Управление предпринимательскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хочу раскрыть вопрос, что такое риски предприятия, а также выяснить, какие бывают риски, и как ими управлять. Я считаю, что данный вопрос в настоящее время очень актуален в России, так как предприниматели нашей страны боятся начинать новое дело, потому что считают, что это дело рисковое, и они могут все потерять. Поэтому происходит «застой» экономики. На самом деле предпринимателям необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности. Для начала я хотела бы сказать, что риск сопровождает нас везде и всюду: на работе, в дороге, на улице и даже дома. Так или иначе, всегда рискуешь встретиться с неприятностями, попасть в беду. Но этот неизбежный жизненный риск, во-первых, предопределен самой жизнью, судьбой, от которой не спрятаться, не скрыться.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………...
Глава 1. Понятие, сущность и классификация предпринимательского риска………….............
1.1. Сущность предпринимательского риска………………………………………………………………..
1.2. Функции предпринимательского риска………………………………………………………………...
1.3. Классификация предпринимательского риска………………………………………..…………..
1.4. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска…………….…………..
1.5. Объективные и субъективные причины предпринимательского риска…………….
Глава 2. Управление предпринимательскими рисками………………………………………………………
2.2. Анализ риска и методы его оценки…………………………………………………………………………….
2.3. Способы снижения рисков…………………………………………………………………………………….…...
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Предпринимательские риски.docx

— 63.92 Кб (Скачать файл)

     3. Лимитирование предполагает  установление лимита, т.е. определенных  сумм расходов, продажи товаров  в кредит, сумм вложения капитала  и т.п.

    4. Резервирование средств  на покрытие непредвиденных расходов  предполагает установление соотношения  между потенциальными рисками  и размерами расходов, необходимых  для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта. Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший, такие претензии у поставщика в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа. Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Предпринимательские  риски на примере ЗАО «Каприз».

 

   ЗАО «Каприз» представляет собой открытое акционерное общество.

   Основные направления: продажа товаров и оказание услуг. В процессе деятельности у предприятия возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями.

   Основные риски, связанные с этой деятельностью:

1. Риск некачественного товара

2. Риск неквалифицированного подбора  персонала

3. Риск, связанный с кражей оборудования 

4. Риск, связанный с выходом из  строя оборудования

5. Отказ заказчика от оплаты  продукции. На практике это  происходит редко. Иногда возникают  ситуации отсрочки оплаты заказа.

6. Риск, связанный с повышением  курса доллара. 

Виды угроз:

1.Существенное повышение арендной  платы со стороны администрации  (предпринимательский риск).

2.Ухудшение жизненного уровня  населения, которое отразится  на всех видах предпринимательской  деятельности.

3.Внутренние техногенные угрозы, к которым можно отнести пожары  и аварии от неправильного  обращения с электроприборами, несоблюдение  их технического режима, возгорание  проводки и т.д. (предпринимательский  риск).

4.Угроза отключения электроэнергии, что особенно актуально для  маленького города в зимнее  время

5.Социальные внутренние угрозы, к которым относят забастовки, связанные с неправильным распределением  материальных средств от выполненных  заказов.

6.Угроза, связанная с конкуренцией. Такое возможно, если конкурирующее  предприятие откроется в более  удобном для жителей месте  (например, в центре города), будет  иметь персонал с более высокой  квалификацией, лучшее оборудование (или более новое) и более  низкие цены.Следовательно, возможны  следующие виды рисков:

Производственный риск связан с  выпуском продукции и оказанием  услуг, с осуществлением любых видов  производственной деятельности. Среди  наиболее важных причин его возникновения  можно назвать:

 возможное снижение предполагаемых  объемов производства;

 рост материальных и других  затрат;

 уплата повышенных отчислений, налогов;

перспектива неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную  на реализацию продукцию;

 отказ покупателя от полученной  и оплаченной продукции или  риск возврата;

 срыв заключенных соглашений  относительно представления займов, инвестиций или кредитов и  т.д.

    Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.

   Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования, или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.В большинстве предприятий и фирм имеется специальный менеджер по риску. Обычно он разделяет ответственность за рискованные ре­шения с другими менеджерами, заведующими той или иной сферой деятельности. В частности, вместе с финансовым менеджером он занимается вопросами определения степени риска и оценкой последствий всех видов финансовой деятельности, выбором вида стра­хования, оценкой риска инвестиций в ценные бумаги и прочее. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с маркетологом, с менеджером, ответственным за кадровую работу,с инженером по технике безопасности.Большинство людей предпочитает нерискованные проекты. Отношение к риску определяется относительной величиной капитала, участвующего в проекте, и временем участия. По мнению специалистов, легче оценить возможные риски в коротком промежутке времени, чем в длительном.

    В ходе оценки альтернативных вариантов приходится прогнозировать возможные результаты. Но в каких условиях следует производить такой анализ и принимать решение — определенности, риска или неопределенности? Решение обычно принимается в условиях определенности, когда руководитель точно (т.е. с единичной вероятностью) знает результат каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции, депозитные сертификаты и государственные облигации, когда точно известно, что на вложенные средства уйдет получено, допустим, 80% годовых. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся решения с известной вероятностью получения каждого из результатов. Вероятность определяется как степень возможности совершения данного события и изменяется от нуля до единицы. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Решение принимается в условиях неопределенности, если невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Так бывает, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что достаточной информации о них просто нет или она баснословно дорога. В итоге вероятность того или иного результата невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна и для многих решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Эта ситуация очень знакома украинским предпринимателям. Сталкиваясь с неопределенностью, предприниматель может идти по двум основным путям.

    Во-первых, можно попытаться получить дополнительную информацию, еще раз проанализировать проблему и таким образом уменьшить ее новизну и сложность. Руководитель сочетает анализ по дополнительной информации с накопленным им опытом, способностью осуждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предположительную вероятность. Весьма желательно привлечь к работе экспертов для составления экспертных оценок. Хорошие эксперты способны вывести решение руководителя из разряда неопределенного в разряд рискованного и придать выбору научную и практическую обоснованность.

    Во-вторых, можно в точном соответствии с прошлым опытом и интуицией сделать цифровое (от нуля до единицы) предположение о вероятности событий и действовать. Этим путем можно воспользоваться, если нет времени на сбор дополнительной информации или если затраты на нее чересчур высоки. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.

    Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском, и задачей руководства предприятия является снижение риска. Для этого используется различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах.

    Диверсификация — это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых между собой непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль по- другому. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

    Страхование — это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Первое может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Второе включает страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности.Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя ее падения, либо невыгодного для потребителя увеличения. По целям и технике проведения операции выделяют: хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта в целях страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта для страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.Лимитирование предполагает установление лимита — определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, вложения капитала и т.п.Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ обычно пригоден при выполнении различ­ных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

    Распределение риска предполагает его разделение между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивают риск проекта. Способом разделения риска является операция факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном поступлении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии, может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа. Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограничена. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда она неполная.

   Суммируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

 не рисковать больше, чем  позволяет собственный капитал;

 не забывать о последствиях  риска;

 не рисковать многим ради  малого.

Заключение

 

    Таким образом, предпринимательский риск – это возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе деятельности малых предприятий и, следовательно, недостижении ранее намеченных конечных результатов (прибыли, дохода). В то же время предпринимательский риск в отдельных сферах деятельности (например, на рынке финансовых услуг) может проявляться в получении большей по объему прибыли (дохода), чем намечалось до осуществления определенных операций. В более узком смысле слова, предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

    Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.

   Предпринимательские риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса-действий конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности  влияния внешней среды и субъективную основу  в результате принятии решения самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской  фирмы следует рассматривать  как взаимодействие  целого ряда фактора, один из которых являются внешними, по отношению к предпринимательской организации, а другие – внутренними.

    Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия (непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска) и факторы косвенного влияния (не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению). К внутренним факторам предпринимательского риска можно отнести следующие: сам предприниматель, его компетентность, уровень знаний, уровень личных притязаний; личностные характеристики предпринимателя как собственника малого предприятия; состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу; защита предпринимательской тайны; строгое соблюдение законодательства, и др.  

Информация о работе Управление предпринимательскими рисками