Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:37, реферат

Описание работы

Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности — непрерывный процесс. При этом для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политикиния

Файлы: 1 файл

Продовольственная безопасность.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни

Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности — непрерывный процесс. При этом для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики

В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода.

Определения продовольственной безопасности, сформулированные на Римской встрече, содержат указания на следующие элементы:

  1. физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи;
  2. экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения;
  3. автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);
  4. надежность, то есть способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;
  5. устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства

Продовольственная политика соответственно рассматривается как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только производства, внешней торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также социального развития сельской местности.

На организованной ФАО Всемирной  встрече на высшем уровне по проблемам  продовольствия (Рим, 1996 год) 186 стран утвердили Декларацию и план действий по всемирной продовольственной безопасности, в которой была поставлена цель сокращения вдвое к 2015 г. доли населения, страдающего от голода, и намечены пути достижения всеобщей продовольственной безопасности. Во Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия: пять лет спустя (Рим, 2002 год) приняли участие 179 стран и делегация Европейского сообщества в составе 73 глав государств и правительств или их заместителей.

Одной из важнейших мер является принятие Президентом Российской Федерации  Доктрины продовольственной безопасности России, в основу которой заложены два основных принципа – обеспечение физической и экономической доступности продовольствия в любое время в любых местах жизнедеятельности человека, а также гарантирования безопасности и качества продукции питания. В доктрине определены цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности России. Гарантией её выполнения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

УТВЕРЖДЕНА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ЯНВАРЯ 2010 Г. № 120

В Доктрине развиваются положения  Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1994 № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24), учтены положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года.

Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСОВ

После спада производства в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в девяностые годы XX столетия в течение последних десяти лет идет устойчивый процесс их восстановления. За эти годы прирост продукции сельского хозяйства составил около 40%. Высокими темпами развивается промышленность по производству пищевых продуктов. Укрепляется экономика значительной части сельскохозяйственных организаций. Россия стала одним из ведущих в мире экспортеров зерна.

Значительное влияние на эти  процессы оказало осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, создали условия для повышения степени удовлетворения платежеспособного спроса населения за счет продукции отечественного производства.

Вместе с тем, потенциал  агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов реализован далеко не полностью, а состояние продовольственной  безопасности вызывает серьезные опасения. Сохраняется высокая импортная  зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия. Прирост импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия существенно опережает по темпам прирост валовой продукции сельского и рыбного хозяйства и производства пищевых продуктов.

Для России, с ее огромной территорией, физическая и экономическая  доступность продуктов питания  для различных групп населения  неодинакова, особенно в регионах Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Несмотря на рост импорта, потребление населением основных пищевых  продуктов значительно ниже рекомендуемых  величин. Обеспеченность основными  пищевыми продуктами по отношению к  рекомендуемым рациональным размерам их потребления составляет: мясо и мясопродукты – 68%, молоко и молокопродукты – 61%, яйца – 88%, рыба и рыбопродукты – 56%, овощи и бахчевые – 76%, фрукты и ягоды – 72%. Потребление сахара, картофеля, хлебопродуктов соответствует рекомендуемым нормам.

Существует высокая  дифференциация по уровню доходов, следствием чего являются значительные количественные и качественные различия в питании  населения страны. В группе населения  с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами в сравнении с группой с наибольшими ресурсами потребляется значительно меньше овощей, рыбопродуктов, фруктов, ягод, мяса и мясопродуктов.

Особенно низким остается среднедушевое потребление белка  животного происхождения социально  незащищенными слоями населения.

Основными внутренними факторами, определяющими сложившееся социально-экономическое состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, являются несовершенство макроэкономических условий их функционирования, отставание в развитии инновационной деятельности и социальной сферы, а также дефицит квалифицированных кадров, способных адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка.

Возрастает влияние  на обеспечение продовольственной  безопасности России внешних факторов: существенный рост платежеспособного  спроса в развивающихся странах, интенсивное развитие биоэнергетики в развитых странах, снижение уровня мировых запасов продовольствия, развитие мирового финансового и фондового кризиса. Продовольствие все больше становится одним из основных рычагов политического и экономического давления в международных отношениях.

В XXI веке возрастает роль России как государства, обладающего  значительными резервами, аграрным потенциалом и водными биологическими ресурсами не только для производства продовольственных ресурсов для  собственного потребления, но в перспективе – и для поставок отдельных их видов на внешний рынок.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

В целях обеспечения  продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться в следующих основных направлениях.

В сфере повышения  экономической доступности продовольствия для всех групп населения предстоит  особое внимание уделить осуществлению  мер, направленных, прежде всего, на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

В части физической доступности  продовольствия предстоит развивать  межрегиональную интеграцию в сфере  продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов страны в зонах недостаточного производства продовольствия или оказавшимся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для расширения числа объектов торговой инфраструктуры различных типов.

В части формирования государственных резервов должны определяться объемы и номенклатура соответствующих  резервов.

В области обеспечения  безопасности продовольствия должны быть приняты меры по соответствию требованиям технических регламентов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, в том числе импортированной, на всех стадиях - производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.

Предстоит продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.

Необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности и качества пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы.

В области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия предстоит  сконцентрировать усилия на следующих  направлениях:

- повышение почвенного  плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем; 
- развитие животноводства и его кормовой базы; 
- расширение и более интенсивное использование потенциала водного фонда и новых технологий индустриального выращивания водных биоресурсов; 
- создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции; 
- ограничение или исключение использования сельскохозяйственной продукции и сырья для производства биотоплива; 
- совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности предотвращения и устранения ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной и рыбной продукции и материально-технических ресурсов, развитие рыночной инфраструктуры; 
- повышение эффективности государственной поддержки, уделив особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей; 
- опережающее развитие научного потенциала агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и реализация мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров; 
- увеличение темпов структурно-технологической модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-экологического потенциала; 
- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности.

В сфере устойчивого  развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления:

- социальное обустройство  сельских и прибрежных рыбацких  поселений; 
- увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях; 
- осуществление мониторинга уровней безработицы и реальных доходов сельского населения; 
- диверсификация занятости сельского населения.

В области внешнеэкономической  политики необходимо осуществить меры по:

- гибкому применению  мер таможенно-тарифного регулирования  для целей обеспечения продовольственной  безопасности; - рационализации соотношения экспорта и импорта сырья и продовольствия; 
- эффективному и оперативному использованию мер торговой защиты при демпинговом, субсидированном или резко возросшем импорте; 
- обеспечению эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов; 
- снижению зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.

Информация о работе Продовольственная безопасность