Экономическая сущность и функции страхования, его место и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Согласно статье 2 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страхование представляется всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба, полученного в результате несчастных случаев, причиненного стихийным бедствием, вызванным непредвиденными обстоятельствами в деятельности предприятий, фирм, банков.

Содержание работы

Теоритические вопросы
1.Экономическая сущность и функции страхования, его место и роль в рыночной экономике. Правовое регулирование страховой деятельности……………………………………………..……………2
2. Лицензирование страховой деятельности. Государственный контроль над страховой деятельностью…………………………….8
Практическое задание………………………………………..………13
Библиографический список……………………………………….....14

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 26.72 Кб (Скачать файл)

                              Содержание

Теоритические вопросы

1.Экономическая  сущность и функции страхования,  его место и роль в рыночной  экономике. Правовое регулирование  страховой деятельности……………………………………………..……………2

2. Лицензирование страховой деятельности. Государственный контроль  над  страховой деятельностью…………………………….8

Практическое задание………………………………………..………13

Библиографический список……………………………………….....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическая сущность и функции  страхования, его место и роль  в рыночной экономике. 

Согласно  статье 2 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование  — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.  Страхование представляется всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба, полученного в результате несчастных случаев, причиненного стихийным бедствием, вызванным непредвиденными обстоятельствами в деятельности предприятий, фирм, банков.

 Как экономическая  категория страхование представляет  систему экономических отношений,  включающую совокупность форм  и методов формирования целевых  фондов денежных средств и  их использование на возмещение  ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи  гражданам при наступлении определенных  событий в их жизни. Оно выступает,  с одной стороны, средством  защиты бизнеса и благосостояния  людей, а с другой – видом  деятельности, приносящим доход.  Источниками прибыли страховой  организации служат доходы от  страховой деятельности, от инвестиций  временно свободных средств в  объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.

Страхование  составная часть финансов, но отношения страхования имеют целый ряд особенностей:

- денежные  отношения в страховании   связаны с   возможностью

наступления   страховых случаев, наносящих ущерб;  
- при страховании нанесенный ущерб распределяется между участниками страхования;

- при страховании  ущерб перераспределяется между  территориями и во времени;

- страхование  характеризуется возвратностью  средств, внесенных в страховой фонд.

 На основании перечисленных выше особенностей можно дать следующее определение: страхование - это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба. В Российской Федерации существуют три основные формы, страхового фонда:

- централизованный  страховой фонд образуется за  счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;

- фонды самострахования  создаются самими предприятиями  и организациями в виде резервных  и страховых фондов, фондов риска;  существуют в денежной и натуральной  формах;  
- фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.

 Сущность страхования проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции:  

- рисковая  функция – перераспределение  риска между участниками страхования;

- предупредительная функция - использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;  
- сберегательная функция - страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);  
- контрольная функция - контроль за формированием и использованием страховых фондов.

В связи с  различиями в объектах страхования  всю совокупность страховых отношений  можно разделить на пять отраслей:  имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

- имущественное  страхование обеспечивает восстановление  имущества предприятий всех форм  собственности и видов предпринимательской  деятельности, повреждённого или  уничтоженного стихийными бедствиями, от которых оно было застраховано;

- личное страхование обеспечивает, например, восстановление и компенсацию утраты трудоспособности работников на предприятиях всех форм собственности и предпринимательства и в быту, чьё здоровье застраховано индивидуально или коллективно; 
- страхование ответственности позволяет восстановить имущество, здоровье и состояние третьих лиц, сохранив при этом денежные средства страхователей, так как ущерб случайно пострадавшим по их вине третьим лицам возмещался не ими, а страховщиками; 
- страхование предпринимательских рисков гарантирует сохранение доходов предпринимателей всех форм собственности и сфер предпринимательства при страховании от соответствующих видов рисков (например, в торговле – страхование кредитных рисков, в материальном производстве – страхование рисков перерыва в производстве и т.д.).

Правовое регулирование страховой  деятельности.

Страховые отношения, как и любые  другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. В п. 3 ст. 1 Закона о страховом  деле прямо определено, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, являются составной частью страхового законодательства.

  На сегодняшний день правовой  фундамент, регулирующий страхование  и страховую деятельность, состоит  из следующих составных частей.

1) Конституция Российской Федерации – правовой документ, имеющий наивысшую юридическую силу (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 14.10.2005 г.). 2) Гражданский Кодекс Российской Федерации, Часть II, глава 48 «Страхование» (N 14 – ФЗ от 26.01.1996) (ред. от 02.02.2006).

3) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» N 4015-1от 27 ноября 1992 г. г. (ред. от 21 июля 2005 г.);

4) федеральные законы;

  • Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 22.12.2005) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

5) указы Президента Российской Федерации;

6) законодательные и нормативные правовые акты, постановления Правительства РФ и положения;

7) нормативные методические материалы, издаваемые Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

8) правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение страховой деятельности;

9) юридические документы:

  • договор страхования
  • лицензия на страхование;
  • страховое свидетельство (полис или сертификат);
  • условия (Правила) страхования;
  • учредительные документы страховщика (устав, Правила страхования по видам и т. д.).

2. Лицензирование страховой деятельности.

Страховщик  имеет право заключать договоры страхования только при наличии  у него государственной лицензии на осуществления страховой деятельности.

Лицензия, предоставляющая  право заниматься страховой деятельностью  на территории Российской Федерации, может  быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Лицензирование  страховой деятельности проводится в соответствии с Законом РФ «О лицензировании отдельных видов  деятельности», положениями ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» и условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, требований, предъявляемых законодательством  и указанными условиям, ему выдается лицензия на проведения страхования.

  Страховщик должен представить заявление с приложением учредительных документов; свидетельства о регистрации; справки банка о размере оплаченного уставного капитала; экономического обоснования страховой деятельности (бизнес-плана и др.); правил по видам страхования; расчетов страховых тарифов; сведений о руководителях и их заместителях. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования.

Лицензия  представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение определенных видов страхования на территории РФ или на части ее территории, заявленной страховщиком. Лицензия имеет единую форму и содержит следующие реквизиты:

  • наименование (полное и сокращенное) страховщика;
  • юридический адрес страховой организации;
  • наименования отраслей страхования (личное страхование, имущественное страхование) с включаемыми в них видами страховой деятельности и представленным в приложении к лицензии перечнем видов страхования, на проведение которых в добровольной или обязательной форме имеет право страховщик;
  • территория, на которой страховая организация (включая ее филиалы) имеет право проводить данные виды страхования;
  • номер и дату выдачи лицензии;
  • подпись руководителя лицензирующего органа или его заместителя;
  • регистрационный номер страховой организации по Государственному реестру.

Лицензия  не имеет ограничения по сроку  действия, если это не предусмотрено  при ее выдаче. Временная лицензия (срок ее действия указывается в реквизитах) может быть выдана страховщику, если отсутствует информация, позволяющая достоверно оценить страховые риски.

Государственный контроль  над страховой деятельностью

Государственный контроль над страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие  государства на участников страховых  обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

а) прямое участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных  интересов;

б) законодательное  обеспечение становления и защиты национального страхового рынка:

в) государственный  надзор за страховой деятельностью;

г) защита добросовестной конкуренции на страховом  рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Повышение эффективности государственного регулирования  страховой деятельности, совершенствование  нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

Прямое участие  государства в становлении страховой  системы защиты имущественных интересов обуславливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Система государственного контроля над страховой деятельностью должна предполагать:

  • организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь, путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
  • создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
  • определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
  • установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам и т. п.

Информация о работе Экономическая сущность и функции страхования, его место и роль в рыночной экономике