Сравнение механизмов взаимодействия государства и частного предпринимательства в США, Германии, Японии и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

1. Какую роль играют объединения предпринимателей в рамках осуществления государственного экономического регулирования. Отличается ли роль и деятельность союзов предпринимателей в США, Германии, Японии и России. Чем?
Объединения предпринимателей оказывают содействие развитию торгово-экономических отношений. Выполняют функцию картелей, не только диктуют цены, но могут и делить сферы влияния, вмешиваются в вопросы производства, путем установления квот. Представляют правительству свои разработки по важнейшим вопросам. Повышают эффективность предпринимательской деятельности, создают предпосылки для формирования в стране конкурентных преимуществ.

Файлы: 1 файл

Сравнение механизмов взаимод Гос. и Биз..doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)


Сравнение механизмов взаимодействия государства и частного предпринимательства в США, Германии, Японии и России

 

 

США

Германия

Япония

Россия

1. Институциональная форма

Приведите примеры наиболее влиятельных предпринимательских объединений (национальных и отраслевых)

Какой их правовой статус?

Какие функции выполняют?

В каких государственных структурах и органах участвуют?

Большое влияние на политику государства, особенно экономическую, оказывают предпринимательские союзы.

Национальная ассоциация промышленников в США (общественная организация, занимаются как расчетом различных экономических показателей для нужд членов ассоциации, так и лоббированием интересов ассоциации в Конгрессе США.) Национальный внешнеторговый совет США

В общефедеральном масштабе действуют Торговая палата, членами которой являются более 3600 торговых фирм.

Большую роль в политической жизни США стали играть комитеты. политических действий (политические комитеты). Они формируются различными партиями, общественными объединениями, политическими деятелями с целью поддержки определенных кандидатур на выборах, главным образом путем сбора финансовых пожертвований.

 

Федеральный союз германской промышленности в Германии – общенациональное объединение предпринимателей. Основная цель – охрана совместных интересов объединенных в союз предпринимателей и оказание им содействия.

Функции:

- влияние на выработку внутренней и внешней политики

- отстаивает общие интересы германской промышленности

- установление контактов с виднвми политическими деятелями

Регулирование предоставления финансовой помощи малым и средним предприятиям.

Представители Союза ходят в консультативные органы при правительственных ведомствах, имеет свои представительства в землях Германии.

Союз германских фирм общего машиностроения. Функции:

- представление интересов фирм в гос органах

Помощ фирмам в работе в области стандартизации и номирования продукции

- содействие в рекламе

- стимулирование НИОКР

- орагнизация рабочих групп и семинаров

Представительство интересов Союза в органах федерального правительства и правительсва земель

Федеральный союз германской оптовой и внешней торговли.

Содействие оптовой и внешней торговле.

Центральный союз электротехнической и электронной промышленности

Союз химической промышленности

Союз германской строительной промышленности

Мицубиси (частная компания), Мицуи (частная компания), Сумитомо (частная компания), Фудзи Хеви Индастриз (частная компания), Санва (частная компания). Объединения: «Зай-Дан» (финансовая корпорация), «Нихон Кэйзай Рэммэй» (Японский экономический союз). ТПП Японии (публичный правовой статус)Функции – третирование, картелирование, рационализация и прочие, содействующие усовершенствованию форм коллективного хозяйствования, объединения средств монополизации и использования научных достижений.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) (частный правовой статус), ТПП (публичный правовой статус)

Функции: взаимодействие с государством, проведение активной региональной политики, регулирование отношений внутри делового сообщества, способствование интеграции российского бизнеса в мировую экономику.

Межотраслевые объединения предпринимателей: Круглый стол бизнеса России, Федерация товаропроизводителей России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Лига кооператоров и предпринимателей, Союз предпринимателей и арендаторов, Союз малых предприятий (участие в разработке федеральных и региональных целевых программ развития малого предпринимательства, обеспечение их принятия. При его участии Государственной думой РФ первого созыва были разработаны и приняты федеральные законы “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” и “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.), Ассоциация приватизируемых и частных предприятий.

Российская ассоциация развития малого предпринимательства - общероссийское объединение, основными целями которого декларируются развитие малого предпринимательства, создание для него благоприятных условий, организация взаимодействия между региональными структурами поддержки малого предпринимательства, защита прав его представителей в органах власти, содействие предпринимателям в установлении деловых контактов и т.д.

Объединения функционально-отраслевого (профессионального) типа, представляющие интересы предприятий и предпринимателей в определенной сфере производства или предпринимательства (Ассоциация российских банков, Союз нефтепромышленников России, Аграрный союз, Российское общество оценщиков, Всероссийский союз страховщиков, Союз лесопромышленников).

Региональные и межрегиональные объединения предпринимателей, ставящие перед собой задачи самоорганизации предпринимателей в рамках субъекта Федерации (или группы субъектов РФ). К ним относятся Союз предпринимателей Северного Кавказа, Абаканский союз предпринимателей, Межрегиональная ассоциация предпринимателей “Европейский Север”, Объединение предпринимателей Сибири “Сибирский Союз” и др.

2. Политическая форма

Насколько распространено лоббирование?

Регулируется ли лоббистская деятельность?

В каких формах осуществляется лоббирование?

Широкое распространение. В Конгрессе США зарегитсрированы 7200 лоббистов иностранного бизнеса. Действительное число лоббистов на 30-60% больше. Всего их более 14 тыс

Регулирование. Закон о лоббизме – лоббисты обязаны зарегистрироваться, сообщать об источниках и размерах своих доходов и ежегодно представлять в гос учреждения отчет о своей деятельности.

Формы осуществления:

- предоставление в гос органы власти законопроектов и др нормативных актов

- учасие в разработке и обсуждении законопроестов и др документов в комитетах и комиссиях при парламенте

- устные и письменные контакты с членами парламента

-Сбор и предоставление информации средствам массовой информации

-Финансирование избирательных кампаний

Установлены специальные правила регистрации юридических и физических лиц, пытающихся влиять на законодательный процесс. Разработаны ведомственные нормы, регламентирующие взаимоотношения законодательной и исполнительной власти с агентами лоббирования.

Конституционные основы лоббистской деятельности в Германии закреплены в статье 17 Конституции, которая гласит «Каждый имеет право самостоятельно или в сообществе с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и в парламент».

 

В Германии нет единого федерального закона о лоббистской деятельности, однако имеется целый ряд документов, регулирующих лоббистскую деятельность. К таким документам в первую очередь следует отнести: «Единое положение о федеральных министерствах», «Регламент деятельности бундестага», «Кодекс поведения члена бундестага», «Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге».

В соответствии с данным положением в палатах германского парламента представлены несколько сотен лоббистских структур федерального уровня. Благодаря регистрации лоббистские структуры получают официальную возможность принять участие в работе профильных комитетов, открыто формулировать свои мнения на открытых слушаниях и т. п.

К недостаткам германской практики регулирования лоббизма, по общему мнению, является произвол германских чиновников при отборе групп интересов, участвующих в разработке законопроектов в министерствах, и отсутствие гласности на стадии обсуждения законопроектов в государственных органах.

 

Японская версия лоббизма, являясь менее фрагментированной, более управляема в силу агрегироваания главных игроков в более крупные образования.

Меньший, чем в США теневой характер значительной сферы политико-административных связей бизнеса и государственной власти.

Модель лоббирования: «бизнес – крупные предпринимательские ассоциации – власть»

Основные актеры в системе представительства интересов предпринимательства:

-          Японская Федерация Ассоциаций бизнеса

-          Японский Международный Фонд Труда

-          Японская Конфедерация Профсоюзов

-          Национальный федеральный профсоюз

Особенностью является то, что представители лоббизма в Японии широко опираются на местные власти.

Применяемые при этом процедуры обычно регламентируются такими традиционными нормами, как «ринги» — предписание кропотливо согласовывать мнения до окончательной стадии процедуры, «нэмаваси» — требование уделять особое внимание согласованию позиций на предварительном этапе, «харагэй» — рекомендация предоставить каждому участнику совершаемого процесса максимум возможностей для выражения его точки зрения.

Парламенту и Правительству удается достичь максимальной эффективности государственного управления, что возможно благодаря принятию комплексных мер для предотвращения коррупционных процессов, в частности, таких как:

• регулирование деятельности политических фондов;

• этические правила, регламентирующие поведение депутатов Парламента;

• государственное финансирование предвыборных партийных компаний;

• законодательный запрет на оказание посреднических услуг;

• расширение гласности политических пожертвований в целях искор

Размеры лоббизма в современной России, как отмечают современные исследователи, не имеют аналогов в мире и в истории.

К особенностям отечественных групп интересов можно отнести то, что они предпочитают использовать различные механизмы воздействия на аппарат государственной власти, нежели на общественное мнение. При этом преобладают механизмы неформального влияния. Уровень институциализации функционального представительства интересов достаточно низок, однако наблюдается сравнительно быстрое развитие его форм.

Анализ развития групп интересов в России показывает, что эти организации играют своего рода компенсаторную функцию в условиях "недоразвитой" системы политического представительства, способствуя тем самым канализации политических интересов и политической стабилизации.

По мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.

Конституцией РФ закреплены положения, являющиеся основанием для признания и регулирования лоббизма в России. В частности, в п.1 ст.30 установлено, что "каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется". В п.2 ст.45 говорится о праве каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

3. Договорная форма (гчп)

Приведите примеры взаимодействия государства и бизнеса на договорной основе.

Перечислите формы гчп

В каких сферах данная форма используется.

Назовите преимущества такого взаимодействия

В стране образован Национальный совет по государственно-частному партнерству, который выполняет функции выработки общей стратегии и координации в сфере ГЧП.

Области: водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т.д

В 1980 г. был принят Закон о технологических инновациях Стивенсона – Уайдлера, который потребовал от каждой федеральной лаборатории США создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их коммерциализации, а также создания центров совместных исследований.

Для привлечения средств частного сектора в сферу технологий Законом 1986 г. заинтересованным фирмам был открыт доступ к научно-техническим ресурсам федеральных лабораторий в рамках т.н. договоров о совместных научных исследованиях и разработках

 

Регулируется «Положением о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге»

Дважды в год по инициативе министерства здравоохранения проводится совещание по вопросам тарифов на услуги здравоохранения, цен на лекарства и тд.

Непосредственное взаимодействие гос органов с объединением национальной промышленности Германии и отраслевыми союзами предпринимателей.

Примеры:

Федеральный союз германской промышленности – отраслевые объединения предпринимателей. Поддерживает принципы свободного рыночного хозяйства, возражает простив чрезмерного гос вмешательства в экономику, отстаивает общие интересы промышленности.

Федеральное объединение союзов германских работодателей – регулирование условий труда, зарплаты, решение вопросов соц политики.

Германской объединение торгово-промышленных палат – воздействие на формирование правительственной внешнеэкономической политики.

Федеральный союз германских банков.

Осн направления сотрудничества:

-содействие в решение проблем,

- выработка компромисса с гос органами

- участие в разработке социально-экономической политики

Институциональная основа. Гос уровень:

- Совещательный комитет по зарубежному экономическому сотрудничеству при кабинете министров (информация правительства о позиции частного сектора по вопросам сотрудничества с развивающимися странами)

-МИД (совместная разработка мер внешнеэкономической политики, обеспечение согласованного взаимодействия с частным бизнесом)

-министерство внешней торговли

-советы (Экономический совет, Совет по промышленной структуре)

часнопредпринимательский уровень:

-национальное объединение предпринимателей

-отраслевые объединения предпринимателей

-ТПП

-профсоюзы

-потребительские организации

-научные учреждения

Федеральная экономическая организация Японии. Координирует позиции входящих в нее объединений, вырабатывает единое направление экономической политики, представляет рекомендации правительству, парламенту, премьер-министру

 

Соглашения о разделе продукции (СРП). Государственно-частные предприятия. Может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Концессия.

Примероы ГЧП.

Правительство Санкт-Петербурга в рамках Петербургского экономического форума подписало соглашения о государственно-частном партнерстве с четырьмя фармацевтическим компаниями о создании фармацевтического кластера в промзоне "Пушкинская".

Государство принимает на себя определенную часть затрат, рисков, а также использует имеющийся административный ресурс для повышения привлекательности проекта для негосударственного участника.

Председатель правления Сбербанка России Герман Греф подписал соглашение с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко о государственно-частном партнерстве, в рамках которого банк выступит соинвестором строительства Орловского тоннеля, Надземного экспресса, ЗСД, а также мусороперерабатывающего завода в Янино Ленинградской области.

Реконструкция Мурманского аэропорта планируется осуществить в рамках государственно-частного партнерства.

Немецкая компания Berlinwasser International AG и группа компаний "Росводоканал" заключили Соглашение о сотрудничестве.

 

Выводы

 

 

 

 

 

В выводах ответьте на вопросы:

1.       Какую роль играют объединения предпринимателей в рамках осуществления государственного экономического регулирования. Отличается ли роль и деятельность союзов предпринимателей в США, Германии, Японии и России. Чем?

Объединения предпринимателей оказывают содействие развитию торгово-экономических отношений. Выполняют функцию картелей, не только диктуют цены, но могут и делить сферы влияния, вмешиваются в вопросы производства, путем установления квот. Представляют правительству свои разработки по важнейшим вопросам. Повышают эффективность предпринимательской деятельности, создают предпосылки для формирования в стране конкурентных преимуществ.

 

В отличие от стран континентальной Европы эти организации предпринимателей в США не выполняют публично-правовых функций. За редчайшими исключениями они не осуществляют арбитражных функций, не регистрируют торговые марки и т.д. По этим вопросам американские предприниматели предпочитают обращаться в суд.

 

2.       В чем особенности лоббирования в развитых странах и в России?

Надо признать, что в России отсутствует цивилизованный лоббизм, важнейшей характеристикой которого считается не уровень коррумпированности, а следование правилам игры и четкое осознание как корпоративного, так и общественного интереса, что делает более настоятельным принятие Закона о лоббизме.

Зарубежная практика наглядно свидетельствует, что существующие способы оформления деятельности лоббистских групп пока еще не позволяют решить вопрос о том, как эффективно контролировать их, не налагая в то же время излишних ограничений на общество, нуждающееся и активно стремящееся к свободному развитию своего потенциала. По всей видимости, по мнению К. Вяткина, России и здесь придется пойти не всегда изведанными путями, опираться на свой исторический опыт, культуру и жизненный уклад, существующие национальные традиции.

Размеры лоббизма в современной России, как отмечают современные исследователи, не имеют аналогов в мире и в истории. В условиях неразвитости политико-правовой системы и несовершенства законодательной власти лоббизм становится основной формой представительства интересов, но при этом находится вне внимания государственных органов, прессы, общественности и закона.

 

3. Дайте определение понятию «государственно-частное партнерство». Назовите причины распространения ГЧП в механизме регулирования предпринимательской деятельности за рубежом и в России. В каких сферах наиболее распространена реализация проектов гчп ? Какие формы ГЧП бывают, какие широко используются в России? Какие проблемы использования механизмов ГЧП в российских условиях.

ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности.

Причины развития: в государственном бюджете нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство.

Развито в следующих отраслях: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах.

Формы: разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов, СРП, государственно-частные предприятия, концессии.

Проблемы использования ГЧП в Российских условиях: Длительность бюрократи­ческих процедур. Затягивание утверждения федераль­ным правительством типовой формы для всех концессионных соглашений. Несоответствие положений соглашения нор­мам российского законодательства. Трудности с определением того, подлежит ли концессионная деятельность налого­обложению в принципе. Вопросы о целесо­образности освобождения от НДС средств бюджетов всех уровней, пере­даваемых инвестору.

 



Информация о работе Сравнение механизмов взаимодействия государства и частного предпринимательства в США, Германии, Японии и России