Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 14:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики развития предпринимательства в России на современном этапе.Задачи курсовой работы:
• охарактеризовать современную сущность предпринимательской деятельности;
• рассмотреть историю развития предпринимательства в постсоветской России;
• провести анализ специфики развития предпринимательства в России.

Содержание работы

• ВВЕДЕНИЕ
• 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
o 1.1 Современная сущность предпринимательской деятельности
o 1.2 История развития предпринимательства в постсоветской России
• 2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
o 2.1 Показатели развития малого бизнеса в РФ
o 2.2 Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 57.53 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ

  • 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    • 1.1 Современная сущность предпринимательской деятельности

    • 1.2 История развития предпринимательства в постсоветской России

  • 2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

    • 2.1 Показатели развития малого бизнеса в РФ

    • 2.2 Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

Это объясняется отсутствием эффективной государственной политики, способствующей развитию предпринимательской инициативы. Большинство мер, направленных на формирование условий функционирования предпринимателей, осуществляется лишь в отдельных сферах предпринимательской деятельности. В таких мероприятиях отсутствуют комплексность и целостность, они не имеют общей цели, а потому не оказывают положительного воздействия на развитие предпринимательства.

Сложившаяся в России внешняя предпринимательская среда не позволяет развиваться предпринимательской деятельности, в особенности в сфере инноваций, а также в секторе малого и среднего предпринимательства. Существуют проблемы, требующие конкретных решений, среди которых: несовершенство законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; отсутствие механизмов защиты прав предпринимателей; наличие высоких административных барьеров; сложности, связанные с недостатками системы налогообложения, слабое развитие инфраструктуры предпринимательства и т.д.

В то же время вопросы успешного функционирования предпринимателей составляют одну из актуальных задач экономической политики страны и обуславливают необходимость проведения комплекса исследований по выявлению факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также по формированию условий, способствующих эффективному функционированию хозяйствующих субъектов.

Целью данной работы является изучение специфики развития предпринимательства в России на современном этапе. Задачи курсовой работы:

· охарактеризовать современную сущность предпринимательской деятельности;

· рассмотреть историю развития предпринимательства в постсоветской России;

· провести анализ специфики развития предпринимательства в России.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Современная сущность  предпринимательской деятельности

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство -- инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица". К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) -- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества -- продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако и это определение не отличается полнотой.

Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как [9, с. 21]:

· деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

· инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

· прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

· процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;

· действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

· специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство -- это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес -- это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей [3, с. 14].

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1.1).

В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса.

В настоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т.д.

Таблица 1.1

Классификация предпринимательской деятельности [2, с. 18]

 

 

Признаки классификации

Характеристика предпринимательской деятельности

 

По сфере деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Сфера потребления

 

По организационно-правовому статусу

Без образования юридического лица

Частное предприятие

Фермерское хозяйство

Общество с ограниченной ответственностью

 
 

Малое предприятие

Смешанное товарищество

Закрытое или открытое акционерное общество

Совместное предприятие

 

По отношению к собственности

Индивидуальная (без применения наемного труда)

Частная

Государственная

   

По количеству собственников

Индивидуальная, частная

Семейная

Коллективная

Смешанная, совместная

 

По масштабам производства и численности работников

Малое предприятие

Среднее предприятие

Большое предприятие

   

По территориальному признаку

Сельская, районная

Городская, областная

Региональная, национальная

Зарубежная

 

По отраслевой принадлежности

Строительная, текстильная

Металлообрабатывающая, горнодобывающая

Пищевая, судостроительная

Энергетика, транспорт, связь

 
           

 

Анализируя различные точки зрения по этому вопросу, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность -- это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее "угадывает", на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие -- своеобразную компенсацию за этот риск.

Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.

Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю.

Предпринимательская деятельность -- это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей -- результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий -- это тоже инновационные моменты.

1.2 История развития предпринимательства  в постсоветской России

Формально быстро проведенная в России ваучерная приватизация (1992-1993 гг.) заложила основы для доминирования частной собственности в экономике. Однако на деле так называемая малая приватизация привела к быстрому и бесконфликтному переходу активов в сфере торговли и бытового обслуживания в руки их прежних директоров, а "большая" -- к формированию в крупной промышленности преимущественно таких квазирыночных форм корпоративного управления, которые надолго закрыли доступ к этим активам аутсайдерам и привели к расцвету деструктивного предпринимательства.

Информация о работе Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства