Проблемы малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Законодательство Российской федерации относит к малому бизнесу, во-первых, частных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, во-вторых, фирмы с числом работников до 100 человек. Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство в россии.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Проблемы  малого бизнеса в России

Законодательство Российской федерации  относит к малому бизнесу, во-первых, частных предпринимателей, действующих  без образования юридического лица, во-вторых, фирмы с числом работников до 100 человек. Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Малый бизнес играют большую  роль в национальной экономике. Он во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса                    в экономике  проявляется в следующем:

Во-первых, предприятия малого бизнеса вносят значительный вклад в экономику страны. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%, тогда как  в России этот показатель не превышает 12%. Доля занятого населения в предприятиях малого бизнеса в странах Европейского союза – более 80 %.

Во-вторых, малый бизнес способствует формированию конкурентной среды для крупных предприятий. Существование региональных и местных рынков, огранивает монополии и толкает производителей на создание конкурентоспособного товара за счет снижения цен, улучшения качества, диверсификации производимой продукции.                  Что, несомненно, положительно сказывается на потребителях.

В-третьих, происходит ускорение научно-технической революции за счет организации мелкосерийного и опытного производства, поиска разработок и внедрение новых идей.

Таким образом, предприятий малого бизнеса выполняют две главные  роли                        в национальной экономике: мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов и обеспечение роста налоговых поступлений в казну государства.

Проблемы МП можно разделить на две группы: общие и различающиеся по размерам городов – проблемы МП крупных городов (от 500 тыс. чел. населения) и малых городов (менее 500 тыс. чел.)

Общие проблемы:

а) Кредитование. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

б) Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени.

Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью  фирмы.

в) Недостаточная  подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.

г) Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

д)  Нехватка информации. Несмотря на существование многих программ помощи МП, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади.

Большие города

 а) На сегодняшний день  в Москве очевиден запретительный уровень цен на аренду. Практически невозможно найти офисные помещения, с условием легальной аренды, дешевле, чем за 300 долл. в год, а отапливаемые складские помещения – 150 долл. в год. В такой ситуации, очевидно, могут выжить лишь МП с высокой нормой прибыли.

б) Высокая цена рабочей силы.

в) Следующей, но далеко не последней проблемой по значению, является исчезновение некоторых видов рабочих специальностей, т.е. то, что производственные рабочие, имеющие высокую квалификацию, уходят на более высокооплачиваемые, но более низкие по требуемому уровню квалификации должности. Так, большая часть людей, занимающихся расстановкой автомобилей на парковке около торгового комплекса «Горбушка», являются бывшими операторами термопласт-автоматов, а этой специальности нужно обучаться, по меньшей мере, два-три года.

Малые города

а) В малых населенных пунктах обычно отсутствует рынок, достаточный для развития компании.

б) Административное давление. Если в Москве или Санкт-Петербурге вы не нашли общего языка с конкретным чиновником, то у вас есть шанс переместить бизнес в соседний район или пригород. В малых городах этого шанса нет – вас достанут на территории всего района, а то и области. Это является следствием, как относительной малочисленности фирм, так и относительной многочисленности чиновников.

Требования инспекций (СЭС, Административно-техническая инспекция, пожарники) в провинции имеют гораздо более буквальный характер, и некуда апеллировать.

В некоторых регионах трудно купить здания или землю –  не продается и все.

в) Отсутствие реального кредита. Если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в городах с населением до 50 тысяч часто есть только один банк.

г) Трудности выхода МП на общероссийский рынок часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.

д) Старая инфраструктура. Здесь стоит отметить, прежде всего, тот факт, что множество малых предприятий в провинции практически не внедряют новые технологии. В Москве и крупных городах большинство малых организаций имеют сайт в интернете и активно используют электронную почту, чего не происходит в малых городах, и это приводит к еще большей непрозрачности рынка.

В то же время следует отметить, что в малых городах за счет тесного сотрудничества и относительной малочисленности компаний между МП формируются особые связи, благоприятно влияющие их развитие, - это работа, основанная на личных контактах и точном знании потребностей друг друга, что позволяет эффективно планировать производство и выполнять заказы в кратчайшие сроки.

 

 

 

 

 

Выше обозначенные проблемы требуют скорейшего разрешения:

– создание инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;

– оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МП;

– содействие субъектам МП в продвижении производимых ими товаров и услуг, результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

– поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

– информационная и консультационная поддержка.

– развитие системы межсекторного взаимодействия.

Консолидация  усилий власти и бизнеса в обозначенных направлениях позволят обеспечить ускоренный рост и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Смоленской области.

Развитие  малого предпринимательства – это, по сути, способ возрождения страны.

 




Информация о работе Проблемы малого бизнеса в России