Система источников права в сфере предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

При переходе от централизованной командной системы управления к регулируемой рыночной модели экономического развития, одной из наиболее сложных проблем является проблема создания - научно познанных и аргументированных правил поведения в сфере экономики, делающих их юридически обязательными для всех участников соответствующих общественных отношений, а также добиться реального воздействия норм права на экономику.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 34.83 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

В настоящее время Кыргызстан переживает сложный период своего развития в связи с переходом на рельсы рыночной экономики. C момента обретения  независимости в Кыргызской Республике произошла кардинальная трансформация  развития производственных отношений, соответствующая новым условиям.

 

При переходе от централизованной командной системы управления к  регулируемой рыночной модели экономического развития, одной из наиболее сложных  проблем является проблема создания - научно познанных и аргументированных  правил поведения в сфере экономики, делающих их юридически обязательными  для всех участников соответствующих  общественных отношений, а также  добиться реального воздействия  норм права на экономику.

 

Центральной фигурой в  народном хозяйстве, творцом и основным действующим лицом проводимых в  настоящее время в Кыргызстане  экономических реформ является предприниматель. Президент Кыргызской Республики в  «Обращении к нации» 25 января 2009 г. подчеркнул что, на ближайшие годы главенствующей идеологией нашей страны при реализации национальных интересов будет идеология  разумного баланса. Необходимо обеспечить баланс между инновациями и сохранением  национального своеобразия, между  рынком и государственным регулированием. Одним из главных национальных интересов  он назвал «Экономическую самостоятельность  и достойную жизнь наших граждан»[1].

 

В настоящее время в  Кыргызстане в области предпринимательской  деятельности методология и система  правового регулирования только формируются. На сегодняшний день единая и целостная система правоотношений в сфере предпринимательства  еще не сложилась. В действующем  национальном законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части создания, деятельности и ликвидации, различных организационно - правовых форм юридических лиц, занимающихся предпринимательством. Нередко правовые акты, принимаемые в этой сфере, являются лишь реакцией на пробелы в законодательстве, ущемления прав и интересов граждан, кредиторов, злоупотребления, получившие широкую огласку в средствах  массовой информации. Попытки механического  заимствования иностранного законодательства нередко приводят к появлению  неудачных правовых норм. Использование  подобного опыта должно основываться на широком применении сравнительно-правовых методов, серьезном анализе возможности  использования в условиях Кыргызстана  норм, аналогичных положениям зарубежного  законодательства.

 

Таким образом, уяснение сущности предпринимательства и его роли в общественной жизни Кыргызстана  требует всестороннего, комплексного подхода, ретроспективного и сравнительно-правового  анализа его развития.

 

Представляется возможным  анализ современных проблем, определение  тенденций и перспектив развития законодательства в сфере предпринимательства. Указанные обстоятельства явились  решающими в выборе темы настоящего диссертационного исследования.

 

1.  Система источников  права в сфере предпринимательства

 

Поведение участников гражданских  правоотношений, включая и правоотношения, возникающие в сфере предпринимательства, регламентируется не только законами, иными нормативными правовыми актами, нормами международного права, но и  условиями заключаемых договоров, принимаемых обязательств, обычаями делового оборота, применением аналогии закона и аналогии права. Законодатель вторгается в регулирование поведения  субъектов гражданского права, в  том числе и в предпринимательскую  деятельность в той мере, в какой  это необходимо для соблюдения публичного интереса и интересов других граждан.

 

В мировой практике структура  источников (форм) права, регулирующих предпринимательскую деятельность, формируется под влиянием концепций  соотношения гражданского права, с  одной стороны, и торгового права - с другой. В современном мире развитие товарно-денежных отношений  влечет за собой включение в торговый оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей (кроме  объектов, изъятых из оборота), расширение сферы торговых сделок, т.е. идет процесс "коммерциализации" права, поэтому  многие принципы и нормы торгового  права внедряются в гражданское. Вследствие этого, границы между гражданским и торговым правом в настоящее время довольно трудно установить. В результате этого некоторые западные европейские государства объединили гражданское и торговое право, упразднив свои торговые кодексы (Швейцария и Италия). Гражданский кодекс Нидерландов регламентирует не только гражданские, но и торговые отношения. Но имеются и иные подходы к этой проблеме. В некоторых странах Западной Европы продолжают действовать торговые кодексы, например, торговый кодекс Франции 1807 года. В Германии применяется Торговое уложение 1897 года с изменениями и дополнениями.

 

В настоящее время во многих государствах континентальной Европы и Латинской Америки сложилась  система частного права, где наряду с нормами общего гражданского права  имеются специальные нормы, регламентирующие организацию и ведение торговой или предпринимательской деятельности. Совокупность этих норм рассматривается  как особая самостоятельная область  — торговое (предпринимательское) право. В этих правовых системах проблема разграничения гражданского права  и торгового (предпринимательского) права является достаточно непростой  проблемой. Существование дуализма частного права в таком аспекте  признается как зарубежными, так  и отечественными специалистами.

 

Дуализм права в этом случае проявляется в наличии двух относительно самостоятельных систем источников права. Прежде всего, в одновременном  существовании гражданских и  торговых кодексов. В некоторых странах имеются особые торговые суды, которые рассматривают споры с участием коммерсантов.

 

Все это порождает вопрос о разграничении гражданского и  предпринимательского права. Иногда эта  проблема разрешается путем определения  круга лиц, признаваемых коммерсантами  либо предпринимателями, а также  установления перечня сделок, которые  считаются торговыми (например, в  Германии).

 

Законодательство о предпринимательстве  и предпринимательских структурах еще проходит первоначальную "обкатку" на практике и, несомненно, будет исправляться и разрастаться, особенно в части защиты прав акционеров, учредителей коммерческих организаций, в том числе от вмешательства разных государственных структур. Начало 90-х годов XX века в истории Кыргызстана ознаменовалось переломными явлениями в экономической, политической и социальной областях жизни. Все это потребовало незамедлительного, нового правового регулирования, поскольку законодательство советского времени уже не могло обеспечить функционирование нового экономического механизма. Правовое регулирование было осуществлено в сжатые сроки. Это законодательство преобразило нашу экономическую жизнь и «сконституировало» принципиально новое явление, каким стало предпринимательство, хотя не все акты законодательства и на всех этапах его становления были совершенными, отвечающими запросам общества.

 

Характеризуя в общем  плане нормативно-правовую базу предпринимательской  деятельности, заметим, что с точки  зрения источников (формы) права, - это  законы, в том числе Основной Закон - Конституция Кыргызской Республики, и подзаконные акты.

 

Прежде чем перейти  к краткому анализу основных направлений  законодательной деятельности в  области предпринимательства, необходимо отметить значение двух стержневых правовых актов:

 

- Конституция Кыргызской  Республики принятая 5 мая 1993 г.  заложившая фундаментальные положения  правового регулирования в условиях  нового политического и социально-экономического  строя; -Гражданский кодекс Кыргызской Республики Часть 1,2 принятые соответственно 1996, 1998 гг. как крупнейший кодифицированный акт, регулирующий имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, составляющие основной элемент предпринимательской деятельности.

 

Нормы гражданского законодательства, отражающие особенности правового  регулирования в сфере предпринимательства, образуют обширную систему правовых предписаний, содержащихся как в  разделах ГК КР, так и в законах Кыргызской Республики.

 

По многим позициям практика такова, что подзаконные акты опережают  законодательное регулирование, как  бы прокладывая ему дорогу, беря на себя функцию апробации того либо иного решения, в дальнейшем получающего  законодательное решение. С нашей  точки зрения подобная практика имеет  право на существование, поскольку  она основывается на соответствующих  положениях ст. 47 Конституции Кыргызской Республики, которая гласит: 1.Президент  на основе и во исполнение Конституции  и законов издает указы и распоряжения. 2. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

 

Думается эта формула  дает возможность Президенту Кыргызской Республики в полной мере осуществлять возложенные на него как главу государства полномочия в проведении внутренней политики государства в части реализации задач по развитию и поддержке предпринимательства.         

 

Значение Указов Президента КР в системе регулирования предпринимательской деятельности, очевидно. В виду многочисленности принятых за последние годы указов, остановимся на наиболее важных из них.

 

Так, принимая во внимание, возросшее  в современных экономических  условиях значение работы по своевременному и справедливому разрешению возникающих  в сфере предпринимательства  хозяйственных споров, в целях  повышения эффективности судебной деятельности, укрепления дисциплины гражданско-правового договора (соглашения, контракта), обеспечивающих выполнение хозяйствующими субъектами принятых на себя обязательств 7 октября 1999 г. был  принят Указ Президента КР « О мерах по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности».

 

В целях совершенствования  государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и установления организационно – правовых норм, способствующих дальнейшему  развитию экономической активности граждан 16 февраля 2000 г. был принят Указ Президента КР «О мерах по совершенствованию государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».   В целях реализации задач по развитию и поддержке предпринимательства, определенных в Комплексной основе развития Кыргызской Республики до 2010 года, формированию благоприятной предпринимательской среды и совершенствования привлечения иностранных инвестиций в республику, исключения необоснованного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства 25 апреля 2002 г. был принят Указ Президента КР « О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере регулирования инвестиционной и иной предпринимательской деятельности».

 

В целях обоснования целесообразности вмешательства государства в  сферу предпринимательской деятельности оценки адекватности и эффективности  предполагаемого нормативного регулирования  за последние годы был принят ряд  Указов Президента КР как например: Указ от 23 июля 2007г. «О мерах по ограничению вмешательства контролирующих правоохранительных и иных государственных органов в работу субъектов предпринимательства». Указ от 2 июля 2007 г. «О мерах по совершенствованию порядка проведения проверок субъектов предпринимательства». Указ от 23 июля 2007 г. «О некоторых мерах по оптимизации разрешительно-регулятивной системы в Кыргызской Республике». Указ от 22 апреля 2008 г. «О моратории на проверки, проводимые Налоговой службой Кыргызской Республики, и сокращения количества проверок субъектов предпринимательства, осуществляемых другими уполномоченными контролирующими органами Кыргызской Республики». Указ от 9 декабря 2008 г.«О совершенствованию государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности».

 

предпринимательство право юридический регулирование

 

2. Классификация источников  права в сфере предпринимательства 

 

Самое трудное в конструировании  предпринимательского права – придание системности ее нормам.        Если взять за основу классификацию  источников права в сфере предпринимательства  национальных ученных К.С. Раманкулова и А.А. Орозалиевой, то правовое регулирование предпринимательской деятельности ведется по четырем основным направлениям, которые корреспондируют четыре крупных блока нормативных актов.

 

Первый блок - определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности. К ним можно отнести следующие: Закон КР от 27 марта 2003 г. №64 «Об акционерных обществах»[2], Закон КР от 15 октября 1999 г. №111 « О некоммерческих организациях»[3], Закон КР от15 ноября 1996г. №60 « О хозяйственных товариществах и обществах»[4], Закон КР от 11 июня 2004 г. №70 «О кооперативах»[5], Закон КР от 3 июня 1999 г. №47 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[6], Закон КР от 14 августа 2003 г. № « О риэлтерской деятельности в Кыргызской Республике»[7].

 

Второй блок - регулирулирует отношения по «вертикали» меду субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой стороны. К ним можно отнести следующие: Закон КР от 29 апреля 2002 г. №76 «О бухгалтерском учете»[8], Закон КР от 8 октября 1999г. №106 «О естественных монополиях в Кыргызской Республике»[9], Закон КР от 2 марта 2002 г. №31 «О приватизации государственной собственности в КР[10], Закон КР от 12 июля 1996 г. №39 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними»[11], Закон КР от 21 июля 1998 г. № 95 « О рынке ценных бумаг»[12], Закон КР от 14 января 1998 г. №8 «Патентный закон»[13], Закон КР от 18 октября 1999 г. №112 «О медицинском страховании граждан в КР»[14], Закон КР от 10 января 2003 г. №2 «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в КР»[15], Закон КР от 27 марта 2003 г. №66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике»[16], Закон КР от 26 июля 1997 г.№92. «Об инвестиционных фондах»[17]. Закон КР от 12 июля 1996 г. № 39. «О государственной регистрации юридических лиц»[18].

Информация о работе Система источников права в сфере предпринимательства