Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности. Основные методы и направления регулирования, использо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Развитие рыночной экономики в России, активизация предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Ведутся дискуссии о степени влияния регулирующего воздействия государства на рыночный механизм. Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности 4
2 Основные направления и методы регулирования предпринимательской деятельности 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

реферат орга-ия пред-ой деят-ти.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Факультет    Экономический

Кафедра       Агробизнеса

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В  ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Студентка                         Е.Д.Морозова

Руководитель                   Н.А.Николаенко

 

 

 

 

 

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                      3

1 Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности                                                                                                                            4

2 Основные направления и методы регулирования предпринимательской деятельности                                                                                                                            9

Заключение                                                                                                                12

Список литературы                                                                                                   13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночной экономики  в России, активизация предпринимательской  деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования. Экономическая наука  и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Ведутся дискуссии о степени влияния регулирующего воздействия государства на рыночный механизм. Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.

Во многих странах  с рыночной экономикой государство  оказывает существенное воздействие  на экономическое и социальное развитие, осуществляет активную налоговую, бюджетную  политику, решает проблемы социального характера, вовлекая эти процессы в предпринимательскую среду.

Контроль государства  за состоянием и развитием рынка  предполагает наличие регулируемого  воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации. В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно − правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ  ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

С первых дней существования  института государства оно занимается экономической деятельностью, вмешиваясь в действия субъектов хозяйственной деятельности, что обеспечивает устойчивость политической власти. Однако степень вмешательства государства в разные периоды времени сильно различалась. Государство выступает орудием политической власти экономически господствующего класса. От степени влияния этого класса, его экономической силы зависит и степень вмешательства государства в хозяйственную деятельность: слабый в экономическом плане господствующий класс вынужден прибегать к силе и мощи государства для удержания своего господства, а сильный уже не нуждается в его явной помощи [1].

Классическая эволюция деятельности государства в области  регулирования предпринимательской  деятельности − от широкого вмешательства до роли арбитра в разрешении противоречий между предпринимателями и обществом.

В экономиках разных стран  и в разные исторические периоды  всегда существовали проблемы, решение  которых требовало применения не исключительно рыночных методов, а  их сочетания с государственным вмешательством в разных формах. Ни одну рыночную систему нельзя охарактеризовать как чисто рыночную, во времена рыночное регулирование дополнялось государственным. Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными. Даже полностью государственная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах весьма значительным [3].

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные  формы взаимодействия государственных  органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [8].

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

1) разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

2) повышение эффективности  государственного регулирования  и снижение соответствующих издержек;

3) ослабление прямых форм вмешательства  и бюрократического контроля  над деятельностью предприятий;

4) создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

5) обеспечение товарно-денежного  и бюджетного равновесия посредством  финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

6) сочетание текущих и перспективных  направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

7) содействие долговременному росту  накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

8) обеспечение свободного передвижения  рабочей силы и соблюдения  норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

9) поддержание социального равновесия  и приемлемого для большинства  населения уровня дифференциации  и распределения доходов.

Характеризуя государственное  регулирование экономики в современных  условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

1) осуществление структурной перестройки  производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

2) повышение конкурентоспособности  продукции экспортных отраслей  и отдельных видов производств;

3) поиск и использование возможностей  долгосрочного обеспечения производства  гарантированными источниками поступления  сырья, топлива, полуфабрикатов;

4) укрепление положения в приоритетных  и наиболее прогрессивных отраслях  экономики, ориентация их на  обслуживание экспортного производства;

5) пересмотр форм связей между  краткосрочными и долгосрочными  мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

6) использование мер воздействия  на процесс концентрации в  ведущих отраслях экономики, в  том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики, основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию [4].

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования  экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей [5].

Большое значение в системе  управляющего воздействия имеют  конкретные формы и методы взаимоотношений  администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, − предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской  деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование  производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования [2].

Важной сферой регулирования  является применение финансовых методов  в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости [9].

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она  сводится к ограничению срока  жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Одна из важнейших  функций государственного регулирования − разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. К этим принципам относятся:

1) защита государством  прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных  интересов российских производителей  и потребителей товаров и услуг;

Информация о работе Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности. Основные методы и направления регулирования, использо