История создания и развития страхового надзора в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 06:50, доклад

Описание работы

В 1887 году Министр Внутренних дел граф Дмитрий Андреевич Толстой поставил вопрос об установлении правительственного надзора за деятельностью страховых обществ (См.Рис.1) [2]. Так же был установлен надзор для иностранных обществ по страхованию жизни работающих в России.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.57 Кб (Скачать файл)

История создания и развития страхового надзора в Российской Федерации

Создание надзора и первые результаты деятельности

В 1887 году Министр Внутренних дел граф Дмитрий Андреевич Толстой поставил вопрос об установлении правительственного надзора за деятельностью страховых обществ (См.Рис.1) [2]. Так же был установлен надзор для иностранных обществ по страхованию жизни работающих в России.

Рисунок 1- Граф Дмитрий Андреевич Толстой

Очень важным фактором в организации страхового надзора стало требование активно развивающего гражданского общества. Так утвержденное и подписанное 6 июня 1894 года Императором Александром III «Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ» стало результатом эволюции отечественной государственности.

Руководителем разработкой Положения и организацией деятельности страхового надзора являлся Иван Николаевич Дурнов, который сменил графа Дмитрия Андреевича Толстого в 1889 году. Но уже с 1 июля 1894 года надзор был поручен Страховому Комитету.

Страховой Комитет был создан при Хозяйственном Департаменте Министерства Внутренних дел и состоял из двух Членов от Министерства внутренних дел, и двух Членов от Министерства Финансов. Председателем Страхового Комитета назначили руководителя Хозяйственного Департамента. Делопроизводство Страхового Комитета поручалось Страховому отделу. Сам Страховой отдел образовывался из Управляющего Отделом и шести ревизоров.

В страховом надзоре работали настоящие профессионалы страхового дела, такие как Савич Сергей Евгеньевич, Николай Васильевич Моисеенко-Великий. Савич Сергей Евгеньевич являлся Членом Страхового Комитета от Министерства Финансов. Так же он был специалистом в области актуарных расчетов. Он же автор книги «Элементарная теория страхования жизни и трудоспособности», которая была издана в 1990 году. Савич Сергей Евгеньевич внес большой вклад в развитие организационной структуры международной актуарной профессии. Сергей Савич был Членом Страхового Комитета до 1917 года.

Николай Васильевич Моисеенко – Великий был страшим ревизором Страхового отдела и Надворным советником. Он публиковал статьи и очерки о страховании в специальные издания того времени. Самым важным его трудом стал комментарий к «Положению о страховании от огня »,который был издан в Санкт-Петербурге 1902 года. Николай Васильевич Моисеенко – Великий обладал государственными наградами, такими как орден Святой Анны 3 степени и серебряной медалью в память царствования Императора Александра III.

Основными обязанностями Страхового Комитета являлся контроль по соблюдению учреждениями и обществами Уставов и Правил страхования, сохранностью и размещением капиталов, анализом финансовой отчетности, проведений ревизий и оценкой их результатов, рассмотрение жалоб, разработкой правовых и организационных аспектов страхового дела.

Страховые Общества же, имели такие обязанности, как предоставление Страховому Комитету ежегодных отчетов, балансов и статистических ведомостей, формирование резервов по видам страхования в установленных размерах, извещение о лицах, избранных страховыми агентами. Для того, чтобы возместить расходы по надзору за страхованием, для страховщиков установили в пользу Казны особый сбор, который проходил каждый год. Размер сбора один раз в три года пересматривали.

Государственный орган страхового надзора с 1894 по 1902 год разработал точные формы финансовой и статистической отчетности, правила о размещении и хранение денежных средств, а также была проведена правовая экспертиза по страхованию жизни. Были введены новые виды страхования, такие как страхование рабочих и пассажиров от несчастных случаев, обязательное страхование парусных судов. Улучшается механизм обязательного губернского и земского страхования.

В 1904 году Страховой Комитет был отменен и уже вместо него учреждено Особое Присутствие по делам страхования и противопожарных мер Совета по делам местного хозяйства.

Советский период страхового дела

В 1917 году произошла смена политической власти, это событие дало толчок для радикальных изменений в страховом деле. Уже 23 марта 1917 года был принят декрет Совнаркома «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Был учрежден специальный Совет по делам страхования, исполнительным органом которого стал Комиссариат по делам страхования. Главным комиссаром и председателем Совета по делам страхования назначали Марка Тимофеевича Елизарова. И уже в 1921 году был создан специальный уполномоченный орган государства- Государственное страхование в СССР, или Госстрах СССР. Госстрах СССР руководил страховыми операциями и следил за контролем их выполнения. Но в 1948 году утвердили новое «Положение о Главном управлении государственного страхования СССР и его органах (Госстрах СССР)». Утвердив это Положение, право контроля над деятельностью Госстраха поручалось Министерству финансов СССР. В советский период страхового дела конкуренция отсутствовала.

Новейшая история страхового надзора

В 1988 году приняли Закон «О кооперации в СССР», тогда началось время демонополизации страхового рынка. Под контролем Министерства Финансов Российской Федерации стали образовываться кооперативные страховые учреждения.

На современном этапе довольно регулярно происходили изменения органов страхового надзора [3; 4]. Хронология преобразований органов страхового надзора представлены в таблице 1.

Таблица 1- Хронология преобразований органов страхового надзора

Год

Изменения

Февраль

1992 г.

Создание Госстрахнадзора России

Сентябрь

1992 г.

Госстрахнадзор преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)

Апрель

1993 г.

Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью изменена в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью

Июнь

1993 г.

Совет Министров утверждает Постановление «О территориальных органах страхового надзора ».В результате на местах создаются 7 кустовых(Санкт-Петербург,Самарская,Ростовская,Екатеринбургская,Новосибирская,Хабаровская)и 23 территориальных инспекций.

Август

1996 г.

Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ

Март

2004 г.

Создание Федеральной службы страхового надзора (ФССН).

Декабрь

2004 г.

Происходит реорганизация территориальных органов страхового надзора, создаются Инспекции по Федеральным округам.

Март

2011 г.

Выходит Указ Президента Российской Федерации № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». Происходит присоединение Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

С 1 сентября

2013 г.

Полномочия ФСФР России по регулированию , контролю и надзору в сфере страховой деятельности были переданы Банку России (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ).Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года образована Служба Банка России по финансовым рынкам.

3 марта

2014 г.

Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена. В структуре ЦБ РФ

создан Департамент страхового рынка.


 

В 2014 году завершился процесс по созданию в России мегарегулятора финансового рынка, одной из функций которого является надзор за страховым делом

Анализ истории страхового надзора

Почему возникла необходимость создания страхового надзора? Этот вопрос интересует многих, и у каждого на него свой ответ. Изучив историю страхового надзора в России, можно придти к выводу, что необходимость в страховом надзоре возникала постепенно, исходя из ряда определенных причин. Одной из причин создания страхового надзора, было формирование страхового рынка в 1885 году, который состоял из акционерных страховых обществ и взаимных учреждений. Тогда начали поступать жалобы и заявления страхователей в Министерство Внутренних дел. Причиной этому послужило то, что страховщики нарушали Правила страхования и условия Уставов. Таким образом, возникла потребность в установлении для страховых обществ и учреждений правил поведения на рынке и контроля над их исполнением. Исходя из этой ситуации, можно сказать, что гражданское общество стало инициатором создания страхового надзора в России. Тут же возникает мысль, о том, какими вопросами занимался страховой надзор, сразу после своего создания? Страховой Комитет решал вопросы, по созданию правовых и организационных аспектов страхового дела, рассматривал жалобы, занимался анализом финансовой отчетности, сохранностью и размещением капиталов, назначал, проводил и давал оценку ревизиям, также ему поручались вопросы, связанные с контролем над соблюдением учреждениями и обществами Уставов и Правил страхования. На Страховой Комитет возлагалось немало задач, но это было необходимо для развития только создавшегося страхового надзора.

В 1894 году государственный страховой надзор начал свою работу. Многим было интересно, через какое время будет видно результат работы надзора, и будет ли он положительным. За небольшой промежуток времени работы государственного органа страхового надзора, а именно с 1894 года по 1902год, были уже видны результаты его деятельности. Государственный орган страхового надзора разработал подробные формы финансовой и статистической отчетности, правила о размещении и хранение денежных средств, так же была выполнена правовая экспертиза правил по страхованию жизни всех страховых обществ. Были введены новые виды страхования:

  • страхование рабочих и пассажиров от несчастных случаев

  • обязательное страхование парусных судов

Так же улучшается система губернского и земского страхования, а для городских обществ взаимного страхования, чтобы облегчить процесс их учреждения, создали новый образец Устава. Государственный орган страхового надзора за 8 лет работы показал хороший результат. Много новшеств было введено, что повлияло на развитие страхового надзора.

После создания страхового надзора у страховых учреждений появились новые функции. Страховые общества были поставлены в более жесткие условия, при которых они выполняли и представляли Страховому Комитету ежегодные отчеты, балансы и статистические ведомости, формирования резервов по видам страхования в установленных размерах, информацию о лицах, избранных страховыми агентами. Обязательства, в которые были поставлены Страховые учреждения, улучшали качество страхового процесса.

С 1894 года структура страхового надзора начала изменяться. Это привело к тому, что в 1904 году Страховой Комитет признали недействительным, а вместо него создали Особое Присутствие по делам страхования и противопожарных мер Совета по делам хозяйства. Это привело к тому, что личный состав чиновников увеличился до 37 человек. И было введено 8 новых должностей – инспекторов по пожарной части. Целью введения новых должностей являлось снизить пожарные убытки, так как устройство пожарной части городских и земских самоуправлений было неудовлетворительно. В советский период страхового дела совсем не было конкуренции, а это говорит о том, что надзорный орган не имел все свойства в полной мере, которые должны были присутствовать у надзорного органа.

Потребность в органе страхового надзора появилась вновь в 1988 году, когда приняли Закон «О кооперации». В это время начали появляться страховые компании, рост которых стремительно увеличивался. Создавались кооперативные страховые учреждения, которые контролировало Министерство Финансов Российской Федерации. Это не привело ни к чему хорошему, так как развитие резкого количества страховщиков сменялось их быстрым исчезновением. Страховщики неожиданно пропадали, а страхователям приходилось обращаться за помощью в суд, или писать в Минфин. Ситуация не могла так продолжаться, нужно было принять какие либо меры по жесткому регулированию страховой деятельности. И уже в 1992 году государство создало Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, или Росстрахнадзор.

Изменения надзорного органа за 12 летний период истории отечественного страхового надзора происходило достаточно часто. Некоторые изменения были в лучшую сторону, какие - то ни к чему хорошему не приводили, но в 2014 году закончился процесс по созданию в России мегарегулятора финансового рынка, одной из функций которого является надзор за страховым делом. Сама идея о необходимости создания мегарегулятора финансовых рынков возникла в России довольно давно. Но идея о финансовом мегарегуляторе не является чем-то новым для мировой экономики, так как такой орган уже был создан в Норвегии, Канаде, Дании, Швеции, Великобритании, Японии, Австралии, Исландии и так далее. Создания финансового мегарегулятора влечет за собой следующие перспективы: создание более эффективной разработки нормативно-правовой базы, выявление и устранение системных рисков, повышение уровня взаимодействия с другими контролирующими органами в процессе борьбы с финансовыми правонарушениями и так далее. Одним словом создание финансового мегарегулятора повлияет положительно на финансовый рынок России.

Информация о работе История создания и развития страхового надзора в Российской Федерации