Приватизация государственной и муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:44, доклад

Описание работы

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации). Приватизация регулируется не только федеральным законодательством, но и издаваемым в соответствии с ним законодательством субъектов РФ. Приватизация муниципального имущества проводится самостоятельно органами местного самоуправления в соответствии с федеральным .законодательством.

Файлы: 1 файл

право доклад.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

Созданные в процессе приватизации акционерные общества, акции которых находятся в  государственной или муниципальной  собственности, имеют значительные особенности. 
Акционерное общество в процессе приватизации создается путем преобразования унитарного предприятия, имущество которого переходит в собственность общества в составе, определяемом в передаточном акте. Переход имущества регистрируется в порядке, установленном для передачи недвижимости, каковой признается имущественный комплекс приватизируемого предприятия'. С переходом этого имущества унитарное предприятие прекращает свое существование как субъект права, о чем делается запись в реестре юридических лиц (ст. 27 Закона о приватизации).

Вместо него создается  акционерное общество, которое может  быть только открытым. Однако если правоспособность акционерного общества обычно является общей, то открытое акционерное общество, созданное в процессе приватизации, обладает лишь специальной правоспособностью. Согласно п. 3 ст. 37 Закона о приватизации в уставе такого общества в обязательном порядке определяются цели и предмет  его деятельности. До первого собрания акционеров руководитель приватизированного унитарного предприятия назначается  директором (генеральным директором) создаваемого акционерного общества. 
В первые годы приватизации были изданы многочисленные нормативные акты, в основном президентские указы, которые определяли особенности организации и деятельности акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. 
В приватизационном законодательстве было предусмотрено, что в таких акционерных обществах могут использоваться особые виды акций: акции типа «А», акции типа «Б» и «золотая акция». 
Ахции типа « А » — это привилегированные акции, которые передавались работникам приватизируемых предприятий безвозмездно. Однако в настоящее время они не выпускаются, а в соответствии с п. 16 ст. 43 Закона о приватизации выпущенные ранее, но не реализованные акции типа А отчуждаются в общем порядке на возмездной основе. 
Акции типа «Б» до принятия действующего Закона о приватизации рассматривались как привилегированные акции, временно закреплявшиеся в государственной собственности, которые после продажи частным лицам и организациям конвертировались в обыкновенные акции. В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о приватизации акции типа «Б» теперь приобрели статус обыкновенных акций.

«Золотая  акция» была введена Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Эта акция могла выпускаться в единственном экземпляре наиболее важными акционерными обществами, созданными в процессе приватизации. «Золотая акция» закреплялась за государством и предоставляла право вето при решении на общем собрании акционеров важнейших вопросов: об изменении устава общества, о его реорганизации и ликвидации. Однако при продаже этой акции частным лицам и организациям она конвертировалась в обыкновенную акцию, и предоставляемые ею особые полномочия утрачивали силу. 
Законом о приватизации 1997 г. статус «золотой акции» был изменен. Она перестала выпускаться в качестве ценной бумаги, включаемой в уставный капитал акционерного общества, ее передача не допускается. «Золотая акция» трансформировалась в специальное право государства на участие в управлении акционерным обществом, созданным в процессе приватизации. В таких условиях термин «золотая акция» является лишь обозначением этого специального права. 
В 2001 г. в ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах» была внесена поправка, согласно которой приватизационное законодательство распространяется не только на общества, более 25% акций которых принадлежат государству или муниципальному образованию, но и на общества, в отношении которых установлено специальное право на участие государства в управлении ими («золотая акция»).

Действующий Закон  о приватизации сохранил сложившееся  понимание специального права на участие в управлении акционерными обществами, созданными в процессе приватизации, и внес некоторые уточнения  в порядок его использования. Решение об использовании специального права («золотой акции») может приниматься  Правительством РФ или органами субъектов  РФ при приватизации имущественных  комплексов унитарных предприятий  или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных  обществ, независимо от количества акций, находящихся в государственной  собственности. 
Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего акционерного общества.

В случае введения специального права («золотой акции») Правительство  РФ или орган субъекта РФ назначают  представителей РФ или соответствующего субъекта в совет директоров (наблюдательный совет) и в ревизионную комиссию акционерного общества. Эти представители  могут вносить предложения в  повестку дня общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного  общего собрания. Представитель в  совете директоров участвует в сессиях  общего собрания акционеров с правом вето при решении важнейших вопросов. 
К числу вопросов, при решении которых может использоваться право вето, относятся: внесение изменений в устав общества, реорганизация общества, ликвидация общества, изменение уставного капитала, совершение крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность. 
Порядок управления акционерными обществами, в отношении которых установлено специальное право РФ на участие в управлении («золотая акция»), регулируется Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 7381. В нем предусматривается, что представители России в совете директоров и в ревизионной комиссии таких обществ назначаются Правительством РФ. Первоначально это делалось по представлению Минимущества России, а позднее в связи с его ликвидацией в процессе административной реформы указанные представители стали назначаться по представлению Росимущества2, согласованному с федеральным отраслевым органом исполнительной власти. 
Представители РФ осуществляют свои полномочия на основании письменных директив указанного федерального агентства, составленных с учетом предложений федерального отраслевого органа исполнительной власти. 
Государство и субъекты РФ могут участвовать в управлении акционерными обществами, созданными в процессе приватизации, не только с помощью специального права («золотой акции»), но и путем использования принадлежащих им пакетов акций. В этом случае права государства осуществляет действующее от его имени Правительство РФ, уполномоченный государственный орган или специализированное учреждение. Если же акции находятся в собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующие права осуществляются органами субъекта РФ или органами местного самоуправления. 
Количество акций, которые могут принадлежать государству, субъекту РФ или муниципальному образованию, не ограничивается. Принадлежность им более 25% акций является условием распространения на акционерное общество приватизационного законодательства. Кроме того, такой пакет акций дает возможность блокировать принятие решений, требующих квалифицированного большинства в 75% голосов акционеров. Государству может принадлежать и контрольный пакет акций, и даже 100% акций соответствующего общества.

В случае если все  акции общества принадлежат государству, субъекту РФ или муниципальному образованию, общее собрание акционеров не проводится, а функции этого высшего органа управления акционерного общества осуществляются от имени соответствующего собственника в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, органом субъекта РФ или органом  местного самоуправления. 
Полномочия общего собрания акционерного общества, 100% акций которого находятся в федеральной собственности, осуществляются Рос-имуществом. 
"и Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества"». В этом законе предусматривается возможность принятия Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления решений об уменьшении доли участия государства или муниципального образования с обязательным сохранением в государственной или муниципальной собственности не менее чем 25% голосующих акций плюс одна (если доля участия государства либо муниципального образования составляет более 25%, но не более 50%) или с сохранением в их собственности не менее 50% голосующих акций плюс одна (если их доля превышает 50%). 
Единоличный исполнительный орган стратегического акционерного общества не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в уставный капитал этого общества по решению Правительства РФ, а также сделки, влекущие за собой возможность такого отчуждения, без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. 
Изложенное показывает, что для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, установлены значительные особенности. В то же время необходимо учитывать, что на них распространяется общее акционерное законодательство в части, не противоречащей приватизационному законодательству, определяющему особенности организации и деятельности таких акционерных обществ.

Использованные источники: сайт предпринимательского права,  http://pred-pravo.ru.


Информация о работе Приватизация государственной и муниципальной собственности