Создание и ликвидация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение объекту изучения данной курсовой работы – предприятию.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Из определения следует, что предприятия становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в этом заключены суть и характер изменений и развития экономической системы в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Законодательная база создания и ликвидации предприятий 5
2. Создание предприятий 10
2.1. Порядок и способы создания юридических лиц 13
2.2. Порядок государственной регистрации 20
2.3. Основные проблемы при создании предприятий 24
3. Ликвидация юридических лиц 27
3.1. Основания для ликвидации юридических лиц 28
3.2. Порядок ликвидации юридических лиц 32
3.3. Основные проблемы при ликвидации юридических лиц 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В период перехода экономики  от административно-хозяйственной  к рыночной системе появляется потребность  в переосмыслении форм и методов  ведения экономики предприятия. При этом возникает множество  вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.

Поиск ответов на эти  вопросы происходит на основе метода проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских предпринимателей.

Порядок создания и прекращения  деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты деятельности предприятий.

В первой главе рассматриваются  зарождение института юридического лица, а так же правовые основы предпринимательства. Во второй и третьей главах рассматриваются порядок и способы создания и ликвидации предприятий, порядок государственной регистрации, а также проблемы, возникающие при организации и ликвидации юридических лиц.

Для того чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение  объекту изучения данной курсовой работы – предприятию.

Предприятие – это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из определения следует, что предприятия становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в этом заключены суть и характер изменений и развития экономической системы в целом.

 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей  в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.

Появление института  юридического лица обусловлено усложнением  социальной организации общества, развитием  экономических отношений и, как  следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Так, уже во II—I в. до н. э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но, идя расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан принадлежит Риму.

В Средние века представления  о юридических лицах все еще  испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить их к  потребностям развивающегося хозяйства. В эту эпоху и, особенно в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее практическое развитие. Торговый дом Фуггеров в Германии, Генуэзский банк св. Георгия, английские и голландские Ост-индские и Вест-индские компании — «в этих торговых предприятиях вырабатывалась техника коллективного ведения крупных дел»1, а накопленный ими опыт регулирования отношений с участием юридических лиц сыграл впоследствии важную роль в создании гражданских и торговых кодексов XIX века.

Бурное развитие экономики середины — конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дернбург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.

В XX веке значение института  юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской  деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и отчасти повышается его качество.

В России предпринимательство известно с давних пор. Вначале оно проявлялось в торговой форме, в виде промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра I (1689—1725) и в пореформенный период — в 60-е — 70-е годы XIX в., а в начале XX в. в России оно становится массовым явлением. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Этот закон не действует с 01.07.2002 г., но он, несомненно, сыграл значительную роль в восстановлении функционирования предпринимательства в России.

Советская юридическая  наука уделяла особое внимание исследованию теории юридического лица. В 1940-50-е годы был создан целый ряд работ, которые  заложили основы современного понимания этого института. В то время внимание концентрировалось на изучении юридической личности государственных предприятий. Сделанные в то время выводы обладают значительной научной и методологической ценностью и сегодня.

В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом2, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Образование (создание) юридического лица базируется на определённых принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество.

На пути развития предпринимательства в России, по словам Г. О. Грефа, существует две новых беды: "лицензирование и регистрация".3 Устранить, одну из бед, призван Закон «О государственной регистрации юридических лиц», предусмотренный ч. 1 ст. 51 ГК РФ.

Попытки принять закон  о государственной регистрации юридических лиц предпринимались еще в 1995 году. Принятый 08 декабря 1995 г. Государственной Думой, он был отклонен Президентом РФ Б. Н. Ельциным в связи с необходимостью переработки, а 15 ноября 1999 г. был снят с рассмотрения окончательно. Остальные законопроекты, касающиеся регистрации юридических лиц, так же были отклонены Государственной Думой.

Таким образом, передача функций по регистрации предприятий  Министерству Юстиций, в соответствии с предписаниями ГК РФ (ч. 1 ст.51), после  нескольких лет подготовительной работы не удалась. В начале февраля 2001 г. Президент РФ Владимир Путин и Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов, и Председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявили о том, что правильнее было бы закрепить функции по регистрации юридических лиц за налоговыми органами. Взамен, главе Министерства Юстиций Юрию Чайке, Владимир Путин, выступая на всероссийском совещании руководителей налоговых органов, предложил "подняться над ведомственными интересами и руководствоваться экономической целесообразностью", заключающейся в первую очередь в предполагаемом сокращении неплательщиков налогов за счет совмещения процесса регистрации юридического лица с началом ведения налоговой истории того же юридического лица.

7 июня 2001 г. в первом  чтении без замечаний был принят, входящий в пакет документов по дебюрократизации экономики, Федеральный закон № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", а уже 08 августа 2001 г. он был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и введен в действие с 01 июля 2002 г. 

С момента введения в  действие Закона функции государственной  регистрации юридических лиц  возложены на Министерство РФ по налогам  и сборам.

Таким образом, в соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом «О государственной регистрации юридических лиц». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной  регистрации юридического лица допускается  только в случаях, установленных  законом о государственной регистрации  ст. 23.

Отказ в государственной  регистрации юридического лица, а  также уклонение от такой регистрации  могут быть обжалованы в суде.

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения  его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК РФ ст.61 содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же, как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61—64 ГК РФ.

Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” и рядом других нормативных актов.

 

2. СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего  юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Перед тем, как предпринимать  конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.

Создание любого предприятия  начинается с определения своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот — заемных, налоговых и др.)

Определяющим является спрос на продукцию: если продукция  предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.

По мнению профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов  в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:4

  1. концентрации внимания на рынке;
  2. финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
  3. создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
  4. умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

  1. политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
  2. социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
  3. правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;

Информация о работе Создание и ликвидация предприятий