Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное парт¬нерство по поводу купли-продажи страховой услуги, раз¬витую систему горизонтальных и вертикальных связей. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Стра¬ховые компании превращаются в полноправных субъек¬тов хозяйственной жизни.

Содержание работы

1. Общая характеристика страхового рынка России 3
1.1. Элементы страхового рынка 3
1.2. Виды страховых рынков 6
1.2.1. Имущественное страхование 6
1.2.2. Личное страхование 7
1.2.3. Страхование ответственности 8
1.2.4. Страхование предпринимательских, коммерческих, финансовых, биржевых, валютных и банковских рисков 9
1.2.5. Страхование банковских рисков 10
2. Развитие страхового рынка России в современных условиях 11
3. Государственное регулирование страховой деятельности 14
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

Страховой рынок России.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

     Основными являются первые 4 вида страхования. Все  эти риски имеют ограниченный масштаб применения, т.к. они связаны с большим риском со стороны страховщика. Включается индивидуальный страховой договор, предусматривающий строгий контроль за деятельностью  страхователя.

     Чтобы сохранялась заинтересованность страхователя в недопущении ущерба страховщик должен оставить часть возмещаемого ущерба страхователю (70-80% страховщик, остальное - страхователь).

     Особенность страхования риска - страховой случай наступает, как правило, в начале срока действия страхового договора или после срока действия (например, при страховании инвестиционного проекта его сначала надо реализовать, получить результат, а в это время страховщик может использовать страховые взносы).

     Важно установить оптимальный срок для  выявления финансовых результатов (будет убыток или нет). Страховщик заинтересован в более длительном сроке, т.к. за это время может  быть покрыт убыток. Для страхователя выгоднее маленький срок: не получил  прибыль в данном месяце - получает возмещение.

1.2.5. Страхование банковских  рисков

     Страхование банковских рисков — вид страхования, предназначенный для комплексной страховой защиты кредитных и финансовых институтов от преступлений с участием персонала и третьих лиц.

     Объектом  страхования банковских рисков являются имущественные интересы, связанные с возможной потерей доходов или дополнительными расходами страхователя, которые он может понести и результате осуществления им банковской деятельности. Банки заинтересованы в страховых продуктах, снижающих именно риск банка и, прежде всего обеспечивающих защиту их кредитных ресурсов.

     Изначально страховые компании предложили страхование непосредственно риска непогашения кредита. Однако при этом они занимались не свойственным им делом — зачастую вынуждены были страховать не случайные, непредвиденные события, а преднамеренные действия заемщиков по не возврату кредита. Вследствие этого количество претензий к страховым компаниям по подобным рискам было огромно, а их урегулирование растягивалось на годы. К тому же в случае страхования риска непогашения кредита, погасив задолженность заемщика перед банком, страховщик предъявлял регрессный иск к заемщику.

     Таким образом, заемщик во всех случаях  оставался незащищенным в финансовом плане независимо от причин, помешавших ему выполнить обязательства перед банком. Это не устраивало ни одну из сторон, поэтому подобные виды страхования постепенно стали заменяться продуктами, более адекватными существующему риску, основанному на факторах объективного характера, и предоставляющими равную защиту, как банку, так и заемщику.

2. Развитие страхового  рынка России в  современных условиях

     Система обязательного государственного страхования  должна быть направлена на защиту наиболее значимых имущественных интересов государства в целях повышения эффективности защиты экономики от высокоубыточных рисков с минимальными затратами бюджетных средств.

      При настоящем состоянии страхования  в Российской Федерации создать  страховую защиту для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, а также значительно снизить бюджетные затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и бедствий позволит развитие обязательного страхования.

      В этой связи в целях законодательного закрепления принципов обязательного страхования, прекращения практики принятия нормативных актов, содержащих декларативные нормы об обязательности страхования, следует признать необходимым разработку и принятие законодательных основ введения и осуществления обязательного страхования на территории Российской Федерации.1

     Введение  обязательного страхования должно основываться на принципе формирования страховых резервов исключительно  для целей компенсации ущерба и убытков застрахованным лицам  и иным выгодоприобретателям, а не для финансирования мероприятий, покрывающих бесхозяйственность организаций за счет средств страхователей. Следует исключить случаи принятия законодательных актов без их предварительной глубокой финансово-экономической проработки, составления расчетов, подтверждающих возможность решения проблем страховой защиты именно в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

     Первоочередными мерами в области развития обязательного  страхования являются:

  • принятие основ обязательного страхования, включающих принципы и требования к его осуществлению;
  • усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования и страхования, осуществляемого с привлечением бюджетных средств;
  • введение видов обязательного страхования исходя из необходимости охвата исключительно объектов, которые подвергаются значительным убыткам, и лиц, которые несут значительный ущерб от воздействия крупных рисков, носящих катастрофический характер.

     Развитие  предпринимательства, частного хозяйства, профессиональной деятельности требует введения обязательного страхования ответственности при производстве работ, услуг, в результате которых может, причинен вред третьим лицам (строительно-монтажные работы, производство лекарств, иных товаров, услуг), страхование профессиональной ответственности врачей, юристов, риэлтеров, аудиторов и др.

     Резервом  значительного развития страхового рынка является добровольное страхование. В направлении развития добровольного личного страхования приоритеты в плане стимулирования должны отдаваться классическим видам страхования жизни и пенсионному страхованию.

     Создание  стимулов для развития долгосрочного  страхования жизни, включая пенсионное страхование, должно быть связано также  с созданием системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по таким договорам страхования.

     Одновременно  следует выработать меры, стимулирующие  учредителей страховых организаций  капитализировать полученную прибыль  для повышения размеров уставных капиталов, в частности, путем установления рассроченного периода (на 3-5 лет) повышения минимального размера капитала и предоставления страховщикам налогового кредита.

     Развитие  перестрахования позволит максимально  использовать емкость национального  страхового рынка. Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не может брать на себя крупные риски, однако, передавая часть рисков перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. Важным моментом при организации перестрахования и оценке страховщиком своих финансовых возможностей является определение собственного удержания страховщика, в этом плане необходима выработка законодательных рекомендаций по установлению пределов собственного удержания, а также определение стандартных положений договоров перестрахования, формирование свода обычаев делового оборота российского рынка перестрахования.

     Ряд проблем развития страхового рынка  должны стать объектом общего внимания органов, осуществляющих государственный  страховой надзор и антимонопольное регулирование. При этом основными практическими мерами по их решению будут являться:

    • усиление контроля за решениями и действиями органов власти всех уровней, когда они препятствуют развитию страхования и ограничивают конкурентоспособность на страховом рынке;
    • отработка системы проведения конкурсных отборов для страховых организаций, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования;
    • совершенствование форм статистического учета и отчетности страховых организаций, в том числе и для целей проведения анализа конкурентной среды на федеральном и региональном страховом рынке, определения доминирующего положения страховых организаций на федеральном и региональном рынках.

     Таким образом, развитие страхового сектора в России должно опираться на хорошо продуманную, учитывающую мировой опыт долгосрочную концепцию страхования. С этой точки зрения значительным шагом вперед стало утверждение Правительством РФ «Основных направлений развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2010 гг.».  В этом документе наряду с достаточно взвешенной оценкой состояния системы страхования и формулированием общих целей ее развития выделен круг важнейших задач, которые необходимо решить в ближайшие годы. Эти задачи включают в себя обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования, проведение активной структурной политики на страховом рынке, повышение эффективности регулирования и совершенствование законодательной базы страховой деятельности. Однако именно в области страхового законодательства и регулирования сохраняются заметные пробелы.

     России  необходимо использовать опыт иностранных  профессионалов страхового бизнеса, адаптируя  его к отечественному рынку. Это  касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и др.

3. Государственное  регулирование страховой  деятельности

     В условиях переходного периода  регулирующая функция государства в страховой  деятельности должна проявляться в  различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление  в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования,  проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций.

     Выполнение  регулирующей функции государства, как правило,  возлагается на специальный орган, на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах. Основная проблема государственного страхового надзора - величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

           Закон Российской Федерации  “О страховании” от 27 ноября 1992г. №4015-1,  переименованный с 01.01.98г. в Закон “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (далее - Закон о страховании) установил, что государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации (ст.30 Закона о страховании). В развитие  ст.30 Закона о страховании постановлением Совета Министров Правительством Российской Федерации от 19 апреля  1993г. №353 1 было принято Положение о Федеральной службе России по надзору  за страховой деятельностью,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации о 24 октября 1994г. №1196 (далее -Положение1 )

           Согласно Закону о страховании государственный надзор за страховой деятельностью учрежден для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Росстрахнадзор находится в ведении Правительства Российской Федерации.

           В своей деятельности Росстрахнадзор руководствуется Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами, нормативными актами, принимаемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также указанным Положением, осуществляя свою деятельность во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

           Надежная защита страхователей должна обеспечиваться с помощью выполнения трех основных функций государственного органа по страховому надзору:

  • регистрация страховщиков, в ходе которой выясняется профессиональная их пригодность и финансовое положение, что оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии;
  • обеспечение гласности, что проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).
  • открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы;
  • поддержание правопорядка в отрасли (расследование нарушений законов, принятие административных мер к страховщикам, действующим вопреки  интересам страхователей, передача дела в суд)

           Итак, государственное  регулирование должно содействовать  учреждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую и  правовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании, которые могут нанести ущерб субъектам страховых отношений.

     Государственное регулирование также важно для  проведения последовательной политики в отношении форм, методов и масштабов участия иностранного капитала в страховом бизнесе на территории РФ и других государств - членов СНГ.

     Здесь  совершенно очевидна необходимость  разработки страховой “идеологии” и внедрение ее, в первую очередь в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности