Развитие малого предпринимательства в суверенном Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Предприниматель – это человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия, разработкой новой идеи, или нового вида продукции, предлагаемого обществу. Он в состоянии творчески решать задачи согласования потребностей с экономическими ресурсами. Умение находить идеи, ставить цели, осуществлять их в конкретных делах – одна из характерных черт преуспевающих предпринимателей. Предприниматель должен обладать такими качествами, как: инициативность, решительность, упорство, ответственность, организаторские способности, умение убеждать и устанавливать связи. Он должен быть компетентным в той области бизнеса, в которой намечает или ведет собственное дело. Предприниматель должен хорошо представлять, что такое рынок и какие инструменты и зависимости здесь действуют. Необходимо четко знать правовую сторону дела – соответствующие разделы законодательства, налоговую систему, ориентироваться в технологии производства, выпускаемой продукции, возможностях сбыта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Предпринимательство: понятие, сущность, черты ..............................................5
2 Условия предпринимательской деятельности…………………………..........…8
3 Общая характеристика малого предпринимательства.................... ….……......10
3.1 Малое предпринимательство: понятие, субъекты, формы ...........…………..10
3.2 Права и обязанности субъектов малого предпринимательства .....................14
3.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства ……..................15
3.4 Роль предпринимательства в экономике ..........................................................18
4 Анализ современного состояние развития малого предпринимательства
в Республике Казахстан ........................................................................................21
5 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства в РК ...................................................................................27
Заключение …………………………………………………………………….....34
Список литературы…………………………………………………………….....39

Файлы: 1 файл

Развитие малого предпринимательства в суверенном Казахстане.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания; 
 - приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; 
 - содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

- способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

- активизация научно-технического прогресса;

- освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств;

- содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики Казахстана.

Практика показывает, что технический  прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

4 Анализ современного состояния  развития малого предпринимательства  в Республике Казахстан

 

Казахстанский бизнес – это тот  сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе. Формирование отечественного частного предпринимательства в Казахстане началось с первых лет независимости. Это было время трудных решений. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности.

За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе. Создан конкурентный рынок товаров и услуг и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства. Достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия. Создана нормативно-правовая основа регулирования малого предпринимательства.

Поддержка малого бизнеса является краеугольным камнем государственной политики. Это закреплено в таких основополагающих документах, как «Стратегия Казахстана – 2030», «Стратегический план 2010» и «Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года». Вопросам дальнейшего укрепления предпринимательской среды уделено исключительное внимание в Послании Президента народу Казахстана.

Проведенный SWOT - анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года:

- отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров;

- противоречивость законодательных и нормативных актов;

- проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма);

- отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга;

- отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность;

- бюрократизм, коррупция, вымогательство;

- слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования;

- повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям;

- низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.

Принятые в последнее время  усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.

В налоговом законодательстве значительно  усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело к значительному увеличению выплаты штрафов.

В стране действуют 11 тысяч актов  Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством  юстиции, свыше 25 тысяч нормативных  актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.

До сих пор нет развитой инфраструктуры поддержки малого бизнеса, что сказывается на темпах развития этого сектора экономики в стране.

Объединения предпринимателей оставляют  желать лучшего, чаще всего они предпочитают лоббировать интересы небольшой группы компаний. Это является решающим фактором того, что малый бизнес остается, в подавляющем большинстве торгово-посредническим.

Продолжают оставаться нерешенными  проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Высококвалифицированные консалтинговые услуги по вопросам регистрации, разработке бизнес-планов, оценке бизнес-идей, анализу рынка, поиску партнеров, доступу к новым технологиям остаются по-прежнему недоступными для большого числа потенциальных предпринимателей.

Существенным ограничителем становления  производственной деятельности частных  предприятий выступает недоступность  финансовых средств. Невозможность  использования ссудного капитала определяется, во-первых, тем, что кредит слабо обеспечен: собственной весомой недвижимости в первые годы функционирования большинство созданных предпринимательских структур не имеют, а уставный капитал, как правило, формируется ими в размере, не превышающем установленный государством минимальный уровень. К тому же велик риск его не возврата: сроки кредита исчисляются месяцами, а отдача, если речь идет о производстве, значительно отдалена во времени, к тому же скорость оборота капитала в этой сфере слабо корреспондируется с помесячной выплатой процентов, а реальная доходность продукции в силу инфляции и ограниченной платежеспособности покупателей зачастую не покрывает величину даже учетной ставки.

Таблица 1 – Статистические данные по количеству субъектов малого

предпринимательства на 2006-2007 гг.

№ п/п

Показатели

на 01.04. 06г.

на 01.04. 07г.

%

1

Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, единиц, в т.ч.:

758658

838359

110,5

2

- юридические

161902

177402

109,6

3

- физические

596756

660957

110,8

4

Количество  действующих  хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, единиц, в т.ч.:

567262

635218

115,2

5

- юридические

119769

113347

94,6

6

- физические

447493

521871

116,6

7

Численность занятых  субъектов малого бизнеса, человек

1520141

1645253

108,2

8

- юридические

553451

555914

100,4

9

- физические

966690

1089339

112,7

10

Объем выпуска продукции, млрд. тенге

1 234

1 532 

124.2


 

По данным Агентства по статистике Республики Казахстан на 1 апреля 2007 года было зарегистрировано 177 402 предприятий малого бизнеса (юридических лиц), из них действующие составили 113 347 или 63,9%. На 1 января 2005 года доля действующих предприятий составляла 71,2%. (зарегистрировано 145 087, действующих 103 291). При росте количества зарегистрированных предприятий за 2005-2007 годы на 32 315 или 22,3%, количество действующих субъектов увеличилось на 10 056 или 9,7%.

Рост по численности  занятых в малом бизнесе ежегодно замедлялся: если в 2002 году было создано 88 тысяч новых рабочих мест, то в 2003 году 27,8 тысяч рабочих мест, а в 2004 году 74,6 тысяч, при этом на 01.02.2005 г. количество занятых на предприятиях малого бизнеса сократилось на 62,8 тысяч. Только на 1.04.07 г. количество занятых на предприятиях малого бизнеса выросло на 125 тыс. человек.

Если рассматривать отраслевую структуру малого предпринимательства, то с начала 90-х годов она практически не менялась. Основная часть предпринимателей занимается торгово-посредническими услугами, промышленные предприятия занимают не более 13%.

Доля малого бизнеса в ВВП за последние годы остается на уровне 16-17%.

Анализ предыдущих программ поддержки  и развития предпринимательства показал, что их реализация не обеспечила ожидаемое развитие субъектов малого бизнеса и поставленные показатели по количеству субъектов, созданию новых рабочих мест и увеличению доли предпринимательства в ВВП не были достигнуты даже на половину.

Ежеквартальный рейтинг малого бизнеса, проводимой Агентством РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, позволила выявить определенную дифференциацию в уровнях развития малого предпринимательства по регионам Казахстана. К категории регионов с относительно высоким уровнем развития малого бизнеса можно отнести города Алматы и Астана, Костанайскую область. К категории регионов со средним уровнем развития малого предпринимательства входят Южно-Казахстанская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Атырауская, Жамбылская, Кзыл-Ординская и Мангистауская области. Регионом с относительно низким уровнем развития этого сектора экономики можно считать Павлодарскую, Актюбинскую, Западно-Казахстанскую и Акмолинскую области. Мониторинг развития малого бизнеса по регионам второй группы (со средним уровнем) показал, что ведущие позиции по развитию предпринимательской деятельности в отраслях промышленности занимают Атырауская и Алматинская области.

 Очевидно, что вклад  малого предпринимательства в  экономику республики возрастает. Однако подъем происходит волнообразно, периоды роста сменяются спадом, затем вновь некоторое оживление, имеются существенные неиспользованные резервы. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что проблемы стоящие перед малым бизнесом и препятствующие его развитию в стране носят устойчивый характер и все, принимаемые до настоящего времени попытки решить их не увенчались успехом. Требуется углубление экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе международного опыта и опыта предыдущих лет.

Проведенный анализ состояния  и тенденций в развитии бизнеса  в Казахстане свидетельствует, что  предпринимательство – важнейшее направление развития экономики, и в настоящий момент его вклад в экономику республики становится всё более весомым. Однако, несмотря на то, что в целом, по республике, количество занятых в сфере предпринимательства повышается, а удельный вес к экономически активному населению остаётся ещё низким по сравнению с государствами с развитыми рыночными отношениями.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в суверенном Казахстане