отказаться от намерения застраховаться в этой компании (в том числе путем изложения ему выдержек из условий страхования, где расписаны случаи, когда страховщик вправе отказать в выплате, путем предупреждения об ответственности за достоверность излагаемых сведений и об уголовной ответственности за мошенничество и т.п.). Либо страховщик может завысить мошеннику страховой тариф (обосновав это повышенной степенью риска) настолько, что ему будет невыгодно заключать договор. За рубежом помимо этого страховщик обязан известить о таком клиенте уполномоченные органы или ассоциации страховщиков по борьбе с мошенниками, внести его данные в единую базу.

Мошенничество в сфере имущественного страхования

 

ОСАГО, водители-страхователи направляют свой умысел на уклонение  от страхования всеми возможными способами, включая использование  поддельных или недействительных бланков  полисов. В свою очередь и получатели выплат по страхованию ответственности  часто инсценируют или провоцируют  повреждение их машин застрахованными  автомобилями с целью получения  ущерба, сумма которого также, как  правило, значительно завышен. Сектор страхования грузоперевозок - вторая по криминогенности группа договоров страхования после автотранспортных видов. Злоумышленники страхуют "несуществующие" грузы, заявляют к выплате благополучно доставленные получателю перевозимые товары, используют фиктивные накладные и др. документы - разнообразие вариантов значительно. Страхование различных видов гражданской ответственности, являющееся в силу ГК разновидностью договоров имущественного страхования, используется мошенниками достаточно редко в силу ряда причин. Во-первых, это непопулярность данной группы видов страхования в Российской Федерации. Во-вторых, при страховании ответственности выплата осуществляется, как правило, в пользу третьих лиц (пострадавших от действий застрахованного лица, причинившего им вред или не выполнившего обязательства), поэтому страхователю довольно трудно самому получить материальную выгоду от своих действий; ему нужно как минимум входить в сговор с получателем страховой выплаты.

Мошенничество с участием страховых  посредников

 

Страховые посредники (агенты и брокеры) также часто являются соучастниками в страховом мошенничестве. Причем чаще в мошенничестве участвуют  именно агенты, поскольку они при  заключении договора страхования выступают  от имени страховщика и обязательства  по заключенным ими договорам  несет страховщик, ответственность  же агента весьма ограничена. А брокер, выступающий по поручению страховщика или страхователя, но от своего имени, несет ответственность (в гражданско-правовом понимании) более широкую, чем агент. Численность страховых брокеров в России пока невелика. Кроме того, страховые брокеры в РФ подлежат государственной регистрации, отчитываются перед налоговыми органами, т.е. подвергаются более высокой степени контроля, нежели агенты. Но это все равно не исключает их злоупотреблений, просто осуществляются они по другим схемам. Поскольку брокер реже становится соучастником страхователя-мошенника (а предметом данного исследования мы заявили именно преступления страхователей), далее мы рассмотрим преступления, совершаемые агентами, а не брокерами.

Сам характер работы страхового агента располагает к мошенничеству. Агент, выполняющий, в сущности, чисто  аквизиционные функции, получает вознаграждение в процентах от собранной им страховой премии. Поэтому в целом он заинтересован заключить максимум договоров и собрать максимум премии, комиссию за которую выплатят уже сейчас. Он мало заинтересован в безубыточном прохождении срока страхования, а тем более в финансовых результатах работы компании на перспективу. Главное для агента - получить свое вознаграждение, а в остальном ему в принципе достаточно того, что компания пока не разорилась, выплачивает возмещения его собственным клиентам, выдает более или менее продаваемые, конкурентоспособные (с точки зрения тарифов и размера агентской комиссии) предложения и имеет приличную репутацию, позволяющую ему не терять клиентов. А техника работы компании, ее текущий и перспективный результат простому агенту не интересны: если у компании начнутся проблемы, он ее поменяет, уйдет вместе с клиентами к другому страховщику.

Внутреннее психологическое  противоречие между интересами агента как самостоятельного субъекта экономической  деятельности и как представителя  компании он всегда будет разрешать  в свою пользу в силу того, что  это ему диктуется необходимостью удовлетворения собственных экономических  потребностей. Поэтому "развернуть" психологию агента можно только двумя  способами, имеющими в конечном счете экономическую подоплеку: либо надо повысить вероятность того, что недобросовестный агент будет пойман и потеряет все; либо агент должен получать дополнительные вознаграждения за безубыточность привлеченных им договоров; либо и то, и другое одновременно. Как показывает практика, лучше всего срабатывает именно продуманное соотношение "кнута и пряника": агент должен знать, что при попытке совершить преступление он, скорее всего, попадется, зато на честном ведении дела - дополнительно заработает.

Применяемая на сегодняшний  день в большинстве российских компаний линейная (пропорциональная) система  оплаты труда агентов сама по себе является стимулом для мошенников. Страховая компания платит, исходя только из одного показателя деятельности агента - размера собранной страховой  премии, от которого в соответствии с установленными ставками определяется процентное вознаграждение. Все остальные  показатели страховых операций - размер выплат, финансовые результаты, рентабельность и проч. - на доход агента никак  не влияют. Поэтому, войдя в сговор со страхователем относительно любого искажения сведений об объекте страхования  и обстоятельствах страхового случая, агент имеет шанс "разделить" с ним возмещение и получить дополнительный незаконный доход.

Чтобы он этого не делал, страховщик должен сумму, сопоставимую с этим доходом, поправленным на вероятность "попасться", выплачивать агенту сам. Возникает необходимость построения сложной системы оплаты труда  и материального стимулирования агентов, учитывающей не только объем  собранной премии, но и убыточность  по портфелю агента, применение различных  премий и бонусов за более низкий уровень выплат за отчетный период и т.п.

Статистика преступлений страховых агентов говорит о  том, что чаще всего попадаются на попытке обмана начинающие агенты, относительно недавно перешедшие в  страхование из других сфер предпринимательской  деятельности (и как правило, речь идет здесь о достаточно крупных  договорах на большие суммы). Однако самый большой ущерб наносят  не они, а как раз латентные, невыявленные мошенники, работающие в страховании многие годы, и за счет большого количества мелких мошенничеств длительное время "подтачивающие" компанию изнутри.

Агента от мошенника-страхователя существенно отличает одно обстоятельство, касающееся его ответственности. Если агента будут судить за мошенничество, то ему, помимо прочего, может быть запрещено работать в страховых компаниях.

Далее мы рассмотрим два  наиболее опасных вида преступлений страховых агентов.

 

Классификация видов мошенничества в страховании

 

Преступления  в страховой сфере могут быть условно подразделены на ряд направлений: мошенничество по отношению к  страховым компаниям, мошенничество  с использованием страховых компаний и мошенничество страховых компаний по отношению к клиентам, партнерам, государству и др. Первый вид мошенничества  может иметь место как со стороны  страхователей, агентов, сотрудников  самой компании, так и со стороны  привлекаемых первыми, консультантов, экспертов, специалистов по различным  отраслям знаний, сотрудников МВД и др. компетентных органов, принимающих участие в оценке убытков, независимых юристов. При этом терпит убыток страховая компания. Второй вид по сути дела представляет собой экономические аферы. Последнее направление мошенничества возникает в целях наживы со стороны топ-менеджеров страховой компании. В этом случае в накладе остаются клиенты и сотрудники компании, а также государство. Второй вид мошенничества еще не ведом отечественной экономике, поскольку процветает он в условиях хорошо отлаженной, стабильной и высокого уровня экономике. Третий же вид, напротив, уже отжил у нас, хотя очень ярко пронесся в начальный период перехода к рыночной экономике. На современном этапе развития страхования в нашей стране наиболее актуален первый тип страхового мошенничества. С юридической точки зрения, особенностью расследуемых уголовных дел по фактам страхового мошенничества является особая сложность в создании доказательственной базы, позволяющей квалифицировать действия подозреваемых лиц как мошеннические на стадии возбуждения уголовного дела. Являясь продолжаемыми, эти категории преступлений отличаются многоэпизодностью и нередко длятся несколько лет. Структурные подразделения страховых компаний — службы безопасности, отделы урегулирования убытков из-за существующих сложностей и правовых коллизий не всегда могут добиться возбуждения уголовного дела и привлечения мошенников к уголовной ответственности. Криминалисты выделяют четыре основных вида противоправных действий страхователей: заявление страховой суммы выше действительной стоимости объекта страхования; несообщение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для определения страхового риска; многократное и одновременное страхование объекта у разных страховщиков; инсценировка наступления страхового события в период действия договора страхования — кражи, аварии, угона, поджога и др. Анализируя социально-экономическую обстановку, информацию правоохранительных структур и состояние страхового рынка, можно сделать следующие выводы. Рост числа преступлений в сфере страхования носит объективный характер. Это обусловлено динамичным развитием страхового рынка в стране (рост агентской сети, увеличение клиентской базы и в целом вовлечение все большего числа населения, в том числе ее криминальной части, в эту сферу деятельности). Страхование становится объектом внимания организованной преступности, где все чаще преступления совершаются неоднократно, с распределением ролей и специализацией среди участников. Защита корпоративных интересов предполагает качественно новый уровень взаимодействия и открытости, в первую очередь, среди самих страховщиков. Пора играть «по цивилизованным» правилам.

Борьба со страховым  мошенничеством требует комплексного подхода. 
Основными задачами, с решением которых, вероятней всего, отечественным страховым компаниям придется столкнуться, являются: формирование единого информационного пространства, получение достоверной статистической информации о проблемных страховых случаях; совершенствование действующей нормативной базы (Цель — повышение роли и статуса страховых компаний); организация взаимодействия с правоохранительными органами и заинтересованными государственными структурами и организациями.

Но в то же время отечественные страховые компании никогда не должны забывать, что в этом важном вопросе необходимо действовать крайне деликатно.

Ни в коем случае нельзя видеть в каждом страхователе и в каждом работнике страховой  компании потенциального мошенника. Надо всегда помнить, что честных людей  значительно больше, чем мошенников.

 

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОШЕННИЧЕСТВУ В СТРАХОВАНИИ

 

Меры  предупреждения мошенничества в  страховании

 

Меры предупреждения мошенничества  в страховании жизни и от несчастного  случая:

Сам факт заключения договора с более чем сомнительным наличием страхового интереса у страхователя уже должен настораживать страховщика. К сожалению, в силу особенностей страховой деятельности это сложно проверить на стадии заключения договора, да и персонал, оформляющий договор (и как правило, получающий с него процентное вознаграждение), не заинтересован в этом. Зато когда происходит страховой случай, страховая компания начинает тщательно расследовать все обстоятельства, и если они позволяют - попытается признать договор недействительным. Возможно, доказывание отсутствия страхового интереса в заключении договора страхования - это очень эффективный метод борьбы с мошенничеством в имущественном страховании, но в личном страховании он не работает, для профилактики такого рода случаев представители страховщика должны четко информировать клиентов о нормах ст. 934, 963 ГК РФ и уголовного законодательства о том, что неправомерные действия не просто наказуемы, но и легко раскрываемы и в любом случае сопровождаются отказом в выплате. На практике страховщик к этому не стремится, поскольку ему важно, чтобы клиент, которого бывает довольно сложно "уговорить", заключил договор и уплатил взнос. Поэтому страховщик, заинтересованный в привлечении клиента, избегает обсуждения подобных вопросов, надеясь, что при наступлении страхового случая он сможет выявить мошенника.

Меры предупреждения мошенничества  в страховании туристов:

Информация о работе Контрольная работа по "Страхованию"