История страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 09:06, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение динамики развития страхового дела в России в историческом срезе.
В соответствии с целью в работе разрешаются следующие задачи:
Рассмотреть понятие и функции страхования;
Выделить этапы становления страхового дела в России и дать им характеристику;
Охарактеризовать основные тенденции развития страхового дела в России в настоящее время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Сущность и функции страхования……………………………………………….4
2. Возникновение и развитие страхового дела……………………………………..5
2.1 Княжеский период……………………………………………………………….5
2.2 Царский период………………………………………………………………….6
2.3 Советский период………………………………………………………...…….12
2.4 Современный период……………………………………………………..……14
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………..….21

Файлы: 1 файл

кр страхование.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в конце 19 века в  России сложилась система страхования  в российских и иностранных страховых  акционерных обществах, земских  обществах и обществах взаимного  страхования. Кроме того, страхование  проводили правительственные учреждения (преимущественно страхование жизни лиц, состоявших на государственной службе), государственные сберегательные кассы (страхование жизни), железнодорожная пенсионная касса (страхование пенсий), территориальные страховые учреждения (страхование имущества от огня).

В 1913г. во всех страховых учреждениях  России было застраховано имущества  на сумму 21 млрд.руб., в том числе  на долю акционерных обществ приходилось 65% этой суммы, земств - 15%, ОВС –8%. Страховая  премия составила за тот год: в  акционерных обществах России -129 млн.руб, иностранных компаниях – 12 млн.руб, ОВС – 14 млн.руб., сберегательных касс – 15.5 млн.руб. Всего в 1913г. было собрано по всем видам страхования 204.9 млн.руб. страховых премий. 8

Финансовые ресурсы страховых  обществ были важными источниками инвестиций в государственные займы, акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков, использовались в обслуживании внутреннего и внешнего долга.

Интернационализация хозяйственных  связей в экономике России во второй половине 19 века охватила и сферу страхового дела. Этого требовали интересы промышленного капитала и финансовой олигархии. Проведенная Витте в 1895-1897гг. денежная реформа создала благоприятные предпосылки для деятельности иностранных страховых обществ.

Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890г. составляла 24.4%. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного страхового надзора со стороны МВД. Для открытия страховых операций в России они были обязаны предварительно внести в государственное казначейство денежный залог 500 тыс.руб. золотом и резервировать на счетах государственного банка 30% поступления страховых платежей.9

Проникновение иностранных страховых  обществ на российский рынок втягивало  Россию в систему международных  экономических связей и мирового торгового обмена. Это выразилось в бурном развитии перестраховочного рынка. В 1895г. было учреждено «Общество русского перестрахования».

В дореволюционной России наибольшее распространение имело страхование  от огня. В 1913г. в производстве прямых операций по этому виду страхования принимало участие около 300 страховых учреждений, в том числе 13 акционерных обществ, земские страховые учреждения, общества взаимного страхования промышленников и землевладельцев, 171 городское взаимное страховое общество.

Второе место в имущественном  страховании по сбору платежей занимало транспортное страхование, страхование  судов (каско) и страхование грузов (карго). В 1913г. его проводили 10 акционерных  обществ.

В 1900г. страховое общество «Помощь» начинает проводить страхование  от краж со взломом.

Страхованием жизни  занимались 11 акционерных обществ (в  том числе 3 иностранных), государственные  сберегательные кассы, железнодорожная  пенсионная касса и два в общества взаимного страхования. 7 страховых общества проводили страхование от несчастных случаев. Однако страхованием жизни пользовались лишь 0.25% населения страны, в основном состоятельные слои общества.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что  ведущее место в страховом деле в дореволюционной России продолжало сохраняться за акционерными обществами. Наиболее распространённым было имущественное страхование.

    1. Советский период

После Октябрьской революции 1917г. преобразование страхового дела в  России пошло два этапа. Первоначально декретом Совета Народных комиссаров РСФСР от 23 марта 1918г. учреждался государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального. Этот контроль возлагался на созданный Совет по делам страхования, исполнительным органом которого являлся Комиссариат по делам страхования.

В 1918г. Съезд руководящих  работников страховых отделов губернских Советов, созванный бывшим Земским  страховым союзом, признал необходимость  упразднения частных страховых  обществ и введение государственной монополии. Это был второй этап преобразования страхового дела. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918г. «Об организации страхового дела в Российской республике» было объявлено монополией во всех его видах и формах. Исключение было сделано для взаимного страхования движимости и товаров кооперативных организаций. В середине 1919г. проходила компания по ликвидации акционерных и других страховых обществ и организаций. Долгосрочное страхование жизни было передано в ведение Народного банка, а имущественное страхование – Наркомата земледелия. В условиях гражданской войны, разрухи и почти полного обесценения денежных знаков страхование теряло своё значение. Декретами от 18 ноября 1919г. и 18 декабря 1920г. было отменено имущественное страхование, страхование жизни во всех видах, а также страхование капиталов и доходов.10

Государственное имущественное  страхование было восстановлено  после окончания Гражданской  войны. 6 октября 1921г. Советом Народных комиссаров был принят декрет «О государственном  имущественном страховании». Положившим фактическое начало дальнейшему развитию государственному имущественному страхованию в нашей стране. Декрет предусматривал прежде всего государственное добровольное имущественное страхование. По мере организации добровольного страхования и укрепления страхового аппарата вводилось государственное обязательное страхование, которое затем стало основным.

В период 1926-1932гг. государственное  имущественное страхование развивалось  высокими темпами. Основным видом было страхование имущества. С 1 октября 1929г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было введено обязательное страхование в промышленности, которое распространялось почти на всё имущество государственных учреждений и предприятий, состоявших на хозрасчёте или местном бюджете.

Законодательное введение личного страхования относится к середине 1922г., однако практическое заключение договоров началось с 1923г, когда в результате денежной реформы была обеспечена стабильность валюты.

Первоначально было введено  смешанное страхование жизни  на дожитие и смерть. В конце 1924-1925гг. начало проводиться страхование от несчастных случаев. В конце 1925-1926гг. было введено добровольное страхование пассажиров (в 1931г. оно стало обязательным).

Крупным этапом развития государственного имущественного страхования стало принятие Верховным Советом ССР Закона «Об обязательном окладном страховании» от 4 апреля 1940г., который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования.11

С декабря 1942г. коренным образом стала перекраиваться система личного страхования. Коллективное страхование, ставшее убыточным, было отменено. Вводилось индивидуальное смешанное страхование, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности и страхование от несчастных случаев.

 

2.4. Современный этап

 

Перестройка вызвала изменения в организации и финансировании  социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы  соцстраха можно отнести Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15  августа 1990 года «О совершенствовании порядка финансирования расходов на  социальное страхование и социальное обеспечение». Был создан Фонд  социального страхования РСФСР, который, как и союзный, начал действовать  с 1 января 1991 года, упразднен централизованный союзный Фонд социального  страхования колхозников. Однако это мероприятие практически не привело к  перестройке содержания и функционирования социального страхования. 

Согласно постановлению  Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990  года Фонд социального страхования  РСФСР получил свой отдельный  страховой  тариф в размере 5,4 % от начисленной оплаты труда. Позднее Фонду было  предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовались  органы Пенсионного фонда.  Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое  положение. Были утверждены Временное положение о Фонде и Инструкция о  порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах  созданы региональные фонды, подчиненные центру. Правовое положение Фонда  существенно упрочилось в связи с изданием в 1992 и 1993 годах  соответствующих Указов Президента Российской Федерации. Согласно этим  документам управление государственным социальным страхованием было  возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских  объединений профсоюзов. Фонд стал государственным учреждением.  Самым важным достижением первоначального реформирования системы  социального страхования является создание самостоятельного, автономного  Фонда со своим бюджетом и новой моделью управления. Это позволило  обеспечить строго целевое использование средств и не только сохранить, но  даже несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными  пособиями. В сложных для страны экономических условиях были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам и по уходу за больными  детьми. Сняты существовавшие длительное время ограничения при выплате  пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам. Для всех  работников Севера пособие по временной нетрудоспособности установлено в  размере 100 процентов заработка. Фонд взял на себя финансирование пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Первые шаги реформирования не смогли радикально изменить сущность системы социального страхования, которая еще в значительной степени  опиралась на устаревшие дореформенные принципы и правила, свойственные централизованному ведению экономики.

К основным направлениям ее дальнейшего реформирования можно  было бы отнести следующие:

1. Совершенствование  структуры выплат по социальному  страхованию;

2. Рационализация и оптимизация условий предоставления пособий с учетом складывающихся рыночных отношений;

3. Распространение социального  страхования на индивидуальных  предпринимателей и других лиц,  самостоятельно обеспечивающих  себя работой, определение порядка  их участия в финансировании и предоставления им соответствующих выплат;

4. Законодательное закрепление  государственной собственности  на средства  социального страхования,  автономности Фонда, его бюджета,  сложившихся  системы управления  и организационных структур;

5. обеспечение финансовой  устойчивости системы путем введения  в  среднесрочной перспективе  общепризнанного в мировой практике  трехканального метода финансирования (государство, работодатель,  работник), расширения базы начисления страховых  взносов и максимальной ее  унификации в отношении всех внебюджетных фондов, образования целевых  резервов, повышения эффективности контроля и применения финансовых  санкций;

6. ускорение процесса  создания надлежащей правовой  базы социального  страхования,  осуществляемого Фондом, с учетом необходимости координации,  взаимной увязки, совершенствования существующих и введения новых видов  страхования. 

Наиболее реальную угрозу дальнейшему реформированию социального  страхования в настоящее время  представляет наступивший в стране социально-  экономический кризис. В числе мер по его преодолению вынашиваются планы  по существенному сокращению тарифа страховых взносов. Все настойчивее  выдвигается предложение об исключении из бюджета Фонда так называемых  нестраховых выплат, в том числе на санаторно-курортное лечение и другие  формы оздоровления застрахованных и их детей.  Действительно, в составе бюджета имеются нестраховые выплаты, к  числу которых бесспорно относятся единовременное пособие при рождении  ребенка неработающим (то есть незастрахованным) гражданам, оплата  дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом,  финансирование детско-юношеских спортивных школ, новогодние детские  подарки. Но прежде чем исключать эти выплаты из данного бюджета, надо  решить, кто же их будет производить в дальнейшем.  Что касается санаторно-курортного лечения работников и оздоровления  их детей, то расходы на эти цели нельзя считать нестраховыми.

Это  неотъемлемая часть  системы соцстраха, ее профилактическое направление,  цель и задачи которого заключаются в снижении заболеваемости среди  работников и их детей, в экономии средств на выплату пособий по временной  нетрудоспособности. Оно существует в социальном страховании многие годы и  полностью оправдало себя, стало национальной традицией и общепризнанным  преимуществом нашей системы. Полное исключение его из бюджета может  привести к серьезным негативным последствиям:

  • росту заболеваемости и  увеличению расходов на выплату пособий;
  • сокращению сети здравниц и  безработице среди высвобождаемых из этой сферы работников;
  • недоступности  путевок для основной массы населения;
  • отрицательно скажется на социально-  экономическом положении городов-курортов. 

Однако можно говорить о том, что по мере преодоления  последствий  социально-экономического кризиса в стране названные выше проблемы  реформирования социального страхования будут решаться в полном объеме.

Кризис 1998 г. лишь незначительно  сказался на развитии российского страхового рынка по причине крайне низкого  проникновения страхования в экономику и практически полного отсутствия сегмента страховой розницы. Сегодняшний кризис оказался первым серьезным испытанием для российской страховой отрасли в ее современной истории.

В 2009 г. впервые темпы  прироста реальных страховых премий на российском страховом рынке имели отрицательную динамику. По официальным данным объем полученных страховых взносов без учета платежей по ОМС упал на 7,5%. При этом динамика страховой премии практически полностью отражала динамику ВВП (-7,5 и -7,9% соответственно).

В результате объем российского  страхового рынка в 2009 г. составил 513,6 млрд рублей (977,9 млрд рублей с учетом платежей по обязательному медицинскому страхованию(ОМС) ), по личным видам  страхования (кроме страхования  жизни) – 101,8 млрд рублей, по имущественным видам страхования (с учетом страхования предпринимательских и финансовых рисков) – 277,3 млрд рублей, по страхованию ответственности – 26,0 млрд рублей.12

Наибольший вклад в  падение взносов внес сегмент  страхования имущества (-12,6%), темпы падения взносов по личному страхованию были меньше среднерыночных - минус 5,8%. Только сегмент страхования ответственности показал положительные темпы прироста собранных страховых премий (15,7%). Кризисная ситуация усугубилась тем, что ни сами страховые компании, ни их владельцы, ни страховой надзор не были подготовлены к рецессии. Страховщики, столкнувшись с падением спроса и проблемами с ликвидностью, сделали ставку на демпинг, что еще более усилило кризисные явления. Владельцы страховых компаний, оперирующие показателями долей рынка и объемов полученной премии, готовящие страховщиков к продаже, остались с неэффективными и убыточными компаниями, не являющимися их целевыми активами. Страховой надзор, достигнувший значительных результатов в борьбе со схемными компаниями, оказался малоэффективным в пресечении деятельности страховых пирамид. В результате мировой финансовый кризис стал детонатором развития системного кризиса на российском страховом рынке, влияние которого будет ощущаться еще долго.

Информация о работе История страхования в России