Государственное обеспечение по безработице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Файлы: 1 файл

КР соц страх.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

     Наиболее  угрожающим фактором роста безработицы  и массового высвобождения людей  из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных  и сверхкрупных предприятиях. Возникает  специфический вид безработицы  среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к  использованию в низовых хозяйственных  звеньях производственной и непроизводственной сфер.

     Среди множества проблем, встающих перед  любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.

     Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие:

     1.Характерной  чертой советской экономики являлась  чрезмерная численность производственного  персонала (в том числе вспомогательного  и управленческого) предприятий.  Наличие избыточного персонала  тормозило внедрение новой техники  и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал подавлению у них стимула к лучшей работе.

     Директора государственных предприятий нередко, и по сей день, склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые  берут под контроль предприятия  в результате их приватизации: они  стремятся иметь оптимальное  количество работников. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой. 2.Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий показывает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия, возможно, продадут физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу в управлении персоналом и освобождении от ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

     3.Многие  госпредприятия восприняли либерализацию  цен как возможность их бесконтрольного  повышения с тем, чтобы не  только покрыть свои чрезмерные  издержки, но и значительно увеличить  доход. На первых порах это  широко удавалось. Однако такое  положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный  рост цен обернулся многократным  удорожанием сырья, энергоносителей,  комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу [7, c.103].

     Рыночные  реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной  перестройкой. Такая перестройка  охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитие только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.

     Наряду  с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и специфические факторы: разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.  
 
 
 

Глава 2.Регулирование занятости и государственная политика в этой области

 

Вследствие  многообразия внутренних регуляторов  рынка рабочей силы, а также  в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается  в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой  действенной системы регулирования  в сфере занятости является одной  из основных социальных задач, проводимых в России реформ. Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка  труда.

-программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

-программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

-программы содействия найму рабочей силы.

-правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Цели  государственного регулирования рынка  труда:

-обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

-создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

-активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

-пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий. 

Проведение  активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке  труда. К основным мерам этой политики относятся:

-стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

-организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

-развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

-содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

-государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;

-содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

-международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

-создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

-организация общественных работ. 

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к  пассивной форме политики государства  на рынке труда. Безработным гражданам  государство гарантирует:

-обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

-бесплатное медицинское обслуживание. 

В развитых странах финансовая помощь безработным  осуществляется на основе систем страхования  по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих  жизненных расходов безработных. Продолжительность  — от нескольких месяцев, до бессрочного  вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным  образом за счет государства и  предпринимателей.

Важной  основой регулирования рынка  труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о  так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если  допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения  заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице. 

Долгие  года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства  на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная  и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о  трудовых отношениях, о равных гражданских  правах и т. д.

Особое  место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной  из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции  на рынке рабочей силы. В большинстве  стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под  руководством министерства труда или  аналогичного ему органа, вместе с  тем на рынке труда наряду с  государственными службами занятости  функционирует большое число  частных посреднических фирм, эффективность  деятельности которых очень высока.

Основные  направлениями деятельности бирж труда:

-регистрация безработных;

-регистрация вакантных мест;

-трудоустройство безработных и других лиц;

-изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;

-тестирование лиц, желающих получить работу;

-профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

-выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных  средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика занятости  населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой  многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень. 

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

Информация о работе Государственное обеспечение по безработице