Теория агентских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:54, реферат

Описание работы

Экономическая теория операционных затрат ассоциируется с трудами Оливера Уильямсона. Центром внимания этой теории является природа обмена между работником и работодателем. Теория допускает сложность и неопределенность процессов обмена, а также потенциальную возможность конфликтного поведения сторон. Операционные затраты состоят из переговорных, мониторных и подкрепляющих затрат, которые необходимо понести, чтобы состоялся обмен между двумя сторонами. Правильно сконструированная система компенсаций уменьшает операционные затраты.

Файлы: 1 файл

Теория агентских отношений.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая теория операционных затрат ассоциируется с трудами Оливера Уильямсона. Центром внимания этой теории является природа обмена между работником и работодателем. Теория допускает сложность и неопределенность процессов обмена, а также потенциальную возможность конфликтного поведения сторон. Операционные затраты состоят из переговорных, мониторных и подкрепляющих затрат, которые необходимо понести, чтобы состоялся обмен между двумя сторонами. Правильно сконструированная система компенсаций уменьшает операционные затраты.

Теория агентских отношений. Современный этап развития бизнеса характеризуется тем, что объемы, темпы его развития и конкуренция на рынке требуют разделения права собственности и права управления собственностью. Рост размеров организации влечет за собой необходимость увеличения затрат на контроль за действием персонала по мере ее разрастания. Необходимость контроля над действиями персонала возникает в результате несовместимости интересов и целей, которые имеют собственник-принципал и работник-агент.

Главным стратегическим интересом и целью собственника является развитие своего бизнеса, укрепление позиций на рынке. У работников могут быть разные интересы и цели: максимизации своих доходов любым способом, до неисполнения обязанностей в силу недобросовестного отношения к труду по ряду причин. Дилемма собственника заключается в выборе между необходимостью контролировать агентов и нежеланием нести связанные с осуществлением контроля издержки.По мере роста организации происходит также процесс усложнения и специализации циркулирующей в ней информации. Процесс принятия решений внутри организации включает множество стадий, на каждой из которых возникает качественно новая информация. Этой информацией обладают лишь те члены организации, которые напрямую участвуют в ее получении и обработке. Получив с помощью контракта о найме гарантии фиксированного вознаграждения в случае «естественных» непредвиденных обстоятельств, работник сам стремится создать «искусственные» непредвиденные обстоятельства, которые позволили бы ему с помощью манипулирования принципалом перераспределить результаты деятельности в свою пользу. Например, высшее руководство компании, скрывая всю информацию от собственника, в интересах личного сиюминутного обогащения может принимать решения, противоречащие стратегическим целям собственника, а порой и губительные для бизнеса.

Из вышесказанного следует, что для решения противоречий необходимо создание СК для мотивации и вознаграждения желательного поведения персонала. Эта система состоит из выплат за измеряемые результаты, которые полностью соответствуют интересам собственников. Такие системы отслеживают результаты, выраженные в виде поддающихся количественному определению показателей эффективности компании, например, прибыли на акцию, приращение стоимости бизнеса. Суть заключается в том, что, если схемы поощрений для высшего руководства разработаны должным образом, эти руководители в своих же собственных интересах будут тщательно следить за эффективностью всей организации.

Распространенным способом мотивации руководства организации за достижение стратегических целей собственника является включение в компенсационные пакеты компаний выплат, сформированных на основе участия работников в прибыли и в собственности. К таким стимулам относятся премии из прибыли по итогам работы организации за отчетный период, представляющие определенную долю этой прибыли, отчисления работодателем за счет прибыли в негосударственные пенсионные фонды на счета работников, опционы. Его специфика заключается, прежде всего, в том, что он базируется не на достигнутых результатах. Размер поощрения (в расчёте на каждую акцию в опционе) определяется будущими результатами, а именно динамикой цен на акции компании. В «классической» схеме опционной программы, чтобы максимизировать доход от реализации опциона, руководитель должен оптимизировать не частные, сиюминутные аспекты деятельности компании, а осуществлять эффективное стратегическое управление поведением компании в долгосрочной перспективе в интересах собственника.

Выравнивание интересов менеджмента и держателей акций может быть достигнуто при использовании определенных форм и систем компенсаций. К компенсационным системам, способным сблизить интересы принципала и агента, относятся: системы участия в прибыли (бонусы, дополнительные пенсионные накопления.); системы участия в собственности (опционные контракты).

Теория контрактов. Трудовые отношения между работодателем и работником чаще всего представлены в виде контракта. Большинство трудовых контрактов являются неполными и неявными. В том случае, если работники получают больше выгод от существующих отношений, чем от тех, которые могут возникнуть в другом месте, они автоматически проигрывают в результате уклонения от своих обязанностей, что ведет к потере работы. Если работодателям более выгодно использовать труд уже нанятых работников, чем нанимать новых, они явно потеряют оттого, что не выполнят обещаний по продвижению отличившихся работников, у которых тем самым появляется стимул уйти с данных рабочих мест. Чтобы воспрепятствовать уходу специально подготовленных работников организации, появляется необходимость выплачивать этим работникам более высокую з/п, чем ту, которую они могут получить в других организациях. Более высокая з/п позволяет работодателю выбирать более опытных, надежных и высоко мотивированных работников, как бы «снимая сливки» с имеющегося состава кандидатов. Чем выше з/п относительно той, которая может быть получена в другом месте, тем меньше вероятность добровольного увольнения работников. Осознавая это, работодатели становятся более склонными предоставлять своим работникам профессиональную подготовку.


Информация о работе Теория агентских отношений