Экологическое страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы достаточно очевидна, так как деятельность человека всегда связана с экологическим риском. Экологический риск обуславливает экологический ущерб, так как экологический риск, независимо оттого, что является источником опасности, связан с возможным ущербом для состояния экосистемы, хозяйственной деятельности и здоровья людей.

Содержание работы

Введение
Сущность экологического страхования
Объекты и субъекты страхования
Виды экологического страхования
Законодательное обеспечение экологического страхования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

страхование.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

     Страхователями выступают предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории Российской Федерации.

    Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

    Страховое событие (случай) - внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае в договоре страхования.

    Договор экологического страхования заключается сроком на один год с последующей пролонгацией, которая оформляется соответствующим протоколом, являющимся неотъемлемой частью договора страхования. При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия. Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты.

    Страховая сумма, определяемая для экологического страхования, это размер годового оборота предприятия. Под годовым оборотом понимается выручка от реализации продукции и оказания услуг, а также проведения каких-либо побочных операций (без налога на добавленную стоимость).

     Страховые платежи (премии) исчисляются путем умножения годового оборота предприятия в стоимостном выражении на тарифную ставку. Страховые платежи первоначально взимаются исходя из ожидаемого (планируемого) годового оборота, а по окончании года делается перерасчет с учетом фактических результатов деятельности страхователя.

    Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Франшиза или собственное участие страхователя в оплате убытков устанавливается, как правило, в твердой сумме. При этом может применяться так называемая безусловная франшиза, при которой выплата страхового возмещения во всех случаях осуществляется в размере разницы между суммами ущерба и франшизы. Любые лимиты ответственности в этом случае устанавливаются сверх сумм франшиз, которые не входят в сумму лимита.

     Страховое возмещение включает в себя: компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательное обеспечение  экологического страхования

 

     Вопросы экологического страхования в Российской Федерации на федеральном уровне регулируются рядом законодательных и иных нормативных правовых актов. Основными законодательными актами, содержащими нормы о страховании в данной сфере, являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».

    Помимо законодательных актов Правительством Российской Федерации, различными ведомствами принят также ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экологического страхования.

    Необходимо отметить, что в настоящее время недостатком правового поля в сфере экологического страхования в Российской Федерации является отсутствие единого основополагающего закона, призванного законодательно определить понятие обязательного экологического страхования, его цели, задачи и принципы, установить финансовые и инвестиционные механизмы экологического страхования, хотя такое требование и установлено ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

     В ряде субъектов Российской Федерации с учетом этого были приняты собственные нормативные правовые акты. Так, в Нижегородской и Ульяновской областях были приняты законы «Об экологическом страховании». Соответствующие новеллы присутствуют в Законе г. Москвы «О защите населения и территории Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в законе Волгоградской области «Об экологической безопасности на территории Волгоградской области». Принят ряд региональных нормативных правовых актов по экологическому страхованию в Саратовской, Тамбовской, Рязанской, Липецкой, Московской областях и др.

     Сегодня назрела насущная необходимость в государственном масштабе решать вопросы координации и управления процессом экологического страхования и использования его преимуществ. Экологическое страхование должно выступить как оптимальный финансовый инструмент аккумуляции и перераспределения средств, позволяющий направлять действительно крупные суммы на ликвидацию последствий экологических катастроф.

     На территории нашей страны, где расположены многочисленные объекты, представляющие серьезную экологическую опасность, экологическое страхование может стать эффективной системой финансирования мероприятий по защите окружающей среды.

      Введение обязательного экологического страхования является общественно необходимым, поскольку последствия экологических катастроф затрагивают интересы большого числа предприятий и организаций, населения и государства в целом. Создать механизм, одинаково работающий на всей территории России, прозрачный для всех, возможно только при условии принятия основополагающего законодательного акта, который регламентировал бы основные действия и процессы, связанные с экологическим страхованием.

     Следует отметить, что развитие экологического страхования должно проводиться параллельно с внедрением системы экологического аудита, позволяющего оценить реальное состояние объекта страхования и возможные риски природопользования.

     Однако необходимо понимать, что страхование не решает всех проблем природопользования, а является лишь одним из механизмов, с помощью которого мы можем предпринять конкретные шаги для спасения природы и человека.

     В современных экономических условиях создание и внедрение системы страхования в сфере природопользования должно стать одним из приоритетных направлений государственной природно-ресурсной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Несмотря на объективные трудности, обусловленные сложностью реформирования экономики России, развитие системы экологического страхования характеризуется высокой динамикой. Показатели состояния страхового рынка свидетельствуют о том, что в Российской Федерации заложены основы экологического страхования. Тем не менее, оно еще не заняло надлежащего положения в национальной системе страхования. Финансовые возможности национальных страховых компаний по покрытию таких крупных убытков, как убытки, причиненные здоровью граждан и окружающей среде в результате техногенных аварий и катастроф остаются низкими.

     Большинство страховых организаций, осуществляющие экологическое страхование особенно в регионах России, испытывают серьезные трудности с обеспечением профессионально подготовленными кадрами, отвечающими современным требованиям ведения страховых операций.

    Отрицательно сказывается на развитии экологического страхования отсутствие мер стимулирования предприятий к более широкому использованию возможностей экологического страхования для защиты своих имущественных интересов.

     Для дальнейшего развития экологического страхования необходимо создать эффективную страховую систему, которая смогла бы обеспечить реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате техногенных аварий и катастроф за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет. Необходимо обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы экологического страхования; проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг; развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков; совершенствование нормативной базы страховой деятельности; поощрение различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных страховых проектов. Нужно обеспечить координацию законотворческой работы в области экологического страхования и профессиональную экспертизу разрабатываемых законопроектов и нормативных документов. Особое внимание следует обратить на создание системы подготовки кадров страховщиков и всемерное развитие страховой науки.

     Ключевым моментом структурной политики на рынке страховых услуг является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования. Необходимо создать систему штрафов и поощрений, при которой загрязнять окружающую среду станет экономически невыгодно, а экологическое страхование станет важнейшим механизмом защиты окружающей среды, а так же интересов граждан и предприятий.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный Закон РФ  «Об охране окружающей среды»  № 7-ФЗ от 10.01.2002 г.

2. Федеральный Закон РФ  «О промышленной безопасности  опасных производственных объектов»  №116-ФЗ от 21.07.1997 г.

3. Закон РФ «Об организации  страхового дела в РФ» №  4015-1 от 27.11.1992 г.

4. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: ООО «ТК Велби», 2010 г.

5. Решетников В.И. Экологическое право - М.: «Щит-М», 2003 г.

6. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. «Страховое дело» Ростов н/Дону.: Феникс, 2004 г.

 


Информация о работе Экологическое страхование