Социальная отчетность коммерческих компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Мода на корпоративную (социальную) ответственность бизнеса возникла в России внезапно. Корпоративная ответственность – термин, который каждая компания трактует по-своему. Как правило, эти трактовки включают философию, тактику и стратегию компании в общественной сфере и взаимоотношениях с целевыми аудиториями (инвесторами и акционерами, сотрудниками, потребителями, партнерами, поставщиками и пр.). Некоторые компании дают простые формулировки: «социальная ответственность - это то, каким образом мы можем стать лучше», а социальная отчетность – наиболее наглядное выражение того, каким же, действительно, образом «мы можем стать лучше».

Файлы: 1 файл

Социальная отчетность коммерческих компаний.docx

— 21.32 Кб (Скачать файл)

Социальная отчетность коммерческих компаний

 

Мода на корпоративную (социальную) ответственность бизнеса возникла в России внезапно. Корпоративная  ответственность – термин, который  каждая компания трактует по-своему. Как  правило, эти трактовки включают философию, тактику и стратегию  компании в общественной сфере и  взаимоотношениях с целевыми аудиториями (инвесторами и акционерами, сотрудниками, потребителями, партнерами, поставщиками и пр.). Некоторые компании дают простые  формулировки: «социальная ответственность - это то, каким образом мы можем  стать лучше», а социальная отчетность – наиболее наглядное выражение  того, каким же, действительно, образом  «мы можем стать лучше».

Зачем компании пишут социальные отчеты?

Если даже бегло просмотреть  корпоративные сайты крупных  западных компаний, окажется, что сегодня  социальные отчеты публикуются наряду с отчетами о финансовой и производственной деятельности. Среди «писателей»  – почти все крупнейшие мировые  компании, в том числе такие, как  нефтяной гигант ВР, металлургический концерн «Алкоа» (Alcoa), фармацевтический производитель «Байер» (Bayer AG), представители  телекоммуникационной отрасли (AT&T Corporation), кредитные организации (Bank of America), потребительские  и инженерные компании (Bosch Corporation), один из ведущих автопроизводителей «Даймлер Крайслер». От гигантов не отстают и  менее известные компании. Для  компании-лидера иметь социальный отчет  сегодня также необходимо, как  презентационный буклет с хорошей  полиграфией и строгий офисный  вид сотрудников. Социальная отчетность стала элементом корпоративной  культуры.

 

Не менее важным стимулом является возможность сообщить публично об общественно-полезной деятельности, повысив репутацию и имидж  компании, продемонстрировать четко  выстроенную систему управления и прозрачность.

Наконец, правильно организованный процесс подготовки отчета позволяет  выявлять, оценивать и прогнозировать социально-экономические и экологические  риски, которые могут угрожать бизнесу. К примеру, отсутствие долгосрочной социальной стратегии, информации о  социальных программах компании и ее добровольном вкладе в решение социальных проблем повышает риск возникновения  завышенных или неадекватных ожиданий населения и органов власти.

Внедрение нефинансовой отчетности в корпоративную практику не является уделом только крупных компаний, о  чем свидетельствует мировой  опыт. Вслед за компаниями – лидерами бизнеса в этот процесс постепенно будет включаться все большее  число компаний, для которых упрочение  своих позиций на рынке становится осознанной и важной задачей. Любые  компании, независимо от размера и  вида деятельности, могут использовать апробированные в мировой практике подходы к составлению социальных отчетов, поэтапно реализуя универсальные  принципы и методологию и опираясь на передовой отечественный опыт.

Международные тенденции  в социальной отчетности: стандарты и рекомендации

В международной бизнес-среде  сегодня используются самые разнообразные  стандарты, причем в разных странах  свои – как отраслевые, так и  касающиеся определенных аспектов ведения  бизнеса в соответствии с требованиями местного законодательства. На международном  уровне разрабатываются стандарты, применимые к компаниям разных стран  и различных отраслей, и обеспечивающие совместимость показателей. Так, наиболее распространенными в применении к экологическому воздействию предприятий и компаний являются стандарты систем экологического менеджмента серии ISO14000. Стандарт ISO 14001 сегодня внедряется в российских компаниях, которые готовят экологические отчеты. Международные стандарты носят рекомендательных характер - в силу рамочного характера они приемлемы для большинства организаций. Так, стандарт процесса социальной отчетности АА1000 регламентирует лишь общие принципы и обязательные этапы процесса. Документом, который в последнее время находит широкое применение в практике компаний, является руководство «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI), где отражены основные аспекты деятельности компаний (экологический, социальный, экономический). Каждый из стандартов выполняет четко обозначенную задачу, поэтому при выборе стандарта компаниям необходимо проанализировать, какой цели они хотят достичь. Тем не менее, все международные стандарты предполагают, что компании добровольно принимают решение о том, какого рода информацию и в каком объеме они готовы обнародовать.

Хороший нефинансовый отчет  содержит информацию, позволяющую оценить  количество и качество нематериальных активов организации, ее возможности  и потенциал, особенности управления и качество менеджмента. Инвесторы, партнеры, клиенты и собственный  персонал могут получить из отчета сведения, которые, наряду с информацией  о финансовых результатах, помогают им принять необходимые решения  в отношении конкретной компании. Можно предположить, что в ответ  на вызовы времени и общественные ожидания такой подход в принятии деловых решений будет становиться  распространенным явлением. Тем более  ценным представляется опыт компаний, которые первыми в России приступили к подготовке и публикации своих  нефинансовых отчетов.

 

Ситуация в России

Российских компаний, вставших на путь регулярной социальной отчетности, пока не так много, однако с каждым годом их число растет. Сегодня  для многих представителей бизнеса  становится очевидным понимание  того, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет  к снижению предпринимательских  рисков, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала  и лояльность потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие территорий своего присутствия. Тем самым создаются благоприятные  условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон. Начало активной фазы нефинансовой отчетности в России относится к 2000-2001 годам. В целом в стране проявляются  те же тенденции развития этого процесса, которые наблюдались и продолжают развиваться в мире: достаточно высокие  темпы роста числа участников, расширение практики использования  универсальных показателей и  комплексного подхода к оценке нефинансовых результатов деятельности компаний.

По данным аналитического обзора «Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности», подготовленном при участии Агентства социальной информации, на сегодняшний день российскими  компаниями выпущено уже около 30 нефинансовых отчетов. Основу обзора практики развития социальной отчетности в России составила  выборка из 280 компаний, ведущих бизнес в России, которая формировалась  на основе анализа 25 российских и иностранных  рейтингов, учитывала принадлежность компаний к 10 ведущим отраслям российской экономик (отрасли промышленности, финансовый сектор, телекоммуникационный, розничная торговля). В каждой отрасли  были выбраны первые 10-50 наиболее крупных  компаний (в зависимости от количества компаний в отрасли). Из общего массива были отобраны 40 компаний для подробного анализа информации, которая содержится в опубликованных нефинансовых отчетах (26 компании) и соответствующих разделах годовых отчетов (14 компаний).

Развитие нефинансовой отчетности напрямую связано с проблемой  информационной открытости компаний. Интересно, что из 280 компаний, включенных в выборку, почти треть не имеют  корпоративного сайта, еще столько  же имеют сайты, но не отражают свою позицию в отношении корпоративной  ответственности. При этом 43% компаний отражают эту информацию на сайтах, в годовых или нефинансовых отчетах.

Анализ выпущенных российскими  компаниями социальных отчетов выявляет отчетливую специфику в раскрытии  информации, которую российские компании считают значимой и существенной: большое внимание уделяется вопросам социальной политики в отношении  работников, программам развития в  территориях присутствия, а также  благотворительности и спонсорству. На эти программы компании направляют значительные средства. Так, затраты  трех нефтяных компаний (на основании  данных отчетов) на решение социально  значимых проблем, составили в 2004 г. более 16,5 млрд. руб. что в сумме  соответствует 0,1% ВВП.

Сегодня лидеры нефинансовой отчетности – крупнейшие компании России, занимающие верхние строчки  рейтингов и вносящие наибольший вклад в благосостояние страны, как  своей прямой экономической деятельностью, так и реализацией подходов к  корпоративной ответственности. В  их числе компании нефтегазовой, электроэнергетической, металлургической, лесной промышленности, а также единичные примеры  – в пищевой промышленности, розничной  торговли и в банковском секторе.

 

Пока отчеты российских компаний сложно сравнивать: они содержат неоднородные количественные показатели и отличаются по полноте представленной информации, однако вектор развития отчетности все  же направлен на соответствие существующим мировым стандартам. Большинство  социальных отчетов российских компаний, выпущенных в соответствии с международными стандартами, было подготовлено при  участии Агентства социальной информации.

Методы сбора, обработки и представления информации в отчетах

На составление социального  отчета тратится много времени и  сил, причем не только сотрудников самой  компании. Для того, чтобы собрать  информацию, согласно международным  стандартам, в компании должна быть разработана система сбора данных, понятная и принятая всеми подразделениями. В руководстве GRI предложены наборы индикаторов (показателей), которые  компании могут использовать в процессе сбора данных: на усмотрение компаний остается отбор индикаторов, по которым они готовы отчитываться.

Мониторинг и оценка внутренних процессов управления в компании – это одна из составляющих отчета. Он служит также способом общения  компании с внешним миром, демонстрирует  умение видеть риски и предпринимать  своевременные и адекватные действия по их предупреждению и снижению. Для  внешней аудитории, будь то властные структуры, инвесторы или партнеры, представленная в отчетах информация является объектом анализа и сравнения, поэтому сопоставимость данных в  отчете – одна из важнейших его  характеристик. Информационная ценность содержащихся в отчете сведений, как  для внешних аналитиков, так и  для самих компаний при принятии управленческих решений, тем выше, чем  в большей степени поддаются  сравнению ключевые результаты деятельности различных организаций.

Часто привлекаются независимые  консультанты – их участие в процессе социальной отчетности необходимо не только в силу специфики определенных видов работ, но и для обеспечения  достоверности собираемых данных. Многие компании имеют управления или подразделения  внутреннего аудита - он является первой стадией верификации представленной информации. Аудит внешний используется как для подтверждения достоверности  информации, так и для верификации  самого процесса социальной отчетности.

Почему же бизнес начинает использовать сложные системы анализа  и учета собственной деятельности? Ответ, хотя и не очевиден, но угадывается: процесс социальной отчетности полезен  прежде всего для развития и управления бизнесом. Компании используют его  для определения стратегии бизнеса, а остальные заинтересованные стороны  могут судить по отчетам о том, как работает компания и способна ли она достигать запланированные  цели. Естественно, возникают конфликты  интересов: любая бизнес стратегия  неминуемо означает, что при улучшении  одних показателей будут ухудшаться другие. Одобрение или участие  в обсуждении этого процесса заинтересованных сторон (органов власти, потребителей, общественных организаций, местных  сообществ и др.), а не только руководства  компании, позволяет принимать наиболее сбалансированные решения.


Информация о работе Социальная отчетность коммерческих компаний