Добровольное пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 01:05, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть добровольное пенсионное страхование в пенсионной системе Российской Федерации.
Данная цель обусловила решение следующих задач:
- описать понятие и виды добровольного пенсионного страхования;
- раскрыть нормативно-правовое регулирование добровольного пенсионного страхования, а также рассмотреть договор добровольного пенсионного страхования;
- рассмотреть перспективу развития добровольного пенсионного страхования в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды добровольного пенсионного страхования………..............5
2. Нормативно-правовое регулирование добровольного пенсионного страхования. Договор добровольного пенсионного страхования…………...10
3. Перспектива развития добровольного пенсионного страхования в России……………………………………………………………………….…..14
Заключение………………………………………………………………….…..18
Список литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

добровольное пенсионное страхование.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

При добровольном пенсионном страховании страховой суммой является негосударственная пенсия, а страховым случаем — основания ее выплаты (например, достижение застрахованным лицом определенного возраста). Основания выплат по данному договору могут не соответствовать законным основаниям для назначения государственной пенсии.

Право на получение страховой  суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. По общему правилу это застрахованное лицо. Но в договоре в качестве выгодоприобретателя  может быть названо другое лицо. Если иные выгодоприобретатели не назначены, то в случае смерти застрахованного таковыми признаются его наследники (п. 2 ст. 934 ГК РФ).

Значит, договор добровольного  пенсионного страхования может  заключить физическое лицо в свою пользу (оно становится и страховщиком, и застрахованным) или в пользу другого человека (тогда страховщик и застрахованный - разные лица). Такой договор нередко заключают и организации (обычно работодатели застрахованных физических лиц). Страховую премию уплачивает тот, кто заключает договор (страховщик), причем как единовременно, так и несколькими платежами (страховыми взносами).

Договор пенсионного страхования  может быть прекращен досрочно. При  его расторжении страховая организация  возвращает страхователю выкупную сумму (в пределах сформированного в установленном порядке страхового резерва страховой организации на день прекращения договора страхования). Основанием служит пункт 7 статьи 10 Закона № 4015-1. Законодательство не устанавливает конкретных правил расчета этой суммы. Они закрепляются в договоре и (или) правилах страхования.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) - это самостоятельный вид договоров, не связанный со страхованием. Он регулируется нормами Федерального закона от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (закон № 75-ФЗ). Такой договор заключается со специализированными некоммерческими организациями - негосударственными пенсионными фондами (НПФ), которые должны иметь лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

По пенсионному договору вкладчик фонда уплачивает в НПФ  пенсионные взносы, а НПФ обязуется  выплачивать участнику или участникам фонда (если договор заключается  в отношении нескольких физических лиц) негосударственную пенсию. Вкладчик вправе заключить договор в отношении себя (тогда он выступает и участником) или в отношении другого человека.

Негосударственная пенсия назначается и выплачивается  при условии появления у участника  фонда пенсионных оснований (ст. 3 Закона № 75-ФЗ). Таковыми являются условия назначения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации на момент заключения пенсионных договоров. Другими словами, это основания для назначения государственных пенсий. В то же время пенсионные договоры могут предусматривать дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии. Так сказано в статье 10 Закона № 75-ФЗ 4.

Согласно пункту 2 статьи 942 ГК РФ в договоре добровольного  пенсионного страхования обязательно  отражаются данные о застрахованном лице, характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая), размере страховой суммы, сроке действия договора. С учетом статьи 943 ГК РФ эти условия могут быть отражены в правилах страхования, на которые есть ссылка в договоре.

В пенсионном договоре обязательно  указываются наименование сторон, сведения о предмете договора, положения о  правах и обязанностях сторон, положения  о порядке и условиях внесения пенсионных взносов, вид пенсионной схемы, пенсионные основания, положения о порядке выплаты негосударственных пенсий, положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств, сроки действия и прекращения договора, положения о порядке и условиях изменения и расторжения договора, а также положения о порядке урегулирования споров и реквизиты сторон. Это установлено в пункте 1 статьи 12 Закона № 75-ФЗ. Условия конкретного договора определяются также пенсионными правилами НПФ и пенсионной схемой, применяемой НПФ (ст. 3 и 9 Закона № 75-ФЗ).

При расторжении договора добровольного пенсионного страхования  страхователь имеет право на получение  выкупной суммы. При расторжении  пенсионного договора такую сумму  выплачивают вкладчику или участнику  фонда. Нужно ли исчислять с нее НДФЛ?

Действующий порядок не предусматривает никаких особых положений по налогообложению выкупной суммы, выплачиваемой по договору добровольного пенсионного страхования. Следовательно, как доход, полученный в денежной форме, такая сумма включается в налоговую базу лица, которое ее получает, - вкладчика (п. 1 ст. 210 НК РФ). Однако в доходах эта сумма учитывается не полностью, а за вычетом страховых взносов, уплаченных вкладчиком по данному договору. Ведь только разница между выкупной суммой и уплаченными взносами может быть признана экономической выгодой налогоплательщика-вкладчика, то есть его доходом (ст. 41 НК РФ). Таким образом, объект обложения НДФЛ возникает, если:

- выкупная сумма превышает сумму уплаченных взносов (такое возможно, как правило, при расторжении пенсионного договора);

- получателем выкупной суммы является лицо, в пользу которого заключен договор и которое не платило взносы (когда страхователь или вкладчик заключает договор в пользу другого лица).

При расторжении пенсионного договора, как и при расторжении договора добровольного пенсионного страхования, НПФ выплачивает выкупную сумму. Причем ее получателем может быть и вкладчик, и участник фонда. Кто именно, закрепляется в самом договоре и правилах фонда. Основание - статья 3, пункт 2 статьи 9, а также пункты 2 и 3 статьи 13 Закона № 75-ФЗ. Иногда по поручению вкладчика или участника выкупную сумму им не выплачивают, а переводят в другой НПФ.

3. Перспектива развития  добровольного пенсионного страхования в России

На  данный момент пенсионный рынок России характеризуется, прежде всего, низкой осведомленностью населения о ходе и сути пенсионной реформы, стартовавшей в 2002 г. По последним данным ВЦИОМ, только 34% россиян «кое-что» слышали о последних новшествах в пенсионной системе России, «хорошо информированы» о накопительной части своей пенсии и возможности участия в ее формировании всего лишь 5%.

Основные  показатели системы негосударственного пенсионного  обеспечения представлены в таблице 1.

 
Таблица 1  - Основные показатели системы негосударственного пенсионного  обеспечения

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число негосударственных пенсионных фондов

296

290

289

252

235

165

Численность участников, тыс. человек

5546,7

6059,1

6420,7

6757,1

6746,3

6757,0

Численность получателей негосударственных пенсий:

           

всего, тыс. человек

500,6

705,7

865,5

1026,2

1131,4

1274,5

в процентах от общей численности  
   пенсионеров, состоящих на учете 
   в системе Пенсионного фонда  
   Российской Федерации

1,3

1,8

2,3

2,7

2,9

3,3


 

В 2010 г. были осуществлены пенсионные выплаты на общую сумму 22152,3 млн. руб., что в среднем в месяц на одного получателя составило 1448,4 руб. 5

Основная проблема - отсутствие единой государственной программы, в рамках которой населению разъясняли бы суть пенсионной реформы и отдельных ее нюансов. В результате негосударственным пенсионным фондам приходится брать на себя функции пропагандистов пенсионной реформы. Но какой бы активной ни была информационная политика частного сектора, она никогда не заменит собой государственный курс в области информирования населения о пенсионной реформе: масштабы, в которых нужно «финансово просвещать» россиян, настолько велики, что ни одна частная компания, даже очень большая, не сможет реально заменить в этом плане государство.

Что касается перспектив развития рынка, то они весьма оптимистичны. На данный момент в России зарегистрировано более 240 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), пенсионные накопления 95% граждан обслуживает государственная  УК - Внешэкономбанк (ВЭБ). По данным на первый квартал 2008 г. (исследование компании Merrill Lynch), объем пенсионных накоплений на счетах ВЭБа составил $14,5 млрд., в то время как в управлении НПФ находится всего $1,8 млрд. При этом объем рынка добровольного пенсионного страхования в первом квартале 2008 г. составил $20,2 млрд. В итоге объем пенсионных средств на счетах российских граждан достиг $40 млрд., или 2,6% от ВВП 6.

На этом фоне потенциал  роста рынка обязательного пенсионного  страхования (ОПС) сегодня весьма значителен. По нашим оценкам, темпы перевода средств из государственной управляющей компании в негосударственные пенсионные фонды весьма высоки. Число заявлений о переводе накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ ежегодно удваивается. Средний размер выплачиваемой НПФ пенсии сегодня составляет приблизительно 30% от размера трудовой пенсии по старости. По прогнозам, данное соотношение может увеличиться до 50% к 2015 г., а число пенсионеров НПФ удвоится и достигнет 7% от численности всех пенсионеров. Возможности, связанные с введением закона о софинансировании, позволят привлечь дополнительное число участников и заметно увеличить активы НПФ. Рынок, таким образом, растет по экспаненте, причем данная тенденция, на наш взгляд, сохранится в течение нескольких ближайших лет и при государственной поддержке только укрепится.

Прогнозы в отношении  рынка добровольного пенсионного  обеспечения (ДПО) гораздо более  умеренны. Рынок развивается сегодня  скорее не благодаря, а вопреки, инерционно, небольшими темпами. И представлен он в основной массе не индивидуальными, а корпоративными программами социально ответственных работодателей, включающих услугу ДПО в социальный пакет сотрудников.

Таким образом, рынок  ДПО сегодня ограничен в основном программами крупных корпораций, которые в России достаточно быстро разработали программы социальных гарантий, в частности пенсионного обеспечения своих сотрудников. Для руководителей же мелких и средних предприятий внедрение программ негосударственного пенсионного обеспечения работников кажется пока слишком трудоемкой задачей. И качественного рывка в развитии можно ожидать лишь при принятии государством ряда мер стимулирования работодателей и повышения их заинтересованности в подобного рода корпоративных пенсионных программах.

Очень сильно помогут  развитию рынка меры государственного, прежде всего налогового, стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Россия, наверное, осталась единственной страной среди предпринявших  пенсионную реформу, в которой почти отсутствуют меры, стимулирующие формирование собственных накоплений. Есть, конечно, налоговые вычеты, но их размеры явно недостаточны.

В России на данный момент нет единой системы налоговых  мер, направленных на развитие пенсионного  рынка. На мой взгляд, для того чтобы пенсионная система развивалась, пенсионные взносы, как в Европе, не должны облагаться налогами вообще, возможно обложение налогом выкупных сумм при досрочном их изъятии, также не должны браться налоги с доходов от инвестирования, но должна облагаться стандартным подоходным налогом выплачиваемая пенсия.

 

Заключение

 

В ходе работы были сделаны  следующие выводы:

До недавнего времени государственное пенсионное страхование жизни было единственным видом пенсионных накоплений. После пенсионной реформы у граждан появился выбор - предпочесть государственное пенсионное страхование жизни либо выбрать иные пенсионные вложения. В результате того, что государственное пенсионное страхование в Пенсионном фонде РФ перестало быть единственно возможным вариантом, все большую популярность набирают фонды, осуществляющие негосударственное пенсионное страхование.

Добровольное пенсионное страхование – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство, а сам застрахованный, т.е. гражданин.

Страховщиками по системе  добровольного пенсионного страхования выступают:

- Негосударственные пенсионные фонды,

- Страховые компании,

Страховщики предлагают различные программы дополнительного  пенсионного страхования, и право  клиента – выбрать ту, которую  он считает наиболее выгодной.

Взносы по программе  добровольного пенсионного страхования могут быть единовременными или накопительными. В зависимости от программы добровольного пенсионного страхования взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

По достижении пенсионного  возраста выплата денег пенсионеру может производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., в течение оговоренного срока или пожизненно.

За деятельностью страховщиков осуществляется серьёзный контроль со стороны государства. Контролю подлежат объём страховых резервов и их размещение, что обеспечивает надёжность страховых компаний.

Программы добровольного  пенсионного страхования успешно  реализуются в самых разных странах  мира, позволяя гражданам обеспечить себя средствами к существованию  в старости, размер которых зависит  не от возможностей государственной системы социального обеспечения, а исключительно от желания и возможностей застрахованного.

Информация о работе Добровольное пенсионное страхование