История возникновения и развития страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Страхование — это стратегический сектор экономики.
Особенно в период развития рыночных отношений предприниматель получает возможность сосредоточить всё своё внимание на проблемах рынка и конкуренции, будучи уверенным при этом, что средства производства и предметы труда материально защищены от любых случайностей.
Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и даёт возможность увеличить состояние и богатство нации. Это важно для российской экономики, которая пока пребывает в сложном положении.
Задачи повышения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности современной отечественной экономики обусловливает необходимость реформирования системы страховых институтов на основе обобщения и осмысления исторического пути их зарождения, становления и развития как за рубежом, так и в России.

Содержание работы

Введение
1. Зарождение института страхования
2. История развития страхования в России в дореволюционное время (до 1917 года)
3. Особенности страхования в довоенные годы
4. Страхование в послевоенные годы
5. Современное состояние страхового рынка РФ
6. Законодательное обеспечение становления и защиты национальною страхового рынка
7. Государственный надзор за страховой деятельностью
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

3) контроль за обоснованностью  страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:

4) установление правил  формирования и размещения страховых  резервов, показателей и форм  учета страховых операций и  отчетности о страховой деятельности:

5) разработка нормативных  и методических документов по  вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к  компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

6) обобщение практики  страховой деятельности, разработка  и представление в установленном  порядке предложений по развитию  и совершенствованию законодательства  РФ о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

1) получать от страховщиков  установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

2) производить проверки  соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

3) при выявлении нарушений  страховщиками требований законодательства  давать им предписания по их  устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

4) обращаться в арбитражный  суд с иском о ликвидации  страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Территориальные органы страхового надзора. Правительством РФ по предложению  федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.

Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Постановления  Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. № 609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. № 02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:

а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании;

б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) осуществлять контроль за соблюдением установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;

д) обобщать практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;

с) рассматривать заявления  и жалобы физических и юридических  лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании;

ж) представлять в установленном  порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.

Территориальные органы страхового надзора имеют право:

а) проводить у страховщиков проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;

б) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой  деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

в) при выявлении нарушений  страховщиками требований законодательства РФ о страховании принимать меры по их устранению;

г) вносить в федеральные  органы исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью представления  о приостановлении, ограничении  действия либо отзыве лицензии.

 

Заключение

     В заключение  мы можем сделать вывод о  том, что страховые институты  и идеи могут рассматриваться  как продукт взаимодействия факторов  производства с древнейших времен. Страхование существовало и в  феодальном средневековье, и даже  в древнем рабовладельческом  обществе. Но это было страхование отличное от его современного понимания. Фактически современный тип страховых отношений сложился в период нового и новейшего времени.

     В дореволюционной  России становление страхового  дела в условиях государственной  монополии пришлось на XVIII-начало XIX века; возникновение национального  страхового рынка на середину XIX века; развитие зрелых рыночных  страховых институтов капиталистического  типа на конец XIX - начало XX вв. Таким образом, к началу XX века  в России сформировалась страховая  система, которая была достаточно  развитой и активно взаимодействовала  с международным страховым и  перестраховочным рынком. Она обладала  необходимой системой государственного  регулирования, инструментами рыночного  саморегулирования и элементами  рыночной инфраструктуры.

     Советская  власть, установившаяся в России  в 1917 году, национализировала страховое  дело, установив государственный  контроль над всеми видами  страхования и государственную  монополию в страховом деле. Тем  не менее, несмотря на многие  негативные моменты, страхование  в советское время было важным  элементом системы государственных  финансов, имеющим высокое значение  для народного хозяйства страны.

Эволюция современной  российской системы страхования  прошла в период рыночных реформ и  нашла отражение в том, что  произошли крупные изменения  в нормативной базе страховой  деятельности, и его экономической  роли.

     Негативные  эффекты экономической трансформации  и модернизации хозяйственной  системы современной России выразились  в кризисе доверия контрагентов, высокому уровню хозяйственных  рисков. И при решении проблем,  препятствующих развитию страхового  дела в современной России, необходимо  должным образом подходить к  вопросу использования исторического  опыта. Ведь дореволюционный зарубежный  и отечественный опыт в определенной  мере может быть использован  в современных условиях, и оказать положительное воздействие на развитие современной страховой системы России.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс. Ч.2. Гл.48. «Страхование»

2. Налоговый кодекс РФ. Ч.2. от 5.08.2000г. 

3. Аленичев В., Шахов В.  Страховое дело России в XX веке / В. Аленичев, В. Шахов //Страховое  ревю. - 1999. - N 7. - С.11-21.

  1. Архипов А.П., Гомеля В.Б. основы страхового дела. – М.:Маркет, 2002-23с.

5. Ахвледиани Ю.Т. Развитие  страхового рынка в России /Ю.  Т. Ахвледиани // Финансы. - 2008. - N 11. - С.47-49.

6.Балабанов И.Т., Балабанов  А.И. Страхование. –СПб.: Питер.,2005-67с.

  1. Борисова Н.Ю. Демонополизация страхового дела в России и формирование страхового законодательства / Н. Ю. Борисова // Финансы. - 1996. - N 9. - С.12-20.
  2. Бреслав Л.Б., Гинзбург А.И., Кушниренко О.Г. Основы страхового дела.-М.: Знание, 2007.- 77с.
  3. Галуза Н. Роль государства в защите страхования в условиях инфляции.// Страховое дело, 2008.- 67с.
  4. Гвозденко А.А. Страхование.-М.: Наука, 2005.- 11с.

11. Губарь О. Возникновение  и эволюция института страхования  // Страховое дело. - 2001. - N 8. - С.53-58.

12. Комарова Н.В. Страховой  бизнес в России: краткий исторический  очерк // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1994. - N 2. - С.64-69.

    1. Климова М.А. Страхование. – М.: ПРИОР, 2006.-78с.
    2. Насырова Г.А., Троняк А.Р., Федорова Т.А.  и др. Страхование - М. : БЕК, 2001. - 148 с.
    3. Моторин М.А. Новейшая история организации и регулирования страховой деятельности в Российской Федерации // Финансы. - 2002. - N 8. - С.12-15.
    4. Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф.  Страхование - М.: ИНФРА-М, 2002. - 310 с.
    5. Сплетухов Ю.А. Становление страхового рынка России на современном этапе // Финансы. - 1993. - N 11. - С.49-56.

18. Шахова В.В., Григорьева  В.Н., Ефимова С.Л.  Страховое право  - М.: Юнити-Дана, 2003. - 383 с.

19. Шахова В.В., Ахвледиани  Ю.Т. Страхование - М.: ЮНИТИ, 2008. - 511 c.

20. Шахов В.В. Зарождение  страховой науки в России // Финансы. - 2001. - N 4. - С.48-52.

1 Манес А. Указ. соч. С. 22

2 Райхер В.К. Указ. соч. С. 106

3 www.insur-info.ru




Информация о работе История возникновения и развития страхования в России