Виды и формы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 07:25, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы будет раскрыть сущность предпринимательства, дать ему четкое определение, рассмотреть такие важные элементы, как этапы развития предпринимательства, сфера предпринимательства, а также формах и видах предпринимательства.
Задача моей работы заключается в том что бы рассмотреть виды предпринимательской деятельности , а это :
-производственное предпринимательство
-коммерческое предпринимательство
-финансово-кредитное предпринимательство

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Виды и формы предпринимательской деятельности………………………………5
1.1.1 Производственное предпринимательство………………………………………5
1.1.2 Коммерческое (торговое) предпринимательство………………………………5
1.1.3 Финансово-кредитное предпринимательство…………………………………..7
1.1.4 Посредническое предпринимательство………………………………………….8
1.1.5 Страховое предпринимательство………………………………………………..9
1.2 Формы предпринимательства………………………………………………………..9
1.2.1 Индивидуальное предпринимательство…………………………………………10
1.2.2 Коллективное предпринимательство…………………………………………..11
1.2.3 Полное товарищество………………………………………………………….11
1.2.4 Товарищество на вере……………………………………………………….…11
1.2.5 ООО………………………………………………………………………………12
1.2.6 ОДО………………………………………………………………………………13
1.2.7 АО………………………………………………………………………………..13
2. Роль торгового бизнеса в экономике страны…………………………………….15
2.1 Роль малого бизнеса………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………….….26
Список использованной литературы…………………………………………………28
3. Практическое задание……………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

организация.docx

— 79.94 Кб (Скачать файл)

         Сфера торговой деятельности охватывает оптовую и розничную торговлю, а также рынок общественного питания. Однако общественное питание представляет собой самостоятельную и специфичную суботрасль торговли. Проблемы ее организации и функционирования заслуживают особого рассмотрения. С 2007 г. официальные публикации выделяют в показателях торговой деятельности стоимость ремонта и продажи автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

       Расходы на покупку товаров сильно различаются в семьях (домох-ствах).

Известно, что  степень дифференциации денежных доходов  населения достаточно велика и имеет тенденцию к росту: коэффициент дифференциации доходов вырос с 2001 по 2007 г. с 13,9 до 15,3 раза. Однако в период с 2007 по 2009 г. (мировой кризис) резко снизился до 14 раз.

         Изучение дифференциации торговой деятельности и ее результатов можнорассматривать как одну из важнейших задач экономического и статистического исследования торгового бизнеса.

         В государственной статистике в зависимости от размера выделяются две группы: 1) крупные и средние организации, 2) малые предприятия. Мы считаем такую  упрощенную градацию не отвечающей целям оценки размеров бизнеса, так как это затушевывает принципиальные различия экономического и социального развития. Конечно, следовало бы в официальной статистической информации разграничивать крупные и средние предприятия. Кроме того, в сфере торговли присутствует и функционирует значительное число индивидуальных предпринимателей, а также лиц, торгующих на так называемых розничных рынках. По существу, этот сектор торговой деятельности с некоторыми оговорками можно отнести к категории малого бизнеса.

2.1 Роль малого  бизнеса.

       Малому бизнесу предстоит играть важную роль в экономике страны, представляя, образно говоря, стартовую площадку формирования и дальнейшего развития среднего класса. Однако, по всей вероятности, темпы развития малого торгового бизнеса должны постепенно отставать от динамического развития произв-ных отраслей. В связи с этим рейтинг производственных отраслей и их место в валовом продукте должны вырасти по сравнению с торговлей. Следует отметить, что в настоящее время малый бизнес в торговле не играет такой роли, на которую он мог бы рассчитывать. Широко известны те препятствия, которые приходится преодолевать малому бизнесу вообще и торговому в частности. Если в России в 2008г. было примерно 3 млн малых предприятий и ин-ных пред-ей, то в США — около 23 млн. Малый бизнес в России дает примерно 12% ВВП, в США - 70%, в Японии — 78%.2

        В оптовой торговле малым считается предприятие с числом работающих до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек. Об этом сказано в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14.06.1995). В некоторых зарубежных странах используются иные критерии малого предпринимательства. Дифференциация торговых организаций выражается прежде всего группировкой объема продаж, однако характер этого распределения вряд ли серьезно отличается при его замене показателями денежной выручки от продажи товаров.

        Бизнес более чем 4/5 розничных торговых организаций контролирует всего 14,4% общего товарооборота. Ясно, что это сфера малого бизнеса. Вероятно, к крупному торговому бизнесу мы вправе отнести предприятия с оборотом свыше 1 млрд руб. В общей численности организаций розничной торговли эти организации занимают всего 0,2%, но зато в объеме розничного товарооборота их доля составляет более 1/3. Данный факт еще раз подтверждает вывод о высокой степени концентрации торгового бизнеса.

       Вопрос об оптимальном размере торгового предприятия относится к числу дискуссионных проблем. Существует противоречие: крупное предприятие, как правило, имеет наиболее широкий ассортимент, обеспечивает высокий набор услуг и т.п. С другой стороны, крупное предприятие обычно обслуживает довольно широкую зону, что приводит к увеличению транспортных нагрузок на покупателей. Средние предприятия обладают как преимуществами, так и недостатками, присущими большим предприятиям. Малые предприятия наиболее приближены к потребителю, часто находятся в пределах шаговой доступности.

      Следует иметь в виду, что в торговле действует большое число так назы-

ваемых индивидуальных предпринимателей, по сути своей также входящих в понятие малого бизнеса. В соответствии с определением, которое дается в справочнике руководителя, индивидуальным предпринимателем являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. По данным официальной статистики, на 1 января 2009 г. насчитывалось 1538,4 тыс. таких продавцов. Данные выборочного обследования деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле определяют объем его оборота в 2009 г. суммой в 3,9 млрд руб. (Это составляет 4,4% общего объема розничного товарооборота России.) Их оборот в расчете на одного индивидуального продавца равен примерно 2,5 тыс. руб.

        Однако этим не исчерпывается характеристика малого бизнеса торговли. В розничной торговле достаточно успешно развиваются так называемые розничные рынки. Такой рынок представляет собой комплекс, где в качестве продавцов выступают преимущественно физические лица. Он охватывает деятельность по продаже товаров на основе свободно определяемых цен непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи.

       Объем розничных рынков в 2009 г. составлял 1932,0 млрд руб., т.е. почти ¼ часть оборота розничной торговли страны. На 1 января 2009 г. насчитывалось 6481 розничных рынка, где имеется 1543,4 тыс. рабочих мест — индивидуальных продавцов. По нашим подсчетам, на одном рынке в среднем за год продается товаров на сумму 307 млн руб. Каждое рабочее место принесло доход в форме денежной выручки за проданные товары в размере 1542 тыс. руб.3

       Оптовая и розничная торговля имеют существенные различия как в орга-

низационной структуре, так и в функциональной деятельности. Оптовая торговля, как известно, по своей сути является посреднической, многозвенной, и ее цели в основном заключаются в организации перепродажи товаров в процессе их доведения до конечного этапа — реализации товара розничным торговым организациям и предприятиям. Поэтому в ее обороте почти всегда присутствует повторный счет. Розничная же торговля формируется по методу чистого оборота, конечной продажи товаров потребителям. Правда, есть некоторые исключения, но в принципе оптовая и розничная торговля — это два самостоятельных этапа товародвижения. Безусловно, это сказывается на специфике крупного/среднего торгового бизнеса и малых предприятий торговли. Малый бизнес в оптовом звене в значительной степени осуществляется дилерской сетью, как раз ориентированной на посреднический оборот. В розничной торговле в малом бизнесе широко представлены небольшие магазины шаговой доступности, такие предприятия, как палатки, киоски, развозная и разносная сеть и т.п.

       В 2009 г. в оптовой и розничной торговле насчитывалось более 700 тыс.

организаций и предприятий. В оптовой торговле их почти в два раза больше, чем  в розничной торговле и торговле автотранспортными средствами. Большую часть из них представляют малые предприятия и так называемые «прочие формы торговли», о которых было сказано ранее. Организационная структура торговли по видам деятельности получена путем расчетов на основании Единого государственного регистра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Торговый  бизнес характеризуется не только и  не столько числом организаций и предприятий, осуществляющих торговую деятельность, сколько размером продажи товаров. Основным стоимостным показателем, характеризующим состояние и развитие торгового бизнеса, является товарооборот (табл. 1). Оборот организаций и предприятий торговли в 2006 г., млрд руб.

 

Все

организации

крупные и

средние

организации

малые

предприятия

прочие

предприя-

тия

Оптовая торговля

14651,9

6308,4

7233,3

1109,2

Розничная торговля

3127,3

1388,4

703,7

1035,2

Торговля автотранспортными средствами и

мотоциклами*

1837,4

919,3

784,3

133,8


 В том числе включая их техническое обслуживание и ремонт*.

Таблица 2

Роль крупных, средних, малых и прочих организаций  и предприятий торговли в формирвании товарооборота в 2009 г., %

 

Товарооборот,

всего

крупных и

средних

организаций

малых

предприятий

прочих

предприя-

тий

Оптовая торговля

100,0

43,1

49,4

7,5

Розничная торговля

100,0

44,4

22,5

33,1

Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами*

100,0

50,0

42,7

7,3


В том числе  включая их техническое обслуживание и ремонт*.

В целях анализа  в табл. 2 рассчитаны относительные  показатели структуры,

отражающие  роль каждого формата торговли в  общем объеме товарооборота.

В товарообороте  доля крупного/среднего бизнеса примерно одинакова во всех типах торговых организаций. В группе малых предприятий примерно такое же место отведено оптовой торговле и торговле автотранспортными средствами, но в розничной торговле они занимают только пятую часть. Зато треть розничного оборота приходится на долю «прочих» организаций и предприятий. Это соответствует характеру развития мелкорозничной торговли и роли так называемых розничных рынков.

      Специфика организационной структуры как оптовой, так и розничной

торговли  обусловила существенные различия в  средней численности работников, т.е., по существу, различия в размере организации/предприятия торговли. Однако различия эти не вполне последовательны. В крупных и средних организациях розничной торговли занято в 2,4 раза больше работников, чем в оптовой торговле. Это естественно, поскольку в оптовом звене значительно выше уровень механизации, продажа осуществляется крупными партиями. В крупных организациях розничной торговли продавцы заняты индивидуальным и сервисным обслуживанием покупателей, использованием приемов мерчендайзинга и т.п. В малом бизнесе различия более сглажены, но и они связаны со спецификой торгового процесса, в частности для его обслуживания требуется меньшее число продавцов. При расчете средней численности торговых работников, отнесенных нами к категории «прочие организации», сюда приходится включать временных работников, лиц, работающих по договорам, индивидуальных продавцов, лиц, занятых на розничном рынке, и т.п., что в какой-то степени обесценивает этот показатель из-за несопоставимости данных.

      Функциональная структура оптовой торговли мало сопоставима с розничной торговлей. В оптовой торговле доля пищевых продуктов и непродовольственных товаров в общем обороте организаций в 2009 г. составляла всего 38,2% (в крупных и средних организациях еще меньше — 24,7%). Кроме того, в оптовый оборот включается торговля через агентов — 7% (в том числе в крупных и средних организациях — 5,7%). Однако основная часть оптового оборота (почти 55%) формируется из продаж сельскохозяйственного и несельскохозяйственного сырья, торговли машинами и оборудованием и прочими товарами. В крупных и средних организациях доля таких товаров составляет почти 70%.

         На первом месте в структуре товарооборота стоит торговля автотран-

спортными средствами и мотоциклами и их обслуживание, а также торговля топливом (табл. 3). Относить ее к чисто розничной торговле не вполне правильно, так как она не полностью исключает элементы оптовых продаж. Этот специфический вид торговой деятельности занимает более трети общего товарооборота как в крупных/средних организациях, так и в малых предприятиях. Объем продаж практически одинаков и в крупном, и в малом торговом бизнесе.                                                                                       

      Однако фактор специализации серьезно сказывается в различиях между крупным/средним и малым торговым бизнесом. Объем оборота неспециализированной торговли почти одинаков в крупных/средних организациях и в малых предприятиях, хотя место, которое занимает неспециализированная торговля, имеет больший вес в крупном и среднем бизнесе (почти 40%) по сравнению с малым бизнесом (30%).

       Специализированная торговля также играет важную роль в рассматриваемых формах бизнеса, но по сравнению с неспециализированной торговлей ситуация обратная. На долю малого бизнеса приходится почти 2/3 совокупного оборота специализированных предприятий. Причем ее место (удельный вес) в общем обороте малых предприятий на 5,5% больше, чем в крупных/средних организациях торговли. К специализированной торговле можно отнести (с некоторыми оговорками) и продажу пищевых продуктов. По своей сущности, она прямо ориентирована на малый бизнес. Именно в малых предприятиях продается 4/5 общего объема данного вида торговли. Если на долю крупных/средних организаций приходится всего 3,4% общего

товарооборота, то в малых предприятиях — 14,0%, т.е. в четыре с лишним раза больше. Как известно, цены на продукты питания растут быстрее, чем в среднем по всей торговле. Вероятно, вполне обосновано предположение, что в малом розничном бизнесе выше и уровень риска.

Информация о работе Виды и формы предпринимательской деятельности