Проверка партнеров по бизнесу и условий заключения сделки как метод снижения степени риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

В России предприниматели чаще всего интересуются реальным финансовым положением контрагента и реальной историей работы компании, историей ее поведения на рынке. Причем часто речь идет как о предприятии-контрагенте, так и о конкретных людях, которые им управляют. Например, в молодую небольшую компанию приходит опытный грамотный менеджер, в результате контракт может быть заключен с учетом его опыта работы. Понятно, что, располагая достоверной информацией о потенциальном партнере, можно сделать определенное заключение о его надежности. Вопрос только в том, где такую информацию взять.

Файлы: 1 файл

доклад зонова.docx

— 21.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат на тему: «Проверка партнеров по бизнесу и условий заключения  
сделки как метод снижения степени риска». 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При заключении любой сделки для снижения риска по хозяйственным  контрактам предпринимателю необходимо проверить предполагаемого партнера. Основное правило бизнеса: «доверяй, но проверяй». Однако какого-либо традиционного или стандартного перечня того, что надо знать о коммерческих партнерах, не существует.

В первую очередь при заключении любой сделки инвестору необходимо проверить предполагаемого партнера, предлагаемые им объекты инвестирования. В развитых странах действуют  специализированные консультанты, владеющие  большим объемом информации о  существующих фирмах, их финансовом положении, надежности, честности и так далее. Среди информационных услуг, предоставляемых  этими фирмами, бизнес - справки о финансовом положении и деловой репутации потенциального партнера или клиента. Бизнес-справка включает в себя: сведения об общем объеме финансовых средств с оценкой финансовой устойчивости фирмы; список банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела фирмы; список финансовых инструментов, эмитированных данной фирмой, и состояние выплат по ним; справку о точности исполнения платежей с указанием сроков оплаты счетов; сравнение финансового состояния фирмы и точности исполнения платежей с другими фирмами той же отрасли. Такие бизнес - справки составляются на основании самых различных источников информации и позволяют инвестору – институциональному либо индивидуальному - судить о предполагаемом объекте инвестирования и таким образом минимизировать возможные риски.

В США перед заключением  любого контракта обе стороны  могут получить исчерпывающую информацию о партнерах через базу данных какой-либо информационной системы. Самой  известной считается система  Dun & Bradstreet, у которой базы данных и в США, и в Испании, и в Скандинавии, и в Арабских Эмиратах. Причем информация о коммерческих структурах включает в себя журналистские расследования, базу данных банкротов, аудиторские отчеты и другие документы.

Система Dun & Bradstreet в развитых странах, а также в России включает базу общей информации и базу юридической информации. Первая содержит общую информацию о компании, месте, дате регистрации, директорах и собственниках, об изменениях в управлении и юридической структуре, о видах деятельности. Может быть предоставлен краткий обзор финансового состояния, некоторые экономические показатели и информация о нестандартных событиях - противозаконных действиях, банкротствах, слияниях и поглощениях. Вторая база содержит данные об акциях компании, идентификационный номер налогоплательщика, справки о судебных штрафах и решениях суда и т. п.

В России пока данная система  не развита, хотя необходимость ее очевидна, о чем свидетельствует наличие  схем, связанных с передвижением  мошенников по территории России, сопредельных государств и даже развитых стран.

В России предприниматели  чаще всего интересуются реальным финансовым положением контрагента и реальной историей работы компании, историей ее поведения на рынке. Причем часто  речь идет как о предприятии-контрагенте, так и о конкретных людях, которые  им управляют. Например, в молодую  небольшую компанию приходит опытный  грамотный менеджер, в результате контракт может быть заключен с учетом его опыта работы. Понятно, что, располагая достоверной информацией о потенциальном  партнере, можно сделать определенное заключение о его надежности. Вопрос только в том, где такую информацию взять.

Еще один возможный путь избежать ошибок при выборе партнера — создание собственной системы  сбора и анализа информации о  потенциальных или существующих контрагентах. В качестве образца  в этом случае можно использовать систему Due Diligence — «должного внимания», практикуемую западными банками по отношению к своим клиентам. Эта система обеспечивает защиту от разного рода мошенничеств. Один из основных инструментов такой системы — анкета, включающая вопросы о названии компании-контрагента и адресах ее офисов за последние два-три года; о видах бизнеса, ею осуществляемых. Анкета может содержать вопросы о партнерах компании и их адресах, в нее включаются вопросы о финансовом состоянии компании и предполагаемом обороте или будущем среднем остатке на счете. Наиболее сложные вопросы анкеты связаны с происхождением капитала компании. Подобная анкета дает предварительную информацию о клиенте, и, в случае если что-то в его ответах настораживает, следует проводить дополнительное исследование, включающее поиск подтверждений (или опровержений) полученных данных, поиск фактов, о которых партнер умолчал, а также проверку сведений через других контрагентов.

По итогам анкетирования  предпринимательская фирма готовит  заключение о целесообразности сотрудничества с проверяемой компанией. Предпринимателю  необходимо собрать о предполагаемом партнере как можно больше информации, а затем правильно ее проанализировать.

Кроме того, следует тщательно  изучать предлагаемые условия заключения сделки.

Таблица 1.

Классификация предпринимательских  сделок в зависимости от риска

 

Характер сделки

Критерий надежности

надежная

Представленные подлинные  документы, цена приобретения сопоставима с рыночной, наличие неудовлетворенного спроса на приобретаемый товар (услуги) и реального рынка сбыта (реализации)

реальная

Подлинные документы, условия  сделки сопоставимы с рыночными, спрос на приобретаемый товар (услуги) ограничен

сомнительная

Подлинные документы, условия  сделки и возможность ее реализации требуют дополнительной экспертизы

нереальная

Представлены копии документов, необходима экспертиза их подлинности и условий реализации сделки


Предлагаемая классификация (табл.1)позволяет предпринимательской фирме оценить характер предполагаемой сделки и сделать свой выбор. Если предпринимателя устраивают предполагаемый партнер и условия заключаемой сделки, то перед ним стоит задача — заключить договор сделки таким образом, чтобы снизить все возможные для предпринимательской фирмы риски. Ниже перечислены возможные действия, предпринимаемые для минимизации рисков по хозяйственным контрактам.

В том случае, если субъекта инвестиционной деятельности устраивает предполагаемый партнер и условия  заключаемой сделки, перед ним  стоит задача - совершить сделку таким образом, чтобы снизить  все возможные для предпринимательской  фирмы риски. В сфере реального  инвестирования большое значение имеет  умелое заключение хозяйственных контрактов. В таблице 2 перечислены возможные действия, предпринимаемые для минимизации рисков по хозяйственным контрактам.

Таблица 2

Минимизация рисков по хозяйственным  контрактам

Вид риска

Возможные действия предпринимателя

Несоблюдение партнером  обязательств по контракту

 

  1. Составление протокола о намерениях, где оговаривается срок, в течение которого обе стороны, заключающие контракт, могут внести изменения.
  2. Указание в протоколе о намерениях размера материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта
  3. Вступление контракта в силу не с момента его подписания, а с момента его согласования.
  4. Указание в контракте условия рассмотрения споров через третейский суд.
  5. Введение в контракт системы штрафных санкций за каждое взятое обязательство по контракту (размер санкций определяется договоренностью обеих сторон).
  6. Введение кроме штрафных санкций условия уплаты неустойки в размере 0,1% за каждый день невыполнения обязательств.
  7. Указание в контракте действия форс-мажорных обстоятельств не приводит к освобождению от ответственности.

Неплатежеспособность партнера

 

  1. Вступление контракта в силу после поступления средств на расчетный счет исполнителя.
  2. Передача права собственности заказчику только после 100% оплаты.
  3. Использование услуг банка по аккредитивной форме расчетов.
  4. Введение в контракт условия залоговых платежей.
  5. Заключение с банком договора на факторинговое обслуживание возможной дебиторской задолженности.

 

Еще один внутренний источник риска - это планирование и прогнозирование  инвестиционной деятельности фирмы. Оно, как правило, основано на разработке бизнес-плана инвестиционного проекта. Минимизации возможных хозяйственных  рисков существенным образом способствует обладание полной и своевременной  информацией о внутреннем положении  фирмы или проекта – объекта  инвестирования и их внешнем окружении. Недооценка информации, неосведомленность, некомпетентность ведут порой к  немыслимым потерям. Успешно функционировать  в непрерывно меняющейся ситуации способна лишь та фирма, которая не просто учитывает  перемены, а действует, используя  новейшую информацию для постоянной корректировки своей деятельности. Располагая достоверной и полной информацией о состоянии и  тенденциях внешней и внутренней среды фирмы, легче прогнозировать и планировать ее инвестиционную деятельность, добиваться минимизации  инвестиционного риска.


Информация о работе Проверка партнеров по бизнесу и условий заключения сделки как метод снижения степени риска