Анализ развития страхового рынка в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Формирование и становление национального страхового рынка, после обретения Кыргызской Республикой независимости, проходило в сложных условиях. За эти годы страховыми компаниями Кыргызстана приобретен определенный опыт в осуществлении страхования и перестрахования.
Право на осуществление страховой деятельности имеют 13 страховых компаний (в их числе 5 компаний - с долей иностранного капитала). Все компании сосредоточены в г.Бишкек и только одна страховая компания действует в г.Жалалабат. У двух страховых компаний имеются региональные филиалы по республике.

Файлы: 1 файл

Анализ развития страхового рынка в КР.docx

— 35.47 Кб (Скачать файл)

Настоящее Положение разработано  в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О лицензировании" и Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 26 мая 1997 года за N 293 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц, осуществляющих страховую деятельность на территории Кыргызской Республики.

Подзаконные акты проходят юридическую экспертизу в Министерстве Юстиции Кыргызской Республики и в случае их несоответствия Гражданскому Кодексу Кыргызской Республики или специальным законам, Министерство Юстиции Кыргызской Республики отказывает в регистрации таких актов.

Правила страхования, разрабатываемые  также страховой компанией, отличаются от общих условий тем, что в  них включаются, кроме базовых  нормативов еще и особые условия, которые в страховой практике называются оговорками или исключениями, ограничениями.

Для повышения эффективности  методов государственного регулирования  страховой деятельности в Кыргызской Республике необходимо: Министерству финансов, Государственному страховому надзору совместно с заинтересованными ведомствами принять меры по совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности, а также меры по ослаблению налогового пресса на страховую деятельность, стимулирование субъектов хозяйствования и населения к заключению договоров добровольного страхования. Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач, эффективность мер поддержки, в числе которых: защита национального страхового рынка, конкретизация условий допуска иностранных страховщиков на кыргызский страховой рынок, законодательное определение пределов свободы действий иностранных страховщиков на кыргызском страховом рынке.

 

 

Проблемы развития страхового рынка КР

страховой рынок  денежный

Начало возникновения  в Кыргызстане института страхования  совпадает со временем приобретения независимости нашим государством. Становление страхового рынка происходит в условиях экономически переходного  периода. Такие макроэкономические явления, как спад производства, неплатежеспособность предприятий, инфляция, безработица, банкротство  нерентабельных предприятий, прямо  повлияли на его состояние. В начале 90-х годов зарождавшиеся страховые  компании не имели опыта, солидных финансовых средств, что в принципе оправдывает  те действия, которые привели к  закономерному краху большинства  страховщиков, и в то же время  уход этих страховых компаний породил  волну недоверия, неприятия страхования  как такового у большинства населения  Кыргызской Республики. Конечно, в то время неудачи страховых компаний объяснялись не столько малым опытом, сколько финансовой неустойчивостью самого государства (рублевая зона, собственные деньги, обвальное падение курса национальной валюты).

К числу причин неудовлетворительного состояния  дел на рынке страховых услуг  относится низкая платежеспособность хозяйствующих субъектов и населения. Вероятно, эта причина является одной  из главных. Проблема низкой активности населения в страховании, связана  с крайне низким уровнем доходов  большей части населения, что  заставляет их расходовать деньги в  первую очередь на питание, одежду и  коммунальные услуги. Естественно, что  услуги страховщиков при этом не являются приоритетными.

Обозначим основные проблемы развития страхового рынка  и предложения по их решению:

1. Сегодня во  всем мире страхование становится  элементом государственных концепций  управления социальными рисками.  Введение обязательных видов страхования, особенно обязательного страхования ответственности, назначение которых состоит в компенсации вреда, причиненного имущественным интересам граждан, связанных с их жизнью и здоровьем, позволит создать чувство социальной защищенности у населения, а также осознать, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение. Кроме того, скопление солидных по размеру капиталов позволит вкладывать их в развитие национальной экономики.

2. Необходимо  сформировать эффективную систему  вторичного рынка, для этого  нужно обеспечить сокращение  суммы страховых премий, переходящих  по каналам перестрахования за  рубеж. Считаем целесообразным  при проведении пассивного перестрахования  ввести механизм андеррайтинга (андеррайтинг - процесс оценки риска с целью принятия его на страхование и формирования сбалансированного страхового портфеля), позволяющего увеличить размер собственного удержания страховых взносов по объектам с низким уровнем риска.

3. Остается неразвитым  и рынок страхования жизни.  У нас не используется потенциал  накопительного страхования жизни  как инструмента аккумулирования финансовых ресурсов и социальной защиты населения. Целесообразно принять новые или внести дополнения в действующие нормативные правовые акты, стимулирующие заключение долгосрочных договоров страхования.

4. Отсутствуют  налоговые стимулы. В целях  дальнейшего эффективного развития  страхования, как одного из  наиболее стабильных источников  долгосрочных внутренних инвестиций  в экономику республики, необходимо  осуществлять государственную политику, направленную на гармонизацию  системы налогообложения страховой  деятельности и повышение ее  эффективности. Замена пятипроцентного  налога от общей суммы поступивших  страховых премий (платежей) на налог  на прибыль в размере десяти  процентов.

5. Из-за малой  покупной способности и слабого  экономического развития имеется  незначительный спрос на страховую  защиту. Нужно всемерно укреплять  страховое мышление, чтобы страхование  стало потребностью общества, чтобы  руководители принимали страхование  как продукт, как необходимый  элемент производственных отношений.  Страхование должно сопровождать  производство, строительство, торгово-посреднические  операции, инвестиции, финансовые вложения  и т.д. То есть иными словами  необходимо признание страховых  премий (платежей), как общественно  необходимых затрат, обеспечивающих  непрерывность производства, экономическую  стабильность, включение в полном  объеме затрат на страхование в себестоимость производимой продукции и услуг.

Мировой опыт показывает, что система обязательного страхования  гражданской ответственности приносит положительный результат и в отношении обеспечения адекватной, своевременной компенсации ущерба пострадавшим, и в плане сохранения финансовой состоятельности перевозчиков, повышения безопасности опасных производств, и позволит сформировать негосударственный источник покрытия ущерба.

3.2 Перспективы  и рекомендации в развитии  страхового рынка КР

В Кыргызстане  при существующем низком уровне платежеспособности населения на услуги добровольного  страхования приоритетным направлением является развитие обязательного страхования, которое создаст защиту для наиболее рисковых групп населения и юридических  лиц.

Государственным агентством по финансовому надзору  и отчетности при Правительстве  Кыргызской Республики были разработаны проекты законов Кыргызской Республики:

- «Об обязательном  страховании гражданской ответственности  нанимателя (работодателя) за причинение  вреда жизни и здоровью работника  при исполнении им трудовых (служебных)  обязанностей»;

- «Об обязательном  страховании гражданской ответственности  перевозчика перед пассажирами»;

- «Об обязательном  страховании гражданской ответственности  перевозчика опасных грузов»;

- «Об обязательном  страховании гражданской ответственности  организаций, эксплуатирующих опасные  производственные объекты».

Данные законопроекты  были утверждены постановлениями Правительства  Кыргызской Республики от 19 декабря 2006 года №872, №873, №874, №875 и направлены в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

В целом разработанные  законопроекты по обязательному  страхованию гражданской ответственности  перевозчика перед пассажирами, перевозчика опасных грузов, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и ответственность работодателя перед своими работниками направлены на дальнейшее развитие страхового рынка, совершенствования деятельности профессиональных участников страхового дела, что в итоге позволит поднять сектор страхования Кыргызстана на качественно новый уровень, и будет способствовать реализации целей и задач, стоящих перед отечественной страховой индустрией.

Основной целью  развития страхового дела является разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите граждан, юридических лиц, государства  и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.

Для достижения цели развития страхования необходимо решение следующих важнейших  задач:

формирование  законодательной базы, способствующей развитию страховой деятельности; усиление работы по разработке и принятию законов и других нормативно-правовых актов по введению обязательных видов страхования; определение приоритетов предоставления страховщиками новых страховых продуктов по добровольным видам страхования; обеспечение финансовой устойчивости и роста капитализации страховых организаций для способности удержания крупных рисков, а также расширения страховыми организациями региональной сети; разработка и внедрение комплекса механизмов, стимулирующих инвестирование страховых ресурсов в национальную экономику; создание благоприятных условий, стимулирующих заинтересованность населения в получении страховых услуг, в том числе через совершенствование системы налогообложения;

создание качественной системы по подготовке и переподготовки кадров для страховой отрасли  всех уровней, для ускорения дальнейшего  становления и развития страховой  индустрии; создание эффективного механизма  государственного регулирования и  надзора за страховой деятельностью.Развитие личного страхования в ближайшем будущем должно принести к разделению страховых компаний по специализации, исключающей осуществление одним страховщиком личного страхования (накопительного) и имущественного страхования. Необходимо проработать и создать законодательно-правовые механизмы по дальнейшему развитию добровольного медицинского страхования, в том числе через развитие условий для заинтересованности работодателей к сотрудникам, при развитии благоприятного налогового режима в отношении данного страхования. В настоящее время ключевым моментом государственной политики регулирования страховой деятельности является дальнейшая работа по оптимизации соотношения добровольных и обязательных видов страхования. В области осуществления обязательного страхования необходимо соотнести планируемые виды с основными целями социально-экономического развития страны и определить перечень обязательных видов страхования. При существующем низком уровне платежеспособности населения на услуги добровольного страхования приоритетным направлением является развитие обязательного страхования, которое создаст защиту для наиболее рисковых групп населения и юридических лиц. Система обязательного страхования должна обеспечить эффективную защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц. Основными направлениями развития обязательного страхования являются введение обязательных видов страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, защита граждан и юридических лиц от причинения вреда в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф. В соответствии с этим к их числу следует отнести введение: до 2010 года:

обязательного страхования  ответственности перевозчиков опасных  грузов;

обязательного страхования  туристов;

обязательного страхования  имущества граждан от стихийных  бедствий;

ряд программ по обязательному государственному страхованию (страхование военнослужащих, государственных  служащих, муниципальных служащих, страхование государственного и  муниципального имущества).

Для реализации данных видов страхования Министерство финансов Кыргызской Республики должно обеспечить разработку законопроектов, их координацию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, субъектами, задействованными в данных программах, с целью качественной проработки и обеспечения профессиональной экспертизы разрабатываемых законопроектов и нормативных документов.


Информация о работе Анализ развития страхового рынка в КР