Становление малого предпринимательства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 18:24, реферат

Описание работы

Начало перехода к рыночной экономике в Казахстане проходило в условиях кризиса, обусловленного массовым разрывом торгово-экономических связей, отсутствием координации в проведении единой финансово-кредитной политики, ускоренным демонтажем старой системы производственных отношений. Экономика Казахстана в основном сориентированная на производство сырьевой продукции, имела высокую степень интегрирования в рамках единой экономической системы бывшего советского государства, что послужило дополнительному усилению проблем.

Файлы: 1 файл

Документ t Office Word.docx

— 33.72 Кб (Скачать файл)

1 Становление малого предпринимательства  в Республике Казахстан 
Начало перехода к рыночной экономике в Казахстане проходило в условиях кризиса, обусловленного массовым разрывом торгово-экономических связей, отсутствием координации в проведении единой финансово-кредитной политики, ускоренным демонтажем старой системы производственных отношений. Экономика Казахстана в основном сориентированная на производство сырьевой продукции, имела высокую степень интегрирования в рамках единой экономической системы бывшего советского государства, что послужило дополнительному усилению проблем.  
 
Формирование малого предпринимательства в Казахстане началось с первых лет независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. До перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики малое предпринимательство явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства.  
 
Сейчас, по истечении 20 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно условно разделить на 5 этапов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности. 
 
Первый этап - либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Создание «красными» директорами при крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции, а также искусственное раздробление предприятий под новым модным словом «сегментирование» привело к перераспределению прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были началом возникновения казахстанской «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0% от общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг составила 7,0% от валового внутреннего продукта страны. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан. 
 
Второй этап - жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным.  
 
Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ президента Республики Казахстан от 06.03.1997 г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Во исполнение этого Указа в Республике субъектам малого предпринимательства продано 1520 пустующих объектов и сооружений, передано в аренду - 1334 объекта. По выбору предпринимателей, для использования в производственных целях, передано в доверительное управление 571, на безвозмездной основе - 204 объекта. На перепланировку квартир нижних этажей жилых строений под магазины, кафе, аптеки и другие объекты было получено 5664 разрешений. Увеличилось число проданных в рассрочку и переданных по актам на землевладение земельных участков.  
 
Количество субъектов малого предпринимательства за период с 1996 по 1997 года увеличилось в 2,4 раза, а доля их оборота возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП. Малый сектор экономики стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малое предпринимательство стало вносить свой существенный вклад в стабилизацию экономики Республики.  
 
Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса.  
 
Пятый этап - современный. Развитие малого и среднего бизнеса озвучивается Президентом в качестве приоритетного направления развития страны. Принимаются Программы поддержки и развития малого предпринимательства: в 2001 году одобрена Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы; в 2006 году принимается новый Закон «О частном предпринимательстве»; в 2008 году разработана Программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2009-2011 годы; в 2010 году утверждена постановлением Правительства РК Концепция проекта Предпринимательского кодекса. 
 
За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе. Достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.  
2 Анализ развития малого предпринимательства в Республике Казахстан 
3а годы независимости в Республике Казахстан успешно реализованы главные приоритеты в экономике:  

  •  
    осуществлена макроэкономическая стабильность;
  •  
    завершено разгосударствление и приватизация собственности; 
  •  
    насыщен потребительский рынок; 
  •  
    сформировалась социальная рыночная экономика; 
  •  
    создана нормативно-правовая база для развития предпринимательства всех форм собственности. 

 

 

 

 

В казахстанском обществе изменился экономический уклад с переходом от социалистического способа производства к рыночным методам хозяйствования, произошла глубокая трансформация мировоззрения граждан. В последние годы государственная политика направлена на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, которые являются наиболее конкурентоспособными в деле повышения научно-технологического потенциала страны. Создание условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса, эффективного взаимодействия частного предпринимательства и государства, разработка новых подходов к формированию государственной политики поддержки частного предпринимательства – это основные задачи государства на всех этапах его развития.  
 
В развитии малого предпринимательства с начала 2008 года наблюдается тенденция снижения основных индикаторов, характеризующих его развитие. Индекс выпуска продукции (товаров, услуг) в постоянных ценах снизился до 93,8%. В общем количестве субъектов малого предпринимательства доля индивидуальных предпринимателей составила – 64,2%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 26,5%, юридических лиц – 9,3 %. Численность занятых в малом предпринимательстве уменьшилась на 2% и составила 1769,3 тыс. человек. Снижение численности занятых в малом предпринимательстве на 1 декабря 2008г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года отмечено в Актюбинской на 16,5%, Южно-Казахстанской на 10,9%, Павлодарской на 1,3% областях и в г.Астане на 6,3%. Выпуск продукции (товаров и услуг) активными субъектами малого предпринимательства за январь-ноябрь 2008 года снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в постоянных ценах) на 6,2% и составил 2065,5 млрд. тенге. 
 
Наблюдается дальнейшее снижение основных индикаторов, характеризующих развитие малого предпринимательство и по состоянию на 1 октября 2009 года. Общая численность работников малых предприятий в республике составила 757,3 тыс. человек, среднемесячная заработная плата одного работника – 55723 тенге. На 1 октября 2009 года запасы малых предприятий составили 1486,7 млрд. тенге, в том числе доля сырья и материалов – 23,2%, готовой продукции – 6,9%, товаров – 44,3%, незавершенного производства – 22,0%, имущества, предназначенного для перепродажи – 2,6%, прочих запасов – 1,0%. 
 
По статистическим данным в 2010 году наблюдается существенный рост юридических лиц малого предпринимательства. Общая численность работников малых предприятий в республике составила 1115,9 тыс. человек, среднемесячная заработная плата одного работника – 64799 тенге. Наибольшая численность занятых в малом бизнесе приходилось на г.Алматы - 285,1 тыс. человек, Восточно-Казахстанскую - 122,7 тыс. человек и Карагандинскую области - 114,9 тыс. человек. Юридическими лицами малого предпринимательства произведено продукции и оказано услуг на сумму 6435,0 млрд. тенге.  
 
По состоянию на 1 июля 2011 года общая численность работников малых предприятий в республике составила 693,1 тыс. человек, среднемесячная заработная плата одного работника – 72137 тенге. За 2 квартал 2011 года доход от реализации продукции и оказания услуг составил 2479,7 млрд. тенге, объем произведенной продукции и оказанных услуг – 1205,6 млрд. тенге. 
 
По приведенным данным видно, что рост активно занятых лиц в малом предпринимательстве наблюдается в 2010 году, по сравнению с в 2008 и 2009 годами, когда происходило незначительное снижение основных индикаторов, развития малого бизнеса. В 2011 году развитие малого предпринимательства так же имеет тенденцию незначительного спада основных показателей развития предпринимательства.  
 
Развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам реформ экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого предпринимательства, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей. 
 
В настоящее время перед предпринимательством в Казахстане стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить. 
 
Одним из решающих направлений развития экономики Казахстана является структурная перестройка, призванная обеспечить, в частности, развертывание сети малых предприятий. Роль этого сектора велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально - экономических проблем. 
 
Малый бизнес, продолжая развиваться, сталкивается с многочисленными проблемами. Важнейшими задачами при этом остаются: реформирование налогообложения, совершенствования правовой базы, улучшение условий производства и сбыта продукции, защита субъектов малого бизнеса от преступных посягательств, всемирная финансовая поддержка малых предприятий. 
 
Малым предприятиям трудно пробиться на рынок, занять там достойное место и выжить, но их главным преимуществом является гибкость и мобильность т.е. умение своевременно и легко адаптироваться к непредсказуемым рыночным процессам. Новые предприниматели Республики Казахстан испытывают огромную потребность в успехе и хотят доказать всем свои способности. Это возможно лишь в результате победы в конкурентной борьбе. 
 
Отличительная черта в развитии предпринимательства в Республики Казахстан то, что оно рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики. 
 
Динамика развития малого предпринимательства в Казахстане свидетельствует об оживлении процессов образования новых малых предприятий и увеличении численности работающих на них, что ведёт к уменьшению безработицы и укреплению экономики страны.  
 
Дальнейшее развитие малого бизнеса, использование инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких форм взаимодействия, как подрядное кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.

 

Малое предпринимательство – это предпринимательство, осуществляемое субъектами, признанными таковыми в соответствии с законодательством. Согласно ст. 6 Закона Республики Казахстан от 31.01.2006 N 124-III"О частном предпринимательстве", под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства.

Следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Вопросы развития МСБ в Республике Казахстан относятся к категории наиболее важных и рассматриваются на высшем государственном уровне.

Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.

За последние шесть лет количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее  - СМСП) увеличилось более чем на 46% по сравнению с 2005 годом, и по итогам сентября 2011 г. количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса составило  2 487 474 единиц. Из них – 1 360 937 юридические лица, 697 062 – индивидуальные предприниматели (ИП) и 429 475 – крестьянские хозяйства.

Структура зарегистрированных СМСП в разрезе организационно-правовых форм показывает, что в 2010 году количество индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) составило 416 тыс. субъектов или 64%, количество юридических лиц  – предприятий малого бизнеса составило 66 тыс. или 26%, количество юридических лиц  – крестьянских (фермерских) хозяйств составило 170 тыс. или 26%.

Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства за январь-ноябрь 2011 года составил 7422,0 млрд. тенге. Выпуск продукции (товаров и услуг) активными субъектами малого и среднего предпринимательства за 2010 год по сравнению с 2005 годом увеличился на 103,6% и составил 2514 млрд. тенге.

Несмотря на тенденцию роста объемов выпуска продукции субъектами МСБ, их вклад в ВВП Казахстана не превышает 30%. Не менее важно отметить, что до 2008 года объем выпускаемой продукции МСБ и  его доля в валовом внутреннем продукте страны имела тенденцию к росту. Однако за  2008  год она снизилась. Если в 2007 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составлял 20%, то в 2008 году он снизился до 15%. Тем не менее, в 2010 году рост  выпускаемой продукции продолжился, в результате чего вклад МСБ в ВВП достиг 20,2%:

Столь умеренный вклад МСБ в ВВП вызывает настороженность при том, что Правительство Республики проводит активную экономическую политику по обеспечению  диверсификации экономики и устойчивых темпов экономического роста за счет  увеличения роли МСБ. В развитых странах доля продукции малого бизнеса доходит до 50% ВВП и выше.

Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием сферы торговли и услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса.

Успешный опыт развитых стран мира в построении конкурентоспособной и диверсифицированной экономики служит наглядным подтверждением того факта, что малый бизнес является одним их ключевых элементов в данном процессе. Состояние и уровень развития сектора малого бизнеса играют важнейшую роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны, способствуя решению ряда проблем, таких как безработица, бедность, неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта и т.д.

В январе-декабре 2011 года по сравнению с январем-декабрем  предыдущего года, по оперативным данным, выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 1,9%. При этом, количество активных субъектов и численность занятых в МСП увеличились на 1,3%[20].

Почти по всем регионам Казахстана наблюдается повышение количества активных субъектов МСБ. Данные тенденции отражают позитивный сдвиг в реальном секторе Казахстана в посткризисные 2010-2011 года. Снижение показателей наблюдалось в Акмолинской области и в Жамбылской области. Наибольшее процентное увеличение показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса по регионам на 01.01.2012 года наблюдалось по г.Алматы и Атырауской области.

В общем количестве субъектов МСБ доля индивидуальных предпринимателей составила – 63,7%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 25,2%, юридических лиц малого предпринимательства – 9,8%, юридических лиц среднего предпринимательства – 1,3%.

Наибольший удельный вес юридических лиц МСБ в структуре всех субъектов МСБ представлен в г.Алматы, г.Астана и Мангистауской области. Если наличие в г.Астана и г.Алмата большого количества юридических лиц – субъектов МСБ обусловлено финансовым развитием двух городов Казахстана, то создавшееся положение дел в Мангистауской области вызвано тем, что в с связи с приходом нефтяных компаний в некоторых районах Мангистауской области почти все населенные пункты получили толчок к экономическому развитию.

Крестьянские (фермерские) хозяйства наиболее развиты в Алматинской (45,29%) и Южно-Казахстанской областях (47,59%) ввиду природных условий, способствующих развитию сельского хозяйства.

Важным составляющим элементом государственной поддержки МСБ в последнее время все больше становится использование нефинансовых инструментов, обеспечивающих предпринимателей консалтингом и обучением.

 

Какова же роль малого бизнеса в экономике? В чем отличие малого бизнеса от крупномасштабных предприятий?

В первую очередь – это мобильность, быстрое принятие решений, способность реагировать на колебания рынка и координация всех сил компании на изменение продукта, методов продаж, маркетингового плана, реорганизация структуры компании, смена рода деятельности.

Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.

Экономическая роль малого бизнеса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.

Таким образом предприятия малого и среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения и формируют средних класс. В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле.

Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки. Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от крупных предприятий.

Кроме того роль малого и среднего бизнеса – это поддержка специализации и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях.

Развитие конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательства и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.

В отличие от крупных компаний, предприятия малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших эксплуатационных расходов, высокой конкуренции.

В этом случае неоценима роль государства в малом бизнесе. Государственная поддержка просто необходима по разным направлениям, в первую очередь: льготное налогообложение и кредитование, помощь в финансировании научно-технических разработок, упрощенные системы налогообложения, финансовой и бухгалтерской отчетности, регистрации бизнеса, лицензирования и сертификации продукции.

Помощь государства во внешнеэкономической деятельности малых и средних организаций положительно влияет на роль малого бизнеса в экономике. Увеличение экспортных операций, развитие рынков сбыта в других странах, привлекает иностранных инвесторов и приток внешнего капитала в государство. Именно поэтому роль малого бизнеса оказывается столь великой. Недаром ведущие мировые лидеры создают экономические и социальные программы в поддержку этого сегмента рынка, как двигателя экономического роста.

Информация о работе Становление малого предпринимательства в Республике Казахстан