Развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Задачей исследования информации в данной работе является: изучить эволюцию системы налогообложения малого предпринимательства в России; выделить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого бизнеса в РФ; определить особенности малого предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 05.07.2010), субъектами малого предпринимательства являются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие таким условиям:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность  работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  (НДС) или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

       Не смотря на то, что малое предпринимательство в России начало развиваться сравнительно недавно, однако прошло уже довольно сложный путь. Существует ряд особенностей малого предпринимательства России по сравнению с другими странами и по сравнению со средним или крупным бизнесом.

1. Низкая доля венчурной специализации. Основным видом деятельности малого предпринимательства в России является торговля и коммерция, а инновационное производство занимает всего около 6%, тогда как в экономически развитых странах малое предпринимательство занимает около 25%. На сегодняшний день важной задачей для государства является поддержка малого предпринимательства, направленного на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

2. Низкая легитимность  малого предпринимательства. Это объясняется тем, что большой процент предприятий в России функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы и занижая прибыль, они уменьшают свои налоговые выплаты и, соответственно, доходы в бюджет страны. Основной причиной такой работы предприятий являются большие налоги.

3. Плохое финансирование  малого предпринимательства. Причина плохого финансирования предприятий малого предпринимательства в России объясняется низкой величиной индивидуального капитала. Весь стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает со временем обращения капитала. В результате появляется потребность получения кредита для развития бизнеса. Однако, по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки по кредитованию малого бизнеса значительно выше. В итоге, некоторые предприятия становятся банкротами.

4. Неустойчивость малого  предпринимательства. Это происходит в результате нехватки финансирования и жесткой конкуренции, возникшей вследствие инфляции и экономического кризиса. Практически каждый четвертый субъект малого бизнеса в России становится банкротом или сворачивает свою деятельность.

К основным характеристикам  малого предпринимательства в России относятся:

1.Гибкость малого предпринимательства. Предприятия малого бизнеса быстрее реагируют на различные изменения на рынке, что дает им преимущества перед крупным бизнесом.

2.Экономичность малого предпринимательства. Для открытия малого предприятия требуется намного меньше затрат, чем для открытия крупного бизнеса. Для малого предприятия может быть достаточно арендовать помещение и автотранспорт. Оборачиваемость средств малого бизнеса значительно выше, а средняя оплата труда работников ниже. Таким образом, для организации малого предпринимательства необходимо меньше затрат.

3. Узкая специализация малого предпринимательства. Благодаря узкой специализации происходит более качественное удовлетворение спроса потребителей. По сравнению с крупным предпринимательством, направленным на удовлетворение спроса широких слоев населения, малые предприятия обеспечивает клиентам индивидуальный подход.

4.Развитие региональной экономики. Формируя местную инфраструктуру, малый бизнес играет важную роль в развитии регионального рынка. Это ведет к снижению транспортных расходов на межрегиональные перевозки и увеличению доли валового продукта региона. В последнее время наблюдается отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате этого происходит нарушение дисбаланса, что ведет к последующей дифференциации производства. При создании больших производственных центров происходит разрушение региональных центров потребления. Таким образом, развитие малого предпринимательства укрепляет экономику региона.

          Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

          При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

 

2.2. Налогообложение  малого предпринимательства.

              В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима – 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием «единого налога» на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного числа видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона.

Каждая из трех форм налогообложения  доходов индивидуальных предпринимателей имеет свои особенности.

          При уплате налогов по традиционной схеме частный предприниматель должен выплатить несколько видов налогов, которые включают в себя: НДС (налог на добавленную стоимость), ЕСН (единый социальный налог) и НДФЛ (налог на доходы физ.лиц). Также к налоговым выплатам относятся взносы  в ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования). Кроме перечисленных, существуют еще целый ряд дополнительных налогов, которые зависят от вида деятельности частного предпринимателя, а также налоги, которые устанавливаются местными органами самоуправления.

          Упрощённая система налогообложения (УСНО) — специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ. Налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН): 6 %, если объектом налогообложения являются доходы, 15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Однако законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

          При упрощенной системе налогообложения частных предпринимателей уплата нескольких налогов заменяется одним налогом, но, при этом, частный предприниматель должен также уплачивать и страховые взносы в фонд пенсионного страхования. Для применения упрощенной системы налогообложения необходимо, чтобы деятельность предпринимателя соответствовала требованиям Федерального закона.

          Единый налог на вмененный доход применяется, как правило, в тех формах малого бизнеса, где большой оборот наличных денег, но слишком сложно применять налоговый учет (в розничной торговли, бытовых услугах, небольших кафе, рекламе, автоперевозках). Ставка единого налога составляет 15 процентов от величины вмененного дохода.

          Применять схему с уплатой единого налога на вмененный доход также могут только те предприниматели, чья деятельность соответствует требованиям действующего законодательства. Уплата ЕНВД - это замена уплаты нескольких основных налогов, таких как: НДС, налог на доходы физических лиц, а также  единого социального налога одной налоговой выплатой. При уплате  единого налога на вмененный доход, частные предприниматели не освобождаются от выплаты страхового взноса в фонд обязательного пенсионного страхования.

          Обобщая все существующие схемы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей можно сказать, что они связаны со стандартным способом уплаты налогов на доходы или заменой одного налога другим.

 

          Применяемый в соответствии с Законом РФ N148-ФЗ от 31.07.1998 единый налог на вмененный доход является обязательным, и самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему не допускается.

          Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

          Подводя итоги вышеизложенному, мы заключаем, что малое предпринимательство, различные виды промыслов и ремесленного производства были основой экономики России как до 1917 года, так и после; мелкое производство было развито практически во всех отраслях народного хозяйства, однако, наибольший удельный вес малых предприятий сконцентрирован в отраслях, производящих товары народного потребления и занимающихся обслуживанием населения.

          Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

          Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

                         

                          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Федеральный Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 18.10.2007 N 230-ФЗ (с изм. и доп. 2011г).

2. Налоговый Кодекс РФ (НКРФ) Части 1. 2. от 31.07.1998 №146-Ф3 (принят ГДФСРФ 16.07.1998).

3. Давыдова Л. А., Будовская Л. В. Эволюция системы налогообложения в России. - Финансы и кредит. – 2005. - №9 стр.31

4.   Сарбашева С.М. Налогообложение и малое предпринимательство. - Российский налоговый курьер. – 2005. - №3 стр.17

5. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - под ред., Русаковой И.Г. - М.: Юнити – 2004г.- 502 стр.

6.    Алексеев М. Ю., Болабанова О. Н. Налоги: учебник для студентов вузов.- М.: Финансы и статистика -2005г.- 489 стр.

7.    Перов А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М,-2005г. – 618 стр.

8.  Черник И. П. Малый бизнес в России.- Ростов-н/Д: Феникс, - 2004г.-129 стр.

9.     www.nalog.ru

10.    www.rnk.ru


Информация о работе Развития малого предпринимательства в Российской Федерации