Унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 19:54, доклад

Описание работы

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами.

Файлы: 1 файл

unitarnye_predpriatia.docx

— 18.39 Кб (Скачать файл)

 

УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Введение.

В настоящее время российское государство  поставлено перед необходимостью решения  новых проблем экономического страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства.

 

 

Государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования как экономистов, так и юристов.

Государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу.

Правовое положение  муниципальных унитарных предприятий.

Унитарное предприятие является особым видом юридических лиц. Оно  не относятся к хозяйственным  обществам и товариществам, хотя и представляет собой коммерческую организацию.

Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), унитарным  предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество.

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам, в том  числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия  принадлежит на праве собственности  муниципальному образованию.

 

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия  осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные  предприятия.

Правовое положение муниципальных  унитарных предприятий определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон об унитарных предприятиях).

В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде .

В соответствии со статьей 3 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Статьей 9 Закона об унитарных предприятиях установлено императивное правило, согласно которому в уставе унитарного предприятия должен быть закреплен перечень видов деятельности, которыми предприятие планирует заниматься.

Таким образом, унитарные  предприятия не вправе осуществлять виды деятельности не предусмотренные уставом, то есть налицо специальная правоспособность. Муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным  законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности», унитарное предприятие  может осуществлять только на основании  лицензии.

Унитарное предприятие создается  без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное  наименование на русском языке. Унитарное  предприятие вправе иметь также  полное и (или) сокращенное фирменное  наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать  банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может  содержать также его фирменное  наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим  фирменным наименованием, собственную  эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях, не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Исходя из того, что унитарное  предприятие не является собственником  имущества, оно не вправе создавать  в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем  передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его  имущества может создавать филиалы  и открывать представительства.

Филиалом унитарного предприятия  является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне  места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия  и осуществляющее их защиту.

Согласно статье 5 Закона об унитарных предприятиях, филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании  утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство  наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала  или представительства унитарного предприятия назначается унитарным  предприятием и действует на основании  его доверенности. При прекращении  трудового договора с руководителем  филиала или представительства  доверенность должна быть отменена унитарным  предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство  унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность  за деятельность филиала и представительства  унитарного предприятия несет создавшее  их унитарное предприятие.

Кроме того, унитарные предприятия  могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается  участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или  некоммерческой организации может  быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также  принадлежащими унитарному предприятию  акциями осуществляется унитарным  предприятием только с согласия собственника его имущества. Совершение сделок по распоряжению вкладом (доли) без согласия собственника имущества не допускается. Такие сделки могут быть признаны ничтожными (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Северо-Западного  округа от 31 мая 2004 года по делу №А66-6753-03).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В зависимости от объема прав на принадлежащее унитарному предприятию имущество, законодательно выделено два вида предприятий: муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Заключение.

Список литературы:

1.Конституция РФ от 12.12.93

2.Гражданский кодекс РФ

3.Федеральные законы РФ

4.КонсультантПлюс- надежная правовая поддержка.

5.Учебник «предпринимательское  право» Юриспруденция, И.В.Ершова.


Информация о работе Унитарные предприятия