Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить систему обязательного медицинского страхования ее принципы и функционирование.
2. Рассмотреть задачи и функции ФОМС.
3.Проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
4. Выявить проблемы и пути совершенствования его деятельности.

Файлы: 1 файл

курсач бюджет осн ч.docx

— 81.10 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, мы видим, что до 2008 годы расходы бюджета фонда возрастали. Они достигли суммы в 168,71 млрд. рублей. Затем расходы Фонда ОМС стали снижаться и к концу 2009 года составили 130,04 млрд. рублей.[15]

В Федеральном законе «О бюджете Федерального Фонда обязательного  медицинского страхования на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов»  на 2010 год утвержден общий объем  расходов бюджета Фонда в сумме 110 851 220,0 тыс. рублей, в том числе  межбюджетные трансферты, предоставляемые  бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей. Таким образом, наблюдаем дальнейшее уменьшение суммы расходов фонда.

А в Федеральном законе «О бюджете Федерального Фонда обязательного  медицинского страхования на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов»  на 2011 год утвержден общий объем  расходов бюджета Фонда в сумме 335 968 300,0 тыс. рублей, в том числе  межбюджетные трансферты, предоставляемые  бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации в сумме 18 000 000,0 тыс. рублей.

А на плановый период утвержден  общий объем расходов бюджета  Фонда на 2012 год в сумме 369 166 400,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации в сумме 19 000 000,0 тыс. рублей, и на 2013 год в сумме 403 541 600,0 тыс. рублей, в том числе  межбюджетные трансферты, предоставляемые  бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 23 000 000,0 тыс. рублей.[14]

Таким образом, можно утверждать, что в последующие года планируется  с увеличением суммы доходов  Федерального Фонда ОМС увеличить  и сумму расходов до 403 541 600,0 тыс. рублей к 2013 году.

Рассмотрев структуру  расходов ФФОМС за 2008-2010 года можно сделать вывод о том, что ФФОМС сократил расходы в 2009 году на 38668667 по сравнению с 2008 и в 2010 на 20913416 по сравнению с 2009. (Приложение 1). В структуре расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования наибольший удельный вес занимают расходы на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, фонд компенсаций и обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).Наблюдается снижение расходов на информатику и общегосударственные вопросы, при этом увеличение расходов на органы управления государственных внебюджетных фондов, фонд компенсаций и обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей). В 2009 году по отношению к 2008 наблюдалось увеличение расходов на образование здравоохранение, физическую культуру и спорт, а в 2010 снижение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФОМС И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

Необходимость проведения реформ в здравоохранении России обусловлена  рядом причин. Прежде всего, это неблагоприятное  состояние здоровья населения, которое  является главным фактором экономического развития. Растет уровень заболеваемости по всем классам болезней, повышается уровень хронической заболеваемости и инвалидности населения, в том  числе трудоспособного; высокими остаются показатели младенческой, детской и  материнской смертности.

Одна  из основных проблем - это острейшая нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся посткризисными явлениями. Увеличение финансирования в 2011 г. в настоящее время не дало каких-либо ощутимых положительных результатов, так как отрасль нуждается в грандиозных финансовых вливаниях из-за продолжительного ее недофинансирования.

Доказано,что недостаточные объемы  государственного финансирования  здравоохранения приводят к ухудшению  показателей здоровья населения,  усилению неравенства между различными  слоями населения в качестве  и доступности медицинской помощи, приводит к обнищанию самых незащищенных слоев населения и резко снижает удовлетворенность населения медицинской помощью. Так, по результатам аудита Счетной палаты РФ выявлена зависимость между уровнем финансирования медицинской помощи и основными демографическими показателями (смертность трудоспособного населения, ожидаемая продолжительность жизни, младенческая смертность).

Несмотря на некоторое  улучшение финансирования здравоохранения  в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным  для нормального функционирования отрасли. Дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения  и реальными финансовыми потоками привел к нарастанию платности медицинской  помощи. Расходы на медицинские нужды все больше перемещаются на население. Важной проблемой российского здравоохранения являются также существенные региональные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению, так как действующие механизмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи.

Одной из наиболее острых проблем  обязательного медицинского страхования  является то, что при поступлении  средств ОМС в систему здравоохранения  происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС.      Другой проблемой является низкий тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения. Увеличение страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 2011 г. с 3,1% до 5,1% от фонда оплаты труда также не может решить указанной проблемы, так как в существующих экономических условиях это дополнительная нагрузка на работодателя, которая, по мнению аналитиков приведет к «теневым» схемам оплаты труда.

 Сегодня тариф страхового взноса – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть – это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально- значимые виды медицинской помощи.

Платежи за неработающее население  из средств выделенного бюджета  здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую  и наркологическую службы, чего нельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д.. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.[11]

Проблемой функционирования системы обязательного медицинского страхования является неисполнение в полном объеме органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций страхователя неработающего населения, несвоевременное и неполное перечисление ими страховых взносов на ОМС неработающих граждан.

Важными проблемами здравоохранения  являются слабые стимулы к труду  медицинских работников, низкая эффективность  использования имеющихся в здравоохранении  ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях  медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80 процентов физически  изношенной и морально устаревшей медицинской  техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество медицинских обследований и эффективность лечения).[12]

Внедрение системы ОМС  практически на всех территориях  отмечается неоправданно большим разнообразием  моделей страхования. Это объясняется  главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения  что-либо менять.

Результаты сборов страховых  взносов и наличие задолженности  по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования  показывают необходимость значительной работы по совершенствованию методов  сбора страховых взносов.

Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и  экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

Еще одна острая проблема –  это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы  ОМС. Функции государственных органов  по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

Вялотекущий характер реформ обусловлен в том числе и длительным периодом осознания необходимости перехода от принципа всеобщей доступности бесплатного получения медицинской помощи к принципу предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной при этом конкретным целевым источником финансирования.  
Поэтому реформирование обязательного медицинского страхования на современном этапе возможно только в контексте системных изменений в здравоохранении.  
Доминирующим принципом формирования обязательного медицинского страхования должна стать сбалансированность доходов и расходов. Реализация страховых принципов мобилизации ресурсов на нужды отрасли должна сопровождаться постепенным замещением финансовых средств поступающих из других источников, в первую очередь из бюджетов всех уровней, средствами, направляемыми страховыми организациями в лечебно-профилактические учреждения за предоставленные медицинские услуги.  
Сегодня, при внедрении новой системы взаимоотношений и организации медицинского обслуживания населения, наращивания инфраструктуры органов и учреждений, занятых организацией и оплатой труда медицинских работников, становится реальной угроза разрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то ни стало нельзя допустить.  
В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Таким образом, в настоящее  время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также  создать условия и предпосылки  реформирования здравоохранения. Целью  модернизации ОМС является обеспечение  условий устойчивого финансирования медицинских организаций для  предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:  
обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам, обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС, устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования,  
гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан. [8]

Поэтому необходимо: Исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным. Утверждение программы гарантированной бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и Базовой программы ОМС, а также Федеральных стандартов медицинской помощи.  В связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях - 10-20%, целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.  
Разработать совместно с Федеральным фондом ОМС, фармацевтическими предприятиями и организациями механизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ с целью осуществления государственного регулирования цен на медикаменты и изделия медицинского назначения, с учетом доступности лекарственной помощи для населения и защиты отечественных товаропроизводителей. Систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования.  
Рекомендации по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения в зависимости от объемов и качества труда.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское  страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет средств  обязательного медицинского страхования.

2. Основными задачами  Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного  медицинского страхования являются:

-  обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";

-  обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

-  участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

-  обеспечение ее финансовой устойчивости.

3. Основными документами,  регулирующими деятельность ФОМС, являются Бюджетный и Налоговый Кодексы, Постановление Правительства «Об утверждение устава ФОМС», Закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ»

Информация о работе Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования