Значение малого бизнеса для развития экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д.

Файлы: 1 файл

сонин малый бизнес.docx

— 29.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и  весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический  рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых  дополнительных рабочих мест, решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономических развитых странах государство оказывает поддержку малому бизнесу, дееспособное население всё больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

С переходом экономики  РФ на рыночные отношения, а в связи  с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную  литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.

 Сектор малого бизнеса  остается одним из важнейших  резервов роста национальной  экономики, и на его пути  возникает множество проблем  – это, прежде всего: не эффективная  законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.

1 Значение малого бизнеса для развития экономики России

В одном из английских учебников  по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. 
           В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие — небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».  
          В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса. 
         К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. 
        Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. 
        Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. 
        Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. 
       С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей: 
        - доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; 
        - доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе; 
        - доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий; 
        - доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе; 
       - доли малого бизнеса в экспорте продукции; 
        - доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине; 
       - доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; 
        - доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно — начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11 % ВВП, р них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5—6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств: 
         - мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах; 
       - для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; 
       - развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений анти монопольной политики и обеспечения конкурентной среды; 
       - мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры; 
        - мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда; 
         - развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; 
         - с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; 
           - малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

  - в снижении уровня безработицы; 
            - в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах; 
            - в улучшении качества обслуживания; 
            - в более высокой удовлетворенности людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающие свою работу прежде всего как средство самовыражения; 
          - в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; 
         - в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; 
        - в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

2 Развитие малого  бизнеса на примере Иркутской  области

Малое предпринимательство – одна из самых перспективных сфер в экономике Иркутской области. Малый бизнес Иркутской области представлен 12 000 малых предприятий и работающими в малом бизнесе 80-тью тысячами граждан. Судя по данным областной администрации, в регионе зафиксированы и действуют 19 объединений малых предприятий (ОП). Среди субъектов малого предпринимательства происходит постоянное развитие рынков деятельности, особенно в промышленности.  

Наибольшей популярностью  пользуются торговля и общественное питание - 44 % предприятий; 18 % занимаются промышленным производством. 530 основателей фирм отдали предпочтение лесной промышленности, это самая популярная отрасль в регионе. Среднегодовой прирост древесины в Иркутской области оценивается в 50-70 миллионов кубометров, а ее общие запасы - в 7-9 миллиардов кубометров (11% общероссийских запасов).

190 предприятий производят  пищевую продукцию, 130 заняты в  металлургии, 115 - в легкой промышленности, на изготовлении строительных материалов специализируются 64 фирмы. Практически во всех сферах деятельности Иркутская область имеет своих собственных производителей. Большинство предприятий создаются людьми, которые имеют профессию, не связанную с родом их бизнеса. Бытовой сервис представляют 384 организации.

 По территории области  малое предпринимательство развито  неравномерно. Около 90 % малых предприятий сосредоточено в городах, при этом 40,5% в Иркутске, 9% - Ангарске, 26,5% - в Братске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог выше изложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. 
Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса. 
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку - в отличие от крупных - они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. 
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита.

 

 

Список литературы

1 «Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе». Экономический анализ: теория и практика. Журнал. № 4(133) - 2009г. Стр. 66-71.

2 Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмент а. М.: Изд-во Проспект, 2008.

3 «Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства». Экономический анализ: теория и практика. Журнал. № 18(147) -2009г. Стр. 64-69.

4 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.): Принят Государственной Думой 12 мая 1995 года. 12 мая 1995 года. // Официальные документы в образовании. - 2009. - N 17. - С. 35-38. - ISSN 0234-7512

5 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (с изменениями от 3 июня, 17 июля 2009 г.). Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года. Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года. О реализации настоящего Федерального закона см. письмо МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406.Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

 

 


Информация о работе Значение малого бизнеса для развития экономики в России