Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать традиционные и инновационные подходы к управлению торговым персоналом коммерческого предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА И ЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 9
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 14
2.1. ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.2. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ 19
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ МАГАЗИНОВ «УЛЫБКА РАДУГИ» 24
3.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 24
3.2. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ 26
3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ В СЕТИ МАГАЗИНОВ «УЛЫБКА РАДУГИ» И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АНАЛОГИЧНОГО ПРОФИЛЯ («СПЕКТР», «ЮЖНЫЙ ДВОР») 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

20_Управление персоналом торговой орг-ции_.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

При определении сущности системы управления торговым персоналом мы исходим из положения о том, что ее объектом является процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния работников в трудовой деятельности организации, как открытой системы, ориентирующейся на потребителя.

Управление торговым персоналом, как система, «переживает» в таких предприятиях состояние усложнения. «Возрастание сложности управления персоналом происходит, во-первых, в силу усложнения управленческого труда, и, во-вторых, в силу того, что персонал — наиболее сложный объект управления в организации»5.

 

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

2.1. Инновационная концепция управления  торговым персоналом коммерческого  предприятия

 

Основу инновационной  концепции управления торговым персоналом в условиях переходного периода составляют объективные и субъективные динамические характеристики, учитывающие внешние и внутренние особенности функционирования предприятий.

Концепция управления торговым персоналом в организациях в условиях рыночной экономики базируется на признании взаимосвязей и взаимозависимостей организации с окружающей средой (объективные факторы), а также, в активизации внутреннего потенциала — в достижении целей организации за счет раскрепощения энергии подчиненных (субъективные факторы), в создании благоприятной атмосферы в коллективе и повышения культуры делового общения (интегральные факторы).

Понятие «человеческие  ресурсы» (потенциал) объясняет природу  ресурсной энергии сотрудников  и позволяет выдвинуть специфические  принципы управления человеческими  ресурсами.

Выделение и исследование субъективных факторов в управлении торговым персоналом раскрывают природу ресурсной энергии сотрудников, сущностные особенности специфических групп показателей, вытекающие из законов развития общества, организации и личности работника, и являются перспективными подходами в управлении персоналом.

Данная концепция создает  преимущества в управлении торговым персоналом, заключающиеся в разработке стратегической программы, структурной реорганизации и развитии персонала, в увязывании целей, задач и квалификационных требований к конкретному рабочему месту с методикой оценки результатов и порядка оплаты труда. Концепция опирается на систему следующих фундаментальных принципов, наработанных в отечественной и зарубежной практике:

  1. Направленность всех мероприятий в организации на повышение производительности труда торгового персонала и на всестороннее развитие личности работающего.
  2. Системность и комплексность воздействий (экономических и социальных) в процессе управления торговым персоналом, осуществление мероприятий по ее совершенствованию и повышению уровня ее информационной и научной обоснованности.
  3. Изучение, распространение и использование моделей передового отечественного и зарубежного опыта с целью обеспечения кадрами, организацией их эффективного использования, профессионального и социального развития.
  4. Экспертиза и учет внешней среды в соответствии с периодом жизненного цикла, инновационным проектированием и планированием, внедрением приоритетного проекта и оперативного управления персоналом.
  5. Рациональное сочетание элементов всех подсистем организации, приводящее к увеличению эффекта синергии и координации.
  6. Целевая специализация, кооперация и многовариантность в деятельности работников.
  7. Непрерывное взаимодействие и взаимовлияние руководителя и подчиненных в целях повышения эффективности совместной деятельности.

Источником развития системы управления персоналом выступает  противоречие между целями работодателей  и целями ее работников, которое  проявляется в несоответствии требований к должностным обязанностям наемных  работников со стороны работодателя и удовлетворенностью людей, в ней работающих; несоответствии уровня организации труда конкретным техническим и иным условиям производства и т.д. Разрешение этих противоречий возможно при условии изменения сложившейся структуры, изменения целей персонала и перехода системы управления персоналом в новое качество. Исходя из такого представления о характере и особенностях организационных изменений, сформулируем определение развития системы управления персоналом.

Развитие системы управления торговым персоналом отражает целевую и функциональную характеристики управления персоналом. С точки зрения целевой характеристики, управление персоналом рассматривается как целенаправленная деятельность работников подразделений системы управления персоналом, линейных и функциональных руководителей, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию управления персоналом, формирование и совершенствование системы управления человеческими ресурсами, выполнение процедур работы с людьми.

Цель развития торгового персонала определяется как повышение образовательного и квалификационного уровней, создающих основу конкурентоспособности и устойчивости предприятия. Инструментом достижения этой цели служат качественные преобразования в организации в целом, привнесение в управление персоналом качественно новых элементов и связей, изменяющих содержание и характер трудовой деятельности и отношений работников (реинжиниринг). Целевая характеристика системы управления персоналом уникальна по своему многообразию. Выделяют три уровня целесообразности развития персонала (по степени объективности цели):

  • так называемая объективная целесообразность выступает как полезность, необходимость каких-то процессов в организации;
  • целенаправленность выступает как система административно-правовых стандартов:
  • целеустремленность выступает как способность работника самому вырабатывать новые цели и достигать их.

Социальная роль целей  состоит в соединении интересов  каждого работника с целями, задаваемыми  организациями, а затем и с целями общества.

Практическая реализация целей возможна при согласованном  единстве и во взаимодействии специалистов по управлению персоналом.

Функциональная  характеристика системы управления персоналом является инструментом достижения целей организации, обеспечивающих устойчивость внутренней среды, либо привнесение в организацию новых производственных процессов, новых элементов и связей, изменяющих содержание и характер функциональных и линейных отношений.

Сущность процесса развития системы управления персоналом выражается в овладении персоналом необходимыми знаниями, умениями и навыками, ориентирующими организацию на потребителя, и создающими базу для конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

Основываясь на теоретических  трудах экономистов и социологов, опираясь на тенденции развития системы управления персоналом в условиях рыночной экономики, можно выделить следующие закономерности управления персоналом.

  1. Чем выше степень взаимодействия с потребителем, тем выше степень индивидуализации работ персонала. Эта закономерность проявляется в определении трудоемкости работ.
  2. Усложнение управленческого труда способствует повышению его креативности. Данная закономерность, проявляющаяся в инновационных способностях руководителя, в эффективном управлении персоналом, в саморегулировании, используется в проектировании системы, в оптимальном изменении ее композиции.
  3. Возможность роста личностного потенциала достигается в результате прояснености общеорганизационной, командной и личностной целей. Такая параметрическая зависимость используется в развитии системы управления персоналом для выявления степени соответствия результатов хозяйственной деятельности проявленности целей.
  4. Усиление личностного потенциала способствует усилению тенденции кооперирования и взаимопомощи работни ков организации. В развитии системы управления персоналом эта закономерность способствует оптимальному соотношению концентрации усилий работников отдельного подразделения, концентрации однородных функций различных подразделений.
  5. Коэволюционность развития руководителей и персонала определяет взаимодействие в совместной продуктивной деятельности работников и управленцев. Эта закономерность предполагает общую методическую основу совершенствования системы.

Целенаправленные изменения  системы управления персоналом и переход ее в новое качество, отвечающее требованиям рынка, составляет развитие системы управления торговым персоналом (схема 1).

Схема 1. Развитие системы управления торговым персоналом

 

Таким образом, эффективность управления персоналом достигается приведением в полное соответствие с требованиями рынка существующих на предприятии целей, форм, методов, процедур работы с торговым персоналом, изменением целей, функций и задач, а также структур служб организации; но главное отличие управления персоналом заключено в том, что используется потенциал личности работника, потенциал команды и целостный социально-корпоративный потенциал (культура, деловое общение).

2.2. Технология управления торговым  персоналом

 

Управление торговым персоналом начинается со стратегических целей и задач организации, которые всегда должны опираться на общественное развитие, учитывать потребности и приоритеты всех групп населения. Цели и задачи закономерно определяют все последующие элементы процесса управления человеческими ресурсами: содержание, формы и методы деятельности работников в организациях, обеспечивают полноту управленческих решений, постоянно ориентируют персонал на такую деятельность, которая целостно бы влияла на социально-экономические результаты. (Схема 2)

В том случае, когда  цели, задачи, содержание управленческого  процесса составляют целостную логическую цепочку, когда руководитель может  выбрать наиболее рациональные, известные науке и практике, варианты и рассчитывать на достижение результатов, можно говорить о закономерностях управления.

Выявленные закономерности обосновывают принципы и методы развития системы управления торговым персоналом в коммерческой организации, а также особенности развития системы управления торговым  в условиях рыночной экономики и позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях общей стратегии выживания и развития организаций в конкурентной борьбе должна соответствовать персонал-стратегия участия каждого сотрудника в поиске новых решений. Выживанию организации в конкурентной среде, сохранению ее жизнеспособности и способности к дальнейшему развитию содействуют персонал-новаторы, обладающие гибким мышлением, желающие брать на себя ответственность за управленческие риски, умеющие работать в группах. Необходимо обеспечивать высокую компетенцию сотрудников и осуществлять вознаграждение работника, основанное на оценке индивидуального труда.

 

Схема 2. Развитие системы управления персоналом

 

Стратегия проходит два этапа в  своем развитии (разработку и внедрение (схема 3):

  1. стратегия состоит из множества целей, включая цели развития системы управления персоналом и варианты возможностей их реализации;
  2. стратегия имеет отношение преимущественно к внешней сфере деятельности организации, а не к внутренней.

Стратегические цели предприятия соответствуют изменениям во внешней среде. Как правило, это  следующие цели:

  • расширение и многообразие производимых и реализуемых товаров;
  • обновление производимой (реализуемой) номенклатуры выпускаемой продукции с учетом требований рынка;
  • уменьшение затрат на изготовление выпускаемой продукции;
  • повышение качества и конкурентоспособности продукции.

 

Схема 3. Модель стратегического управления торговым персоналом предприятия

 

Модель стратегического управления торговым персоналом предприятия исходит из стратегических целей организации, функционирующей в условиях переходной экономики, и может быть представлена в следующем виде.

Основными составляющими  оценки обеспеченности программы развития необходимыми ресурсами (в частности, трудовыми и человеческими ресурсами) являются:

  • вклад работников, ожидаемое поведение индивидов с точки зрения получения общей прибыли от деятельности организации;
  • структура занятости работающих, т.е. распределение компетенции сотрудников, квалификационный состав служащих, соотношение категорий работников, количество уровней управления;
  • компетенция сотрудников (требуемый от работников организации общий уровень квалификации) и роль персонала в реструктуризации;
  • степень взаимодействия работающих в совместной продуктивной деятельности.

Таким образом, в современных  условиях появляется способность системы  моделировать внешнюю среду, т.е. происходит эффективная перегруппировка внутренних элементов системы и осуществляется отбор тех импульсов, которые позволяют адаптироваться с наименьшими изменениями и затратами в структуре сети в кратчайший промежуток времени. В доказательство приведем высказывание П.Дойля: «В условиях современных динамично развивающихся рынков и жесткой конкуренции скорость и решительность являются важными факторами успеха стратегии. Время превращается в основное оружие. Фирмы, которые умеют в кратчайшие сроки разрабатывать, производить и распределять товары и мгновенно реагируют на требования потребителей, в среднем, получают большие прибыли, а также владеют большей долей на рынке, чем их «неторопливые» конкуренты». Выбор сетевой структуры становится условием реализации особого типа роста — совместного роста предприятий, фиксируемых в кооперационных соглашениях.

Информация о работе Управление персоналом