Средний бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:21, реферат

Описание работы

В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений.
Валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, малого – 15%, а на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг.

Содержание работы

1.Критерии выделения компаний среднего бизнеса……………………3
2.Функции и значение среднего бизнеса в рыночной экономике…….8
3.Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике России…………………………………...11
4. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России……………………12
Литература………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 1.docx

— 211.05 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО

ВСГУТУ

Кафедра «Общая экономическая теория и регионоведение»

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Средний бизнес

 

 

 

 

 

                                                            Выполнил : Бальжинимаев Д.Ц.

                                                           Проверила: Беломестнова И.А.

 

 

 

Улан-Удэ

2012

Содержание

1.Критерии выделения компаний  среднего бизнеса……………………3

2.Функции и значение  среднего бизнеса в рыночной  экономике…….8

3.Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике России……………………………………………………………………...11

4. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса

в России…………………………………………………………………....12

Литература………………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Критерии выделения компаний среднего бизнеса

 

       С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.

       Опыт управления малым и средним бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.

       В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений.

      Валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, малого – 15%, а на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг.

Число занятых

     Первый признак, когда речь идет о величине компании, это число работников, занятых в ней. Конечно, этот критерий весьма относителен и сильно дифференцирован в зависимости от принадлежности компании к конкретной отрасли. Например, наличие в компании 60 консультантов при общей численности сотрудников в 120 человек делает ее весьма крупной в своей отрасли. Скорее всего, такая компания может претендовать на вхождение в число 20-30 крупнейших компаний этой отрасли. Наличие в вузе 60 преподавателей при общем числе сотрудников в 120 человек не делает его даже средним по размерам. Понятно, что мы имеем в этом случае дело с небольшим, скорее всего негосударственным учебным заведением узкого профиля. В Таблице 1 приводятся весьма приблизительные границы малого, среднего и крупного размеров бизнеса для десяти различных отраслей.

     Стоит отметить, что границы малого бизнеса по критерию численности занятых работников для отдельных отраслей определены законодательно. Это было сделано для целей применения упрощенной системы отчетности и налогообложения. Они колеблются по различным отраслям от 15 до 200 человек.

      Границы крупного бизнеса никогда четко не определялись, но интуитивно все понимают, что если речь идет действительно о крупном бизнесе, то число занятых в нем может составлять тысячи и десятки тысяч человек, а в самом крупном, таком, как РЖД, РАО ЕЭС или «Газпром» - сотни тысяч работников.

     Так что четко определить границы среднего бизнеса с точки зрения численности занятых не представляется возможным. В самом общем приближении речь может идти о границах между несколькими десятками и несколькими тысячами человек.

Табл.1 Размерность бизнеса  в различных отраслях, в зависимости  от             численности сотрудников

Оборот

      По обороту средние компании отделить от крупных и малых не менее сложно. Здесь также имеется весьма существенная отраслевая специфика. Исследовательскую компанию с оборотом в 10-12 миллионов долларов входит в пятерку крупнейших на нашем рынке, контролируя долю приблизительно в 6% этого рынка в масштабах всей страны. Продовольственная сеть (из 11 магазинов) с таким оборотом - маленький игрок даже на продовольственном рынке одного крупного города типа Омска или Екатеринбурга, доля которого не превышает 1% городского рынка розничной торговли; это один из первых кандидатов на поглощение или вылет с рынка.

       И все же критерий оборота является весьма важным, и обойти его стороной не представляется возможным. В 2009-м году компании, чей оборот превышал 150 миллионов долларов, могли с полным основанием претендовать на вхождение в рейтинги 200-400-800 крупнейших по различным версиям: РА «Эксперт», «Интерфакс», ИД «КоммерсантЪ», «РБК». Вот она - условная граница крупного бизнеса.

       С другой стороны. Сегодня претендовать на упрощенную систему отчетности и налогообложения могут компании, чей оборот не превышает 15 миллионов рублей. Сами представители малого бизнеса просят увеличить «границу упрощенки» до 60 миллионов рублей . Эту цифру можно весьма условно считать границей, разделяющей малый и средний бизнес. Конечно, границы получились весьма обширными -в два порядка, как и по числу занятых.

      Будем считать «СРЕДНЕ-крупным» бизнес с оборотом от 50 до 150 миллионов долларов в год; «СРЕДНИМ» - с оборотом от 12 до 50 миллионов в год, или от одного до четырех миллионов долларов в месяц; и «СРЕДНЕ-малым» с оборотом от 2,5 до 12 миллионов долларов в год.

      Малый бизнес - от 0,5 до 2,5 млн. дол. годового оборота. Менее $500 тысяч годового оборота - «микро-бизнес».

Доля рынка

       Еще один возможный подход разделения компаний на крупные, средние и малые - по доле рынка, которую они занимают. Например - компании, чья рыночная доля превышает 5% будем считать крупными; те, чья доля на рынке менее 0,5% - малыми, и компании с рыночной долей от 0,5 до 5% - средними. Опять-таки можно выделить три группы: «СРЕДНЕ-малые» - 0,5-1%, «СРЕДНИЕ» - 1-2,4%, «СРЕДНЕ-крупные» - 2,5-5% рынка.

       Такой подход позволит нам решить проблему несопоставимости различных отраслей по совокупному объему продаж и числу занятых. Ведь мы оперируем относительными показателями. И наша исследовательская компания с оборотом в 10-12 миллионов долларов в год - «СРЕДНЕ-малая» по критерию оборота становится «крупной» по критерию рыночной доли в 5-6%.

       Но здесь возникает другая проблема - различные рынки имеют различную степень концентрации. На одних (соки, пиво, мобильная связь и т.д.) три-пять крупнейших игроков уже контролируют 75-85% оборота. На других (книгоиздание, пельмени, мороженое и т.п.) на долю сотен, если не тысяч мелких игроков все еще приходится около 50% рынка.

Структура управления компанией

      Компании, в которых все сотрудники напрямую подчиняются генеральному директору (он же, как правило, является владельцем или совладельцем этого бизнеса) очевидно, принадлежат к микроуровню бизнеса. Предельная численность работников, которых один такой управленец может держать в прямом и непосредственном подчинении, как правило, не превышает 15-25 человек.

     Компании, в которых между высшими руководителями и рядовыми сотрудниками располагается только одно управленческое звено, скорее всего, относятся к малому бизнесу. Конечно, наверное, есть исключения из этого правила, обусловленные все той же отраслевой спецификой. Но что-то они так сразу в голову не приходят. Тем более, что предельная численность сотрудников в компании с одним управленческим звеном не может превышать 150 человек (при условии сохранения эффективности этого управления). А 150 человек - это никак не крупный бизнес.

     Компании с 2-4 управленческими звеньями можно считать средними. Здесь уже нельзя с уверенностью сказать, что 4 звена -это «СРЕДНЕ-крупная», а два -«СРЕДНЕ-мелкая». Высока отраслевая и индивидуальная специфика -одни начальники пришли из военизированных структур и любят выстраивать управленческие пирамиды в четыре этажа из 500 сотрудников, другие начитались модных книжек и пять тысяч человек пытаются «укатать» в двухзвенную структуру. Но, полагаю, в смысле «Закона Парето» на больших выборках это правило вполне может работать.

      Конечно, в период обострения моды на «плоские» управленческие пирамиды были попытки и в очень крупных компаниях выстроить структуру управления в 3-4 звена. Но, они быстро заканчивались неудачно, и количество управленческих звеньев вновь возрастало до 5-7 уровней, что является оптимальным  для действительно крупных компаний.

Функция маркетинга

      В малом бизнесе вопросами маркетинга (а иногда еще и сбыта в целом) занимается сам руководитель (и владелец) компании. Максимум, что он может себе позволить, это помощник, который кроме вопросов маркетинга будет заниматься еще кучей разных других задач.

     В среднем бизнесе вопросами маркетинга должен заниматься как минимум один специально выделенный для этого специалист - «менеджер по маркетингу», а как максимум - отдел из 2-8 сотрудников. При этом вопросами сбыта занимается отдельная служба или управление.

      В крупном бизнесе должно быть «управление маркетинга», возглавляемое директором или вице-президентом по этим вопросам. Называться это подразделение может как угодно.

«служба/отдел/департамент/группа маркетинга»;

«планово-экономический  отдел»;

«отдел стратегического  планирования»;

«департамент рекламы  и PR»;

и т.д., и т.п.

     Суть не в названии, а в том, что в структуре этого подразделения должны быть выделены отделы или группы по 2-8 сотрудников, отвечающие за отдельные участки маркетинговой работы: исследования потребителей и конкурентов, анализ и планирование, управление торговыми марками (бренд-менеджмент), стимулирование сбыта и продвижение, рекламу и PR.

      Конечно, как «должно быть» и как «есть на самом деле» - это две большие разницы. Сегодня еще пока не редкость, когда в крупной российской компании нет даже одного менеджера по маркетингу или бренд-менеджера.     

     Сегодня информация, которая к нам (маркетологам, аналитикам) поступает с рынка, свидетельствует о том, что все больше компаний или начинают переходить к регулярному маркетингу и менеджменту, или покидают рынок.

 

2.Функции и значение среднего бизнеса в рыночной экономике

 

          Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.

Успех малого и среднего бизнеса  в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений можно  объяснить следующими причинами:

углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие и средние фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые и средние фирмы стремятся  как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями  достаточно важно, прежде всего, с точки  зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует  процесс производства с целью  наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми  фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к  затратам на научные исследования и  разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности всё более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Важность малых и средних  предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно  развиваться и адаптироваться к  текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше  других, чтобы прибыль доставалась  именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров  и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие и средние предприятия, так как монополии из-за своей  громоздкости вынуждены затрачивать  много усилий в этом направлении  или создавать разветвленную  сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее  занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых и  средних предприятий в менее  развитых районах западноевропейских стран – это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких и  средних предприятиях отмечается более  высокая эффективность труда, малые  фирмы с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они  увеличивают размеры поступлений  в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого и среднего бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах – не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Итак, основные функции малого бизнеса можно разделить на экономические и социальные.

Информация о работе Средний бизнес