Государственное регулирование рынка страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Целью моей дипломной работы является раскрытие специфики и содержания государственного регулирования рынка страховых услуг в России. В связи с данной целью, задачами исследования являются следующие:
рассмотрение понятия и составляющих рынка страховых услуг
описание направлений государственного регулирования страховой деятельности
анализ современного состояния рынка страховых услуг Российской Федерации
выявление основных проблем государственного регулирования рынка страховых услуг
предложение путей решения данных проблем

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения особенностей государственного регулирования рынка страховых услуг……………………………………...5
1.1 Понятие и составляющие рынка страховых услуг……………………….5
1.2 Направления государственного регулирования страховой деятельности…………………………………………………………………..17
Практические аспекты реализации направлений государственного регулирования рынка страховых услуг: основные проблемы и пути их решения………………………………………………………………………35
2.1 Современное состояние рынка страховых услуг Российской Федерации……………………………………………………………………..35
2.2 Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг……………………………………………………………………………38
Новые пути решения проблем государственного регулирования страховой деятельности а Российской Федерации……………………......43
Заключение……………………………………………………………………….....57
Литература…………………………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Тема №1 .docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

- соразмерность страхового тарифа  и величины страхового риска;

- реализацию предусмотренных законодательством  мер регулирования страховых  тарифов с целью их минимизации  для страхователей;

- повышенные требования к страховщикам  по обеспечению финансовой устойчивости;

- формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту  в случаях, когда обязательное  страхование не осуществлено;

- укрепление государственного  надзора за осуществлением обязательного  страхования;

- введение системы конкурсов  и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в  государственных программах обязательного  страхования.

К добровольному страхованию целесообразно отнести:

- долгосрочное и пенсионное  страхование жизни;

- страхования помещений как  юридических, так и физических  лиц;

- медицинское страхование и  т.д.

С этой целью необходима реализация государственной программы, включающей:

- меры по совершенствованию  правового режима указанных видов  страхования, в частности их гражданско-правовых  основ и особенностей налогового  режима;

- создание низко рискованных  долгосрочных инвестиционных инструментов.

Государственное воздействие на структуру страхового рынка должно осуществляться по следующим направлениям:

- разграничение операций по  страхованию жизни и по иным  видам страхования;

- необходимость дальнейшего повышения  минимального размера уставного  капитала страховых организаций  и реализация государством мер  по стимулированию капитализации  страхового рынка;

- осуществление государственного  воздействия на структуру страхового  рынка при определении порядка  организации системы обязательного  страхования.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на корректировку системы страхования в разрезе осуществляемых видов страховой деятельности. При этом важно ориентироваться на международные стандарты классификации по видам страхования.

Опыт государств с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм страхования весьма эффективен для превращения сбережений населения в инвестиционный ресурс. Для этого необходимо создание предпосылок для превращения страховых компаний в крупных институциональных инвесторов.

Страховые компании, в частности, компании, специализирующиеся на страховании жизни, наряду с пенсионными фондами традиционно являются основным источником "длинных денег". Решение задачи вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование предполагает систематические и последовательные действия государства в двух основных направлениях:

- создание системы стимулов  для развития долгосрочного страхования  жизни, включая пенсионное страхование;

- формирование механизма размещения  резервов в инвестиционные инструменты, удовлетворяющие требованиям страховщиков  с точки зрения доходности, надежности  и ликвидности.

В рамках этих направлений необходимы изменения в режиме налогообложения страховых операций и создание в стране стабильного и надежного долгового и фондового рынков.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен в конечном счете соответствовать налоговому режиму, применяемому к инвестиционным затратам домашних хозяйств и предприятий, и являться стимулом для предприятий и граждан, побуждающим их формировать эффективную защиту от наиболее значимых рисков. При этом такой режим может быть введен только после перекрытия всех легальных возможностей по использованию зарплатных страховых схем, практикуемых в настоящее время, и восстановления доверия к стабильности финансовой системы страны, развития полноценного рынка государственных ценных бумаг и фондового рынка.

В рамках этого направления необходимо:

- принятие мер по восстановлению  доверия населения к долгосрочному  страхованию жизни, включая усиление  надзора за компаниями, специализирующимися  на этих операциях, и выработки  более жестких нормативных требований  к их финансовой устойчивости;

- стимулирование спроса на страховые  услуги в целях развития индивидуального  долгосрочного страхования жизни  путем принятия следующих мер:

- разделение страховых организаций  на специализирующиеся на страховании  жизни и иных видах страхования.

Реализация поставленных целей требует совершенствования государственного регулирования страхового рынка, которое на сегодняшний день не соответствует потенциальной роли страхового дела, по следующим направлениям:

    • повышение лицензионных требований к страховым организациям, в первую очередь на этапе их создания;
    • увеличение минимального размера уставного капитала до эквивалента 1 млн. долл. США, повышение требований к ликвидности средств, за счет которых формируются уставные капиталы;
    • распространение сферы надзора на всех профессиональных участников страхового рынка, осуществляющих страхование (перестрахование), посредническую, актуарную, аудиторскую деятельность в области страхования, оценку страхового риска;
    • создание целостной системы последовательного контроля над деятельностью профессиональных участников страхового рынка, начиная с момента их регистрации в качестве юридических лиц и до момента ликвидации (в настоящее время контроль осуществляется с момента выдачи лицензии страховщику до ее отзыва);
    • проверка статуса учредителей и квалификации руководства компаний;
    • введение жестких санкции в отношении компаний, нарушающих надзорные предписания;
    • сбор информации и проведение независимого анализа данных о состоянии рынка страхования;
    • расширение полномочий надзорного органа по аккредитации профессиональных участников страхового рынка, не подлежащих лицензированию, и установлению квалификационных требований к руководителям и сотрудникам компаний - профессиональным участникам рынок,

Итак, в целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также защиты прав и интересов его субъектов необходимо осуществить следующие меры:

    • повышение надежности системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;
    • установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;
    • финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;
    • установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

Поскольку отечественному страхованию предстоит еще проходить большой путь в своем развитии, постольку федеральные его проблемы неотделимы от региональных, тем более, страховое законодательство является прерогативой федерального уровня. В этой связи следует выделить приоритеты развития рассматриваемой отрасли экономики.24

1. Антитеррористическое страхование: Беспрецедентный рост числа террористических актов как в мире в целом, так и в нашей стране в частности достаточно четко поставил перед российскими страховыми компаниями вопрос об инструментах возмещения ущерба, наносимого террористами. На примере трагедии в "Норд-Осте" в Москве можно отметить, что ни театральные реквизиты, ни ответственность постановщиков мюзикла "Норд-Ост" перед третьими лицами не были застрахованы, как не была застрахована и жизнь артистов. Постановщики мюзикла не имели страховой защиты и от риска упущенной выгоды. Между тем, общая сумма сборов за состоявшиеся 320 представлений достигала 5 млн. долл., а каждый несостоявшийся спектакль означал неполученный доход в 15,6 тыс. долл. Запуск "Норд-Оста" как коммерческого проекта потребовал немалых вложений, но в инвестиционном пакете явно недоставало весомого страхового компонента. Из-за отсутствия договора страхования после освобождения заложников все зависело не от зафиксированных в страховом полисе обязательств сторон, а от готовности и доброй воли федеральных и муниципальных властей оказать материальную помощь пострадавшим и их семьям, а также от желания частных спонсоров содействовать восстановлению спектакля. Случившаяся трагедия заключает в себе тот урок (помимо множества других), что при всей ограниченности финансовых возможностей страхователя затраты на страхование следует относить к числу приоритетных. Перестрахование соответствующих рисков на мировом рынке снимет мнения в том, что отечественные страховщики не справятся с возникающими проблемами оценки риска и производства выплат.

При этом государству следует разделять затраты страховщиков на выплаты, если те превышают определенный размер тем более, что именно оно несет главную ответственность за поддержание и охрану жизни своих граждан.

2. Ипотечное страхование: Задача страховой компании, участвующей в ипотечной схеме, предоставлять комплексное страхование рисков, связанных с потенциальной неплатежеспособностью клиента. Именно такова мировая практика. Другими словами, страховая компания берет на себя часть рисков банка, выдавшего ипотечный кредит. Российская специфика между тем крайне затрудняет страхование на случай потери работы или источника дохода, в частности, и потому, что этот источник официально не декларируется. В России главный упор делался, как правило, на имущественное страхование объекта залога. И хотя в небольшой массе случаев уже начинают присутствовать сделки по страхованию в рамках ипотечного кредитования, однако широкому развитию этого вида страхования пока препятствуют не устоявшееся законодательство и недостаточная защита прав собственности на землю, а также споры по поводу прав собственности.

3. Страхование корпоративных клиентов: Весьма хорошая перспектива у этого вида страхования, поскольку на корпоративных клиентов приходится, по оценкам, порядка двух третей всех доходов страховых компаний, оставшаяся треть падает на физических лиц. На российском рынке страхования крупного бизнеса лидирующие позиции занимают те страховые компании, которым, независимо от присутствия или отсутствия признака кэптивности, удалось приобрести качественную перестраховочную защиту, автоматически покрывающую все принимаемые прямым страховщиком на страхование в течение года риски определенного класса (так называемую облигаторную перестраховочную защиту), и у которых под эту защиту подпадает максимальное число рисков с точки зрения как классов бизнеса, так и лимитов.

Ждет своего часа страхование ответственности предприятий - источников повышенной опасности. Эксперты считают, что многие крупные производственные объекты страхуют эти риски чисто формально, ограничивая свою ответственность уровнем в 100 тыс. долларов, чтобы отделаться от лицензирующих органов. Другая крайность - это уплата завышенных премий, которые чаще всего оседают на зарубежных счетах самого страхователя.

Если же говорить об общих перспективах развития системы страхования в России, то аналитики в этой связи отмечают, что в настоящее время российское страхование находится на переломном этапе своего развития. Оно имеет равные шансы пойти либо по пути, характерному для стран -мировых экспортеров энергетических ресурсов и других полезных ископаемых, либо склониться к варианту, выбранному странами Центральной и Восточной Европы, более ориентирующихся в сторону развитых рынков США, Западной Европы и Японии. Для первого варианта характерен экстенсивный тип развития: примат обязательных видов страхования над добровольными, ориентация прежде всего на корпоративного страхователя, пренебрежение или недостаток внимания развитию индивидуального сектора, особенно в части накопительных видов страхования, низкое качество обслуживания потребителей.

Во втором случае для страхового рынка характерны противоположные тенденции и экономические явления. Зрелое гражданское общество упомянутых стран и регулирующие страховой рынок механизмы обеспечивают всесторонний контроль над организацией такой страховой защиты, которая ориентирована в большей степени на массового потребителя. Действующее законодательство и налоговый режим в этих странах предусматривают определенные преференции для страхователей жизни и пенсий. Структура страхового рынка характеризуется превалированием добровольных видов страхования, а именно: жизни, здоровья, имущества и ответственности физических лиц. В институциональном разрезе такие рынки формируются и развиваются преимущественно по интенсивному типу. Они имеют развитую систему прав собственности, сложившуюся гражданско-правовую систему в целом, поддерживающих контрактную систему отношений и стимулирующих экономические субъекты к потреблению страховых услуг. Кроме того, институциональная среда страхового рынка способствует развитию широкого спектра других участников, профессионально занимающихся страховой деятельностью, в том числе и страховых посредников, обществ взаимного страхования, актуариев и т.п.

Направленность усилий на реализацию мероприятий в рамках выделенных приоритетов развития рынка страховых услуг позволит повысить эффективность государственного регулирования рынка страховых услуг.25 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы необходимо подвести ее основные итоги.

1. Система страхования современной  России представляет собой социально  ориентированную систему защиты  имущественных интересов граждан, организаций и государства, а  также механизм формирования  долгосрочных инвестиционных ресурсов, способствующих развитию экономики  государства и повышения благосостояния  граждан.

2. Страховой рынок представляет  собой сложную развивающуюся  интегрированную систему, сфера  денежных отношений, где объектом  купли-продажи выступает страховая  защита, формируются спрос и предложение  на нее, к звеньям которой относятся  страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых  рисков и убытков, объединения  страховщиков, объединения страхователей  и система его государственного  регулирования.

3. Государственное регулирование  страховой деятельности и рынка  страховых услуг представляет  собой воздействие государства  на участников страховых обязательств  в рамках страховой деятельности  с помощью определенного комплекса  мер, действий. Осуществляется Федеральной  службой страхового надзора (Росстрахнадзор).

Информация о работе Государственное регулирование рынка страховых услуг