История страховых обществ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Страхование – одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений. Человечество все время пыталось противостоять привратностям судьбы и свести к минимуму возможный ущерб от событий, на которые оно не в силах повлиять. Одним из видов такой деятельности человеческого общества и было возникновение страхования.
Чтобы разобраться в настоящем, надо покопаться в прошлом.
Страхование как социально-экономический институт имеет интересную историю развития, берущую начало в глубокой древности, на этапе возникновения цивилизации и образования первых признаков государственности. Такими предпосылками послужили происходившие в жизни людей опасные явления и события, причиняли им невосполнимые имущественные и физические потери. Другими словам

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….2
Страхование на Руси………………………………………………………………5
Страхование в Российской Империи 1786 – 1917 гг………………7
Страхование в Советский России и СССР……………………………..12
Страхование в Российской Федерации……………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………………..17
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

  1. Страхование на Руси………………………………………………………………5
  2. Страхование в Российской Империи 1786 – 1917 гг………………7
  3. Страхование в Советский России и СССР……………………………..12
  4. Страхование в Российской Федерации……………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………………………..19 

Введение

 

Страхование – одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений. Человечество все время пыталось противостоять привратностям судьбы и свести к минимуму возможный ущерб от событий, на которые оно не в силах повлиять. Одним из видов такой деятельности человеческого общества и было возникновение страхования.

Чтобы разобраться в настоящем, надо покопаться в прошлом.

Страхование как социально-экономический  институт имеет интересную историю  развития, берущую начало в глубокой древности, на этапе возникновения  цивилизации и образования первых признаков государственности. Такими предпосылками послужили происходившие  в жизни людей опасные явления  и события, причиняли им невосполнимые  имущественные и физические потери. Другими словами, объективные и  субъективные факторы, ставшие причиной возникновения страхования:

- наличие опасностей, способных  причинить имущественный либо  иной материальный вред, наступление  которых невозможно предотвратить  (объективный фактор);

- появление у людей  опасения за сохранность и  сбережение материальных и личных  нематериальных благ (субъективный  фактор);

- необходимость, а также  желание и стремление людей  бороться доступными методами  и способами с теми опасностями,  которые вызывают у них известный  страх и опасение от наступления  вредоносных последствий (совмещение  объективного и субъективного  факторов).

В докапиталистических обществах  основной формой страхования была страховая  взаимопомощь. Сначала она носила характер разовых соглашений о взаимопомощи в области путевой, странствующей  торговли, как сухопутной, так и морской. Соглашения касались товаров и перевозочных средств, в качестве которых выступали морские корабли и вьючные животные. Предполагается, что первичные формы страхования встречались за 2 тысячелетия до нашей эры, в частности в законах вавилонского царя Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д.

В области мореплавания соглашения о взаимном распределении убытков  от кораблекрушения и других морских  опасностей заключались между корабельщиками-купцами  на берегах Персидского залива, в  Финикии и др. Имеются сведения о том, что в Древней Греции существовали даже соглашения купцов-пиратов касающиеся вопросов как распределения доходов от торгово-разбойничьих операций, так и распределения потерь от морских опасностей, связанных с этими операциями.

Во всех этих случаях просматривается  одна и та же цель: обеспечение возмещения убытков от стихийных и других опасностей каждого из участников торгового, путевого коллектива сообща, за счет всех его членов.

В дальнейшем страхование  приобретает более совершенную  форму, то есть оно строиться на основе регулярных платежей, которые приводят к аккумуляции (накоплению) денежных средств и созданию страхового фонда. Переход этот, конечно, осуществляется не сразу, и какое-то время обе  эти формы страхования существуют параллельно или дополняя друг друга. Такой характер, видимо, носили организации  постоянного профессионально-корпоративного типа, сведения о которых восходят к глубокой старине. В задачи этих организаций входило оказание материальной помощи их членам в несчастных случаях, а в случае смерти - осиротевшим  семьям.

Актуальность данной тематики обусловлена  тем, что страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность  увеличить состояние и богатство  нации. Это чрезвычайно важно  для российской экономики, которая  на настоящий момент всё ещё пребывает  в сложном положении. 

1. Страхование на Руси

 

Так, первые сведения о наличии  страхования на Руси во взаимной его  форме исследователи связывают  с памятником древнерусского права  Х-ХI веков «Русская правда». Особое значение имеют нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. Например: «Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен» (ст.3).

«Если убийство совершено  не умышленно, а в ссоре или  на пиру при людях, то убийца выплачивает  виру (денежный штраф. - Авт.) также с помощью округи» (ст.6). «Если кто откажется от участия в уплате дикой (подушной) виры, тому округа не помогает в уплате за него самого и он сам за себя тогда платит» (ст.8). Здесь можно обнаружить все элементы договора страхования гражданской ответственности, полагая, что при непреднамеренном убийстве дикая вира является результатом предварительного страхового договоров и обязательно не для всех, а лишь для тех и в пользу тех, кто путем этого договора вступил в такое взаимное страховое общество. Примеры государственного страхования давала и Московская Русь. Как известно, уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу или освободить из рабства мог выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей на юге страны организация выкупа пленных была обеспечена специальной финансовой базой. Предписания на этот счет содержаться в 72 главе «Стоглава» (1551) «О искуплении пленных». В ней предусматривались три формы выкупа из плена. Во всех случаях выкуп финансировался из царской казны, но затрачиваемые ею средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди населения. В последствии от системы последующей раскладки реально израсходованных на выкуп пленных сумм совершился переход к регулярным платежам, образующим специальный фонд выкупа пленных. Такой порядок закреплен в Соборном уложении (1649) царя Алексея Михайловича, которое предписывало в зависимости от социального положения плательщика три размера «полоняничных» платежей. В уложении были определены и размеры сумм, предназначенных для выкупа, которые зависели от социального положения пленника. Так, на крестьян и боярских людей отпускалось по 15 рублей, на посадских людей - по 20 рублей; на стрельцов и казаков по 25 рублей. Самый высокий выкуп был установлен в отношении московских стрельцов - 40 рублей. Особый порядок финансирования выкупа был предусмотрен в отношении дворян и боярских детей. Он определялся не поголовно, а в зависимости от величины поместий, и, кроме того, размер суммы выкупа отличался в зависимости от обстоятельств пленения. По мнению исследователей, организация финансирования выкупа пленных, несмотря на ее налоговые формы, имела все существенные элементы государственного обязательного страхования на случай пленения, поскольку имеют место и обязательные ежегодные, по твердым ставкам, страховые платежи, образующие специальный страховой фонд, и выдаваемые из этого фонда твердые страховые суммы, и государственный страховой орган в лице Посольского приказа - хранителя и распорядителя страховых средств.

 

 

2. Страхование в Российской империи 1786-1917 гг.

 

Процесс создания страхового дела в России начинает распространятся в последний четверти XVIII в. К этому времени во многих европейских государствах страхование уже получило значительное развитие. До того времени отечественных страховых компаний как таковых в России не было, а немногочисленные потребности удовлетворялись силами иностранных компаний, работавших «трансграничным» путем, то есть без государственной регистрации отделений и филиалов. Если говорить о хронологии событий, то началом российского страхового дела большинство исследователей считают 1765 год, когда в Риге было создано первое общество взаимного страхования от огня (то есть более чем за два десятка лет до введения первой государственной страховой монополии). Однако последовательного развития ни общества взаимного страхования, ни какие-либо другие формы страховых организаций в тот период не получили. Поэтому в 1786 году по инициативе Екатерины II была учреждена Государственная страховая экспедиция, специализировавшаяся на имущественном страховании, с целью активной защиты от частых пожаров, обязать «государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах состоящие каменные дома принимать на свой страх, а так же каменные заводы и фабрики от всех хозяев». Этим же манифестом в России устанавливалась государственная монополия на страхование. Ее создание и означало законодательное оформление государственной страховой монополии. Однако первый опыт оказался неудачным, и в 1822 году Государственная страховая экспедиция была закрыта.

Были и другие попытки, в частности в 1797 году учредили Страховую  Контору при Ассигнационном Банке, но и ее упразднили в 1805 году. Государство  также попыталось взять под свой контроль и взаимное страхование. В 1798-99 годах в Москве и Санкт-Петербурге при Камеральном Департаменте создавались «Ассекуранц-Контора» и «Фейер Кадастр» для взаимного страхования от огня, однако и эта мера закончилась неудачей. Подводя итог, можно сказать: первый этап истории российского страхования подтвердил несостоятельность государственной страховой монополии. Объясняется это тем, что при крепостном праве в России, владелец средств и недвижимости больше полагался в случае несчастья на своих подданных и поддержку самодержавной власти, нежели на страховое вознаграждение.

Россия XVIII в. не представляла обширного поля деятельности для  страховых операций. Исключение составляли лишь клиенты из среды проживающих  в России иностранцев и жители прибалтийских губерний, которые  более ориентировались на страхование  имущества, а затем и жизни  в заграничных обществах. Отказ  от первой государственной страховой  монополии создал предпосылки для  формирования отечественного рынка, а  вслед за тем, и системы его  государственного регулирования. Качественно  новый этап в жизни отечественного страхования связывают с возникновением акционерных страховых обществ  с участием частного отечественного капитала. Первое Российское страховое  общество для страхования от огня (частное акционерное общество) появляется в 1827 году и получает от государства  монополию на страхование в важнейших  губерниях России сроком на 20 лет. Второе Российское общество страхования от огня образовавшееся в 1835 году получило монополию на 12 лет в остальных 40 губерниях России. Необходимость создания страховых обществ была продиктована самой жизнью. Стихия жестоко разоряла собственников (вспомним хотя бы пожар в Москве 1812 г.). Погорелец становился некредитоспособным лицом, и соответственно страдало банковское дело, риск которого носил чрезмерный характер. Отметим, что в дореволюционной России застрахованные от огня здания обозначали так называемыми страховыми досками - металлическими табличками с названиями и символикой страховых компаний. Обычно эти таблички изготавливались из жести и редко - из цинка или меди, если страховалось очень большое или важное здание, а сумма страхового взноса была очень значительной.

Конкуренции не было и в  помине, как и страхового надзора. Но работали первые российские страховщики  добросовестно, ежегодно публиковали  свои отчеты, а первой расходной  статьей в их бюджете всегда значился молебен «О благополучном ходе дел  общества». В том же году начало функционировать  «Российское общество застрахования  капиталов и доходов» (1835 г. - первый страховщик по долгосрочному страхованию жизни). Монополию на страхование в России отменили в 1847 году, после чего количество страховых обществ очень быстро выросло до 18. В этом же году открылась организация «Надежда», занимавшаяся транспортным страхованием. Третий этап развития страхования в царской России характеризуется зарождением национального страхового рынка. Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений (рост промышленности, строительство железных дорог) создавали предпосылки для формирования национального страхового рынка. Страховой рынок в полном смысле этого слова появился, когда в ходе либеральных реформ 60-х годов XIX века была завершена демонополизация страхования. Конкуренция, борьба за кошелек страхователя породила множество страховых компаний и вместе с тем создала условия для их объединения, прежде всего с целью затруднить проникновение конкурентов как действующих, так и нарождавшихся на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования. Развитию конкуренции способствовали отмена привилегий и создание большого числа новых страховых обществ, оперирующих на рынке на принципах равенства в борьбе за клиента. Для этого этапа характерно возникновение новых акционерных обществ без монопольных привилегий (Петербургское и Московское – 1858 г., «Русское» – 1867 г., «Коммерческое» – 1870 г., «Варшавское» – 1870 г., «Северное» – 1871 г., «Якорь» – 1872 г.). Активно развивается страхование жизни, создаются новые общества взаимного страхования, официально допускаются на внутренний рынок иностранные страховые компании. Для придания устойчивости страховым операциям в этот же период организуются общества взаимного страхования. В 1863 г. учреждено два таких общества – в Туле и Полтаве; в 1864 г. – пять (Харьков, Череповец, Ревель, Рига, Пермь); в 1865 г. – также пять. Таким образом, во второй половине XIX в. национальный страховой рынок был представлен акционерными и взаимными страховыми компаниями.

Специалистами отмечается особый подъем страхового дела в 1875 году, сопровождавшийся резким увеличением страховых премий и числа создаваемых страховых  организаций. В 1875 г. страховое дело оживляется в связи с резким увеличением страховых премий. За 1876 – 1885 гг. было создано 32 общества взаимного страхования. В 80-90 годы проходят съезды представителей обществ взаимного страхования (I съезд в 1883 г. – Петербург, VII съезд – 1912 г.). Для исполнения поручений съезда создаются особое бюро и печатный орган «Вестник взаимного от огня страхования». Наиболее важным предметом обсуждения всех съездов был вопрос организации перестрахования и объединения обществ взаимного страхования. Созданный в 1909 г. Всероссийский союз обществ взаимного страхования объединил 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. В это же время был принят Устав «Российского Союза Обществ взаимного от огня страхования». К 1917 г. Союз объединял 124 общества взаимного страхования. С принятием этого устава начинается четвертый этап развития страхования в России. Характерной особенностью его является возникновение новых видов взаимного страхования – в среде землевладельцев и фабрикантов.

В конце XIX века в царской России сложилась система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах, городских взаимных и земских страховых обществах. Помимо этого, существовало государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих (с 1861 г.), железнодорожников (с 1888 г.) и сельских хозяйств в неземских губерниях (с 1967 г.). С 1905 г. договоры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государственные сберегательные кассы.

Специфика развития страхования  в России заключается в том, что  оно всегда тем или иным способом связано с государством. Это могло  быть непосредственное участие государства  в страховом деле либо его покровительство  в виде предоставления монополии  страховым обществам.

Таким образом, Российская дореволюционная  страховая система была достаточно развитой и активно взаимодействовала  с международным страховым и  перестраховочным рынком. Она обладала необходимой системой государственного регулирования, инструментами рыночного  саморегулирования и элементами рыночной инфраструктуры. В числе последних стоит отметить общество актуариев, появившееся в России одновременно с другими странами Запада.

 

 

3. Страхование в Советской России и СССР

 

А уже в 1918 году специальным  декретом молодого советского правительства  все они были ликвидированы. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо  выделила два основных этапа:

1) установление государственного  контроля над всеми видами  страхования; 

2) объявление страхования  во всех видах и формах государственной  страховой монополией.

Благодаря ранее осуществленной национализации банков был обеспечен  фактический контроль со стороны  государства за деятельностью и  денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности  использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.

На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования, ставившая, по мнению властей, во главу  угла извлечение прибыли. Общее направление  экономической политики этого времени  характеризовалось «красногвардейской атакой на капитал». Поэтому с введением  государственного контроля над страхованием доходы от страховых операций подвергались прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды. Их плательщиками  выступали центральные правления  страховых обществ. Комиссариат  выполнял порученные контрольные функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую  отчетность, следил за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Информация о работе История страховых обществ в России