Анализ рынка страхования жизни в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

Целью написания данного реферата является рассмотрение основных тенденций развития рынка страхования жизни в Украине. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущность и особенности страхования жизни в Украине;
Рассмотреть рынок страхования жизни в Украине;
Проанализировать основные перспективы развития рынка страхования жизни в Украине.

Содержание работы

Введение
Сущность страхования жизни, понятие срочного страхования жизни
Особенности рынка страхования жизни в Украине
Основные тенденции развития рынка страхования жизни в Украине
Заключение

Файлы: 1 файл

страховые услуги реферат.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

 Основными игроками на рынке  страхования жизни Украины являются: «Граве-Украина», «АИГ-Жизнь», ТАС и  «АСКА-ЖИЗНЬ». «Граве-Украина» и  «АИГ-Жизнь» -компании со 100% долей иностранного капитала (соответственно:«Граве» (Австрия) и «ALICO»(США).

 

 Низкий уровень развития  украинского рынка страхования  жизни объясняется, прежде всего,  наличием следующих структурных  проблем:

 

 Низким уровнем экономического  развития

 

 Низкий уровень сберегательной  активности. Низкий уровень доходов  украинских граждан приводит  к тому, что почти все средства  тратятся на приобретение предметов  первой необходимости. Так, по  оценкам различных исследовательских  институтов, украинцы тратят примерно 45% своего дохода на приобретение продуктов, в то время как только 7% от дохода откладывается в виде сбережений. В целом, это реальное отражение настроений граждан страны, фокусирующих свое внимание на потреблении и с недоверием относящихся к украинской финансовой системе.

 

 Низкий уровень ознакомленности  населения с концепцией страхования  жизни. Экономические трудности  первой половины 90-х и развал  множественных «финансовых пирамид»  значительно подорвали уровень  доверия населения к местным  финансовым компаниям. Лишь начиная с 1999-2000 годов, период начала экономического возрождения, граждане Украины постепенно начали возвращаться к использованию услуг, предлагаемых местными финансовыми учреждениями. Низкая осведомленность населения об услугах по страхованию жизни связана, также, с тем, что лишь с недавних пор страховые компании, работающие на украинском рынке страхования жизни, начали активно рекламировать свои услуги.

 

 Существование «серого» рынка  страхования. До начала массового  появления на рынке украинских страховщиков, ниша страхования жизни была полностью занята представителями различных западных компаний, включая Safe-Invest, полулегально предлагавших свои услуги гражданам Украины. В 1994-95 году, на пике, объем «серого» рынка составлял около 80 млн. долларов в год. С появлением украинских страховщиков жизни, доля«серых» компаний уменьшилась. Безусловно, эта тенденция будет укрепляться по мере развития рынка, но в настоящее время присутствие «серых» компаний существенно обостряет конкуренцию на рынке страхования жизни.

 

 Рынок страхования жизни  Украины развивается достаточно  динамично. Его фундамент составляют  компании-нерезиденты, имеющие длительный  опыт работы на западном рынке.  В сегменте страхования жизни  акцент делается на устойчивость компании. Показатель устойчивости важнее показателя доходности полисов, поскольку договор по страхованию жизни носит долгосрочный характер.

 

 Очередное повышение требований  к уровню капитализации компаний  по страхованию жизни может  стать конкурентным преимуществом для одних участников рынка, непростым испытанием для других и стимулом для упорядочивания рынка страхования жизни — в целом. Подобные выводы эксперты сделали после того, как в начале июля Верховная Рада среди других законов, необходимых для вступления Украины в ВТО, проголосовала за изменения в Закон "О страховании".

 

 Согласно этим изменениям  лайфовые страховщики обязаны  через 5 лет после вступления  Украины в ВТО сформировать  уставный фонд на уровне не  менее 10 млн евро, и тогда же  иностранные страховые компании смогут открывать свои филиалы в Украине (указанные изменения Президент В. Ющенко подписал в начале августа).

 

 С ноября 2004 г. все компании  по страхованию жизни обязаны  иметь уставный фонд в размере  не менее 1,5 млн евро, тогда  как для компаний по рисковому страхованию этот показатель составляет 1 млн. евро. В прошлом году после вступления в силу данных требований как минимум 30 страховщиков вынуждены были или покинуть рынок, так и не сумев дотянуться до установленной отметки, или убедить Госфинуслуг в своих самых серьезных намерениях повысить уставный фонд в кратчайшие сроки. Подобные жертвы, по мнению экспертов, очевидно, неизбежны на явно перенасыщенном участниками отечественном страховом рынке. По последним данным Госфинуслуг, в Украине зарегистрировано 48 компаний по страхованию жизни и 344 компании, занимающиеся рисковыми видами страхования. При этом на долю страховщиков жизни приходится лишь 1,92% привлеченных на страховом рынке премий. Хотя эта цифра и не идет ни в какое сравнение с показателями стран с развитым рынком, но по результатам I квартала текущего года рынок страхования жизни вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рынок страхования жизни также характеризуется значительной концентрацией — на долю первых 10 страховщиков жизни приходится 93,3% премий по сектору, тогда как, например, у рисковых компаний первые 50 участников рынка собрали в I квартале 80,8% премий. Такие цифры еще раз подтверждают мнение самих участников лайфового рынка о том, что на нем есть лишь 10-15 серьезных игроков. Уставный фонд таких компаний находится в диапазоне от 1,6 до 16 млн. евро и в среднем составляет чуть менее 3 млн евро. Именно поэтому мнения участников рынка о последствиях нововведений разделились.

 Так, Лига страховых организаций, объединяющая более 100 компаний, выразила обеспокоенность столь большим, по ее мнению, размером требуемого уставного фонда и столь малым сроком, отпущенным страховщикам на его наращивание. Лига пообещала сделать все от нее зависящее для продления этого срока. В то же время ряд руководителей лайфовых страховых компаний не считают проблематичным для себя нарастить уставный фонд до 10 млн евро в предусмотренные сроки.

 

 Тем не менее новые требования  по капитализации повлияют на  характер развития лайфового рынка. Эта норма приведет к тому, что рынок как-то структурируется, и останутся только те компании, которые реально хотят на нем работать. При существующей планке уставного фонда в 1,5 млн евро на рынке появился целый ряд компаний, созданных "про запас". А при ужесточении условий выхода на рынок вряд ли у кого-то появится желание регистрировать компанию без четкого представления того, для чего это нужно делать. Наиболее уязвимыми окажутся небольшие лайфовые компании, созданные для страхования сотрудников одного или нескольких предприятий и не преследующие цели занять значительную долю рынка (таким компаниям для нормальной работы вполне достаточно уставного фонда в размере 1,5 млн евро).

 

 На отбраковку нежизнеспособных  страховщикам отведено 5 лет.

 

 Для страховщиков жизни, которые  сегодня уверенно стоят на  ногах и занимают более 90% рынка,  новые требования к уставному  фонду не только не станут  помехой, но и будут вполне  гармонировать с их стратегическими  планами. Они или уже достигли  этой планки (например, "Лемма-Вите", у которой уставный фонд составляет более 16 млн евро), или же в их стратегические планы развития ранее была включена задача нарастить уставный фонд до столь высокого уровня (например, страховая компания "ТАС"). Кроме этого, не так давно несколько крупных страховых компаний заявили о том, что ведут переговоры о продаже значительной доли акций иностранным инвесторам. Очевидно, что для компаний с иностранными инвестициями уставный фонд в 10 млн евро не станет сколь-нибудь серьезной проблемой. Остальные же компании должны будут либо просто покинуть рынок (не только вследствие невыполнения новых требований законодательства, но и потому, что работа их станет практически бесперспективной), либо также искать инвестора за рубежом, для чего пока возможностей предостаточно. Пример развития страховых рынков соседних стран свидетельствует о том, что в мире существует около 40 основных инвесторов страхового сектора. Таким образом точка насыщения на украинском страховом рынке уже достигнута в том смысле, что уже сегодня иностранные страховщики могут выйти на украинский рынок, просто приобретя ту или иную существующую компанию.

 

^ 3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИ РАЗВИТИЯ  РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В  УКРАИНЕ

 Объем рынка страхования  жизни в Украине к 2010 году достигнет 1 млрд грн. Такой прогноз обнародовала генеральный директор Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Наталья Гудыма в прямом эфире Украинского радио (УР-1), отвечая на вопросы радиослушателей в среду.

 

 Она также сообщила, что среди  стран СНГ Украина вышла на 4-ю позицию после России, Литвы и Эстонии по уровню развития рынка страхования жизни.

Как сообщалось, страховые компании Украины, специализирующиеся на страховании  жизни, в первом квартале 2007 года собрали  валовые страховые платежи на сумму 135,3 млн грн, что на 66,8% больше, чем за первый квартал 2006 года. Согласно данным Госфинуслуг, по состоянию на 1 июля 2007 года в Украине зарегистрировано 438 страховых компаний, из них "лайфовых" - 65.

 

 Страховщики отмечают значительный  потенциал украинского рынка страхования жизни. На сегодня в Украине лицензию на осуществление страхования жизни имеют около 56 компаний, что, слишком много, так как объемы продаж страховых продуктов в данном сегменте страхования по итогам первого полугодия составили всего 50 млн. евро.

В тоже время отмечается значительный потенциал украинского рынка  страхования жизни, так как сумма  страховых платежей по страхованию  жизни на душу населения на сегодня  составляет 1 евро. В тоже время, в  Польше данный показатель составляет 80 евро, в США - 350 евро, Великобритании - 2,5 тыс. евро.

 

 К сожалению, на сегодня  основная масса населения не  доверяет страхованию, и в том  числе - страхованию жизни. Это  вызвано низкой информированностью  населения о деятельности страховых  компаний, и о позитивах страхования как такового. Он добавил, что сами страховые компании не должны концентрироваться исключительно на получении большой прибыли, а помнить о своем социальном значении и прилагать максимум усилий для обеспечения прозрачной работы страхового сектора.

 

 Страхование жизни демонстрирует  темпы развития на порядок  выше, чем страхование в целом.  Основной пик увеличения количества  компаний, работающих в данном  секторе, пришелся на 2003-2004 гг., когда  были приняты изменения в Закон  Украины "О страховании". Законодательство, регулирующее работу компаний по страхованию жизни, и по сей день находится на стадии формирования, апробации, и многие законодательные нормы могут быть изменены.

 Несмотря на то, что рынок  страхования жизни демонстрирует  серьезный рост, показатели его развития остаются достаточно скромными. Так доля страхования жизни в ВВП Украины на сегодня составляет всего 0,08% по сравнению с 0,8% - в Польше и 3,5% - в мировом масштабе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Страхование жизни - это вид  личного страхования, который предусматривает обязанность страховщика осуществить страховую выплату согласно с договором страхования в случае смерти застрахованного лица, а также, если это предусмотрено договором страхования, в случае дожития застрахованного лица к окончанию срока действия договора страхования и (или) достижения застрахованным лицом определенного договором возраста.

 

 По последним данным Госфинуслуг,  в Украине зарегистрировано 65 компаний  по страхованию жизни и 344 компании, занимающиеся рисковыми видами страхования. При этом на долю страховщиков жизни приходится лишь 1,92% привлеченных на страховом рынке премий.

 

 Основные характеристики украинского  рынка страхования жизни –это  маленький размер рынка, низкая  страховая культура, отсутствие  полноценных рыночных отношений, неполноценное законодательное обеспечение.

 

 Низкий уровень развития  украинского рынка страхования  жизни объясняется, прежде всего,  наличием следующих структурных  проблем:

  • Низким уровнем экономического развития
  • Низкий уровень сберегательной активности.
  • Низкий уровень ознакомленности населения с концепцией страхования жизни.
  • Существование «серого» рынка страхования.

Информация о работе Анализ рынка страхования жизни в Украине